В память о потерянных космических аппаратах

В этом году космические агентства по всему миру запустили новые захватывающие роботизированные миссии, сияющие сейчас в дальних уголках Вселенной. Но что с комическими аппаратами, которые мы потеряли? Мы подготовили список некоторых КА, которые мы любили и потеряли в 2013 году.

КА Кеплер (Kepler)

Охотник за экзопланетами, космический аппарат НАСА «Кеплер», серьезно пострадал в этом году, когда в мае 2013 года произошла поломка двигателя-маховика № 4 гиростабилизированной платформы, который поддерживает корабль в правильном положении в космосе. В конце лета ситуация повторилась – поломка второго двигателя. С двумя неисправными маховиками дальнейшее выполнение первоначальной миссии стало невозможно.

Хотя надежда не потеряна - инженеры придумали схему, как снабдить аппарат энергией Солнца. Если все получится, НАСА объявит о новой миссии под названием «К2».

Кеплер был запущен в 2009 году и выполнял свою миссию 3,5 года, заключающуюся в поиске экзопланет, похожих на Землю, по всей галактике. Телескоп обнаружил 3500 планет-кандидатов, подавляющее большинство из которых будет проверено в последующих наблюдениях.

Космическая обсерватория «Планк» (Planck)

После 4-х лет работы в космосе, астрономический спутник «Планк» Европейского космического агентства (ЕКА) завершил свою миссию в этом году. В октябре из центра управления полетами ЕКА была отправлена последняя команда, на выключение телескопа, как и планировалось.

Главная задача спутника состояла в изучении вариаций космического микроволнового фона — реликтового излучения (космическое микроволновое фоновое излучение), старейшего излучения во Вселенной.

Планк был запущен в 2009 году и обошелся создателям в €700 млн. ($962 млн).

Космическая обсерватория «Гершель» (Herschel)

Также запущенный в 2009 году ЕКА, телескоп «Гершель» завершил миссию в июне 2013 года из-за исчерпания запаса жидкого гелия.

Телескопу Гершель, стоимостью $1,4 млрд., приписывают открытие огромных запасов водяного пара в дисках пыли и газа вокруг звезд-младенцев.

Три навигационных спутника потерялись во время запуска

В июле ракета-носитель «Протон-М» разбилась вскоре после запуска, разрушив три навигационных спутника «ГЛОНАСС» стоимостью почти $200 млн. Это был уже пятый неудачный запуск ракеты данного вида с декабря 2010 года.

Спутник «GOCE»

Однотонный европейский спутник GOCE (Gravity Field and Steady-State Ocean Circulation Explorer — «исследователь гравитационного поля и установившихся океанских течений») сгорел в плотных слоях атмосферы Земли в начале ноября, когда закончилось топливо, после четырех лет работы.

CBERS-3

Космический аппарат CBERS-3 был потерян, когда китайской ракете не удалось правильно расположить спутник наблюдения Земли на орбите в декабре. $250 миллионный спутник был утрачен, когда ракета Long March 4B дала сбой во время полета.

Китай и Бразилия планируют запустить следующий спутник, CBERS-4, в 2015 году.

«Дип Импакт» («Deep Impact»)

Космический аппарат НАСА «Deep Impact», запущенный в 2005 году, намерено отправил импактор для столкновения с кометой, после чего полетел к другой.

Космическое агентство официально объявило Deep Impact мертвым 20 сентября, после шести недель с момента получения последнего сообщения.

До своей смерти, КА удалось сделать несколько фотографий ныне покойной кометы ISON, ледяного странника, не пережившего встречи с Солнцем в конце ноября.

Первое обнаружение света из-за черной дыры

Наблюдая за рентгеновскими лучами, выбрасываемыми во Вселенную сверхмассивной черной дырой в центре галактики на расстоянии 800 миллионов световых лет от нас, астрофизик Стэнфордского университета Дэн Уилкинс заметил интригующую закономерность.

Он наблюдал серию ярких рентгеновских вспышек, интересных, но не беспрецедентных, а затем телескопы зафиксировали нечто неожиданное: дополнительные рентгеновские вспышки, которые были меньше, позже и разных «цветов», чем яркие вспышки. Согласно теории, эти световые эхо соответствовали рентгеновским лучам, отраженным позади черной дыры, но даже базовое понимание черных дыр говорит нам, что это стр...
29.07.21 09:37
Астрономы показали образование планет в двойных системах

Астрономы разработали наиболее реалистичную на сегодняшний день модель образования планет в двойных звездных системах.

Исследователи из Кембриджского университета и Института внеземной физики Макса Планка показали, как экзопланеты в двойных звездных системах возникли, не будучи разрушенными в хаотичной среде рождения. Они изучили тип двойной системы, в которой меньшая звезда-компаньон вращается вокруг большей родительской звезды примерно раз в 100 лет - наш ближайший сосед, Альфа Центавра, является примером такой...
28.07.21 09:56
Хаббл обнаружил первые свидетельства наличия водяного пара на Ганимеде

Впервые астрономы обнаружили свидетельства водяного пара в атмосфере спутника Юпитера Ганимеда. Водяной пар образуется, когда лед с поверхности луны сублимируется, то есть превращается из твердого вещества в газ.

Предыдущие исследования предоставили косвенные доказательства того, что Ганимед, самая большая луна в Солнечной системе, содержит больше воды, чем все океаны Земли. При этом температура там настолько низкая, что вода на поверхности замерзает. Океан Ганимеда будет располагаться примерно на 100 миль ниже земной коры; следовательно, водяной пар – это не испарение океана. Астрономы пересмотрели наблю...
27.07.21 10:28
НАСА выбрало SpaceX для миссии к Европе

В пятницу НАСА заявило, что выбрало SpaceX для запуска запланированного рейса к ледяному спутнику Юпитера Европе, что стало огромной победой компании Илона Маска, которая нацелена глубже в Солнечную систему.

Миссия Europa Clipper будет запущена в октябре 2024 года на ракете Falcon Heavy из Космического центра Кеннеди во Флориде, общая стоимость контракта составляет 178 миллионов долларов. Ранее предполагалось, что миссия будет запущена на собственной ракете НАСА Space Launch System (SLS), страдающей от задержек и перерасхода средств. И хотя SLS еще не работает, Falcon Heavy уж использовался как в ком...