По соседству были обнаружены две новые экзопланеты

Используя новые данные спектрометра HARPS из обсерватории ЕКА Ла Силла в Чили, международная группа ученых обнаружила две экзопланеты, вращающиеся вокруг соседней древней звезды.

Звезда Каптейна, названная в честь Якобуса Каптейна, обнаружившего её в 19 веке, является красным карликом. На одной из двух планет, вращающихся вокруг этой звезды, могут быть условия, пригодные для существования жидкой воды.

Международная команда во главе с Лондонским университетом королевы Марии, в которую также вошли ученые из Калифорнийского университета Ирвина, Калифорнийского университета Санта -Крус и Карнеги, обнаружила планеты путем измерения крошечных периодических изменений движения звезды. Используя эффект Доплера, который сдвигает спектр света этой звезды в зависимости от скорости, команда смогла узнать некоторые из свойств этих планет, такие как масса и орбитальный период.

В исследовании также использовались данные обсерватории Кека на Гавайях и Магеллановых телескопов обсерватория Лас-Кампанас - эти спектрометры помогли обеспечить обнаружение планет.

"Мы были удивлены, обнаружив планеты, вращающиеся вокруг звезды Каптейн. Предыдущие данные показали некоторую умеренную изменчивость, поэтому мы искали планеты с коротким периодом, когда новые сигналы обнаружились очень ясно", пояснил ведущий автор доктор Гуиллем Англада-Эскюде из Школы физики и астрономии Лондонского университета королевы Марии. "То, что мы можем сделать такие точные измерения едва различимых эффектов, является настоящим технологическим чудом", добавил Джефф Кран из обсерватории Карнеги.

Звезда Каптейн является второй наиболее быстро движущейся звездой в ночном небе, как видно с Земли, и входит в гало Млечного Пути. Ее вес составляет треть от массы нашего Солнца и она испускает в 250 раз меньше света. Этого красного карлика можно увидеть в южном созвездии Живописца с помощью любительского телескопа.

На основе собранных данных, планета Kapetyn b в пять раз массивнее Земли, а период обращения вокруг звезды составляет 48 дней. Это открытие означает, что планета достаточно теплая для существования жидкой воды, то есть там может образоваться или существовать жизнь, подобная известной нам. Вторая планета, Kapetyn c, является немного более массивной Земли и довольно сильно отличается от Kapetyn b. Ее орбита вокруг звезды составляет 121 день, а предварительные оценки показывают, что там слишком холодно для жидкой воды.

В настоящее время исследователи знаю только приблизительные массы, орбитальные периоды и расстояний до звезды-хозяйки. Продолжая изучать экзопланеты, команда надеется изучить атмосферные составы, используя инструменты нового поколения, и в конечном счете определить возможна ли там жидкая вода.

На сегодняшний день большинство планетных систем, обнаруженных миссией Кеплер НАСА, были на расстоянии сотен световых лет. Тем не менее, звезда Каптейн расположилась относительно близко к нам. Это 25-ая ближайшая звезда к Солнцу и находится всего в 13 световых годах от Земли, то есть она буквально сидит на нашем собственном заднем дворе по астрономическим меркам.

Еще одной особенностью этого открытия является несколько странная история звезды. Звезда Каптейн родилась в карликовой галактике, которая в последствии была поглощена Млечным Путем. Вероятно, остатком основной исходной карликовой галактики является Омега Центавра - шаровое скопление в 16 000 световых лет от Земли, которая содержит сотни тысяч аналогично древних звезд. Основываясь на эти данные, команда считает, что планетам Каптейн B и C около 11,5 миллиардов лет – они примерно в 2,5 раза старше Земли и примерно на 2 млрд. лет моложе самой Вселенной.

"Эта информация вызывает небывалый интерес: что это за жизнь могла возникнуть на этих планетах в течение столь длительного времени", отметил доктор Англада-Эскюде.

"Это открытие очень интересно. Это говорит о том, что многие потенциально обитаемые миры будут найдены вокруг близлежащих звезд  наземными и космическими обсерваториями, такими как PLATO. Пока мы не обнаружили большого их количества, их свойства и возможная обитаемость  будут оставаться загадкой", комментирует профессор Ричард Нельсон из Лондонского университета королевы Марии, который не принимал участия в исследовании.

Астрономы впервые четко обнаружили диск формирующейся луны вокруг экзопланеты

Используя Атакамскую большую [антенну] решётку миллиметрового диапазона (ALMA), астрономы впервые однозначно обнаружили присутствие диска вокруг планеты за пределами Солнечной системы. Наблюдения прольют новый свет на образование лун и планет в молодых звездных системах.

«Наша работа представляет собой четкое обнаружение диска, в котором могут формироваться спутники», - говорит Мириам Бенисти, исследователь из Университета Гренобля, Франция, и Университета Чили, возглавлявшая новое исследование. «Наши наблюдения ALMA были получены с таким прекрасным разрешением, что мы смогли четко определить, что диск связан с планетой, и впервые смогли вычислить его размер». Ра...
23.07.21 11:21
Марсоход Perseverance готовится подобрать первый образец

НАСА завершает подготовку марсохода Perseverance к сбору первого в истории образца марсианской породы, который в будущих запланированных миссиях доставят на Землю.

Шестиколесный ровер ищет интересную с научной точки зрения цель в кратере Езеро. Ожидается, что эта важная часть миссии начнется в течение следующих двух недель. 18 февраля Perseverance приземлился в кратере Езеро, и 1 июня НАСА начало научную фазу миссии, исследуя участок дна кратера площадью 4 квадратных километра, который может содержать самые глубокие и самые древние слои обнаженной коренной ...
22.07.21 11:32
Джефф Безос побывал в космосе

Самый богатый человек по версии Forbes Джефф Безос провел несколько минут за пределами атмосферы планеты во вторник во время первой пилотируемой космической миссии Blue Origin - момент прорыва для сектора космического туризма, который после многих лет задержек теперь готов к старту.

Безупречный 10-минутный прыжок с базы в западном Техасе за линию Кармана (признанная граница начала космоса) и обратно на поверхность для плавной посадки в пустыне привел к появлению четырех новых астронавтов, включая самого старого и самого молодого. Позже Безос сказал, что, как и те, кто был до него, он был «поражен и потрясен Землей и ее красотой, но также и ее хрупкостью». «Одно дело признат...
21.07.21 16:01
На нейтронных звездах оказались лишь миллиметровые горы

Новые модели нейтронных звезд показывают, что их самые высокие горы могут быть меньше миллиметра из-за огромной гравитации на сверхплотных объектах.

Нейтронные звезды - одни из самых плотных объектов во Вселенной: они весят примерно как Солнце, но всего около 10 км в поперечнике, что примерно соответствует размеру большого города. Из-за своей компактности нейтронные звезды обладают огромным гравитационным притяжением, примерно в миллиард раз сильнее Земли. Это сжимает каждую деталь на поверхности до крошечных размеров и означает, что звездный...