Некоторые планетоподобные объекты пояса Койпера не играют в «Ниццу»

Пояс Койпера – область за орбитой Нептуна, населенная множеством малых каменных и ледяных тел – скрывает множество подсказок о ранней Солнечной системе.

Согласно стандартной картине формирования Солнечной системы, многие планетезималеи родились в хаотической зоне, где теперь проживают планеты-гиганты. Некоторые из них были выброшены за орбиту Нептуна, а другие остались на месте в виде троянских астероидов (орбита которых на той же траектории, что Юпитер и другие планеты). Они обрели название «модель Ниццы».

Однако, не все объекты пояса Койпера (оПК) дружат с моделью Ниццы (стоит отметить, что модель названа в честь французского города).

Новое изучение крупномасштабных съемок оПК показало, что объекты с почти круговым орбитами, лежат примерно в той же плоскости, что и орбиты больших планет, не относящихся к модели Ниццы, в то время как их орбиты были нерегулярными.

Это новое исследование было опубликовано в Astrophysical Journal Уэсли Фрэзером (Wesley Fraser), Майком Брауном (Mike Brown), Алессандро Морбиделли (Alessandro Morbidelli), Алексом Паркером (Alex Parker) и Константином Батыгиным. Они совместили данные из семи различных съемок оПК, чтобы определить примерное количество объектов каждого размера в Солнечной системе, которая, в свою очередь, является хорошим показателем состояния окружающей обстановки, в которых они образовались.

Разница между этой и предыдущими исследованиями состоит в использовании абсолютных величин - мера того, насколько яркий объект на самом деле, - вместо их видимых звездных величин, которые сообщают о яркости с учетом расстояния.

С точки зрения орбит, оПК делятся на две категории: "горячие" и "холодные", имея в виду термины, не имеющие ничего общего с температурой. К «холодным» оПК относятся те, у кого почти круговые орбиты (низкая эксцентриситета, математически) и низкие наклонности, то есть их траектории лежат почти в плоскости эклиптики, где также и орбиты восьми канонических планет. Иными словами, у этих объектов почти планетные орбиты. К "горячим" оПК относят удлиненные орбиты и высшие наклонности, поведение которых больше похоже на кометное.

Авторы нового исследования обнаружили, что горячие оПК имеют такое же распределение размеров, что и троянские астероиды, то есть среди них относительно такое же количество малых, средних и крупных. Это намекает на общее происхождение в первые дни Солнечной системы. Однако холодные оПК не подходят под эти «характеристики», так как количество объектов различных размеров отличается.

В итоге можно сказать, что модель Ниццы в его нынешнем виде может объяснить горячие оПК и Троянские астероиды, но не холодные. Это не значит, что все потеряно, конечно. Как мы узнали из изучения экзопланет системы, модели формирования планеты еще в стадии разработки – и гениальных астрономов много.