Все, что нужно знать о многоразовых ракетах-носителях SpaceX

Беспилотный грузовой корабль SpaceX скоро отправится в свой шестой полет к Международной космической станции. В настоящее время этот запуск стал почти рутиной. Но эту тоску разгонит революционная технология Элона Маска, которая ожидает своего очередного испытания.

Запуск SpaceX, запланированный на утро 6 января, был прерван  за минуту-полторы до старта из-за проблем со второй ступенью. Следующая попытка запуска состоится в пятницу, 9 января в 13:09 МСК (5:09 по восточному времени).

Миссия CRS-5 была запланирована на 14:20 МСК 6 января (6:20 утра). Если бы все прошло хорошо, то через две с половиной минуты после старта, первая ступень ракеты Falcon 9 отсоединилась бы от остальной части и запустила три своих двигателя из девяти для контролируемого возвращения. С помощью одного двигателя будет предпринята попытка приземления на новый «автономный беспилотный корабль-космодром»  SpaceX, который будет ожидать его в Атлантическом океане.

Это будет самый амбициозный рейс SpaceX и, возможно, первый большой шаг компании к сокращению стоимости полета в космос. Ракеты-носители, как правило, уничтожаются в ходе запуска полезных нагрузок, что способствует значительному увеличению стоимости запуска, так как для каждой миссии должна быть построена новая.

SpaceX возвращала первую ступень назад на Землю дважды до этого, но ни разу местом посадки не была устойчивая платформа, и компания до сих пор восстанавливает одну ступень. Генеральный директор Элон Маск, на сессии Q & A в Массачусетском технологическом институте в октябре, дал предстоящей мягкой посадке миссии не больше, чем 50-процентный шанс на успех. Но он также сказал, что несколько рейсов планируется на следующий год, и он ожидает, что шанс SpaceX на успех будущей миссии станет от 80 до 90 процентов.

Почему этот запуск может стать космической вехой?

Если SpaceX удастся приземлить первую ступень на платформу, которую Маск называет "автономным беспилотным кораблем-космодромом", это будет первым космическим полетом и важной вехой на пути к достижению цели Маска - космического полета с многоразовыми ракетами. Это, по словам Маска, станет предпосылкой его конечной цели - колонизации Марса.

"Дешевая возможность многоразового использования ракет-носителей существенно снизит стоимость  запусков и поставит всех в известность, что ракеты уже не находятся в ловушке одноразовых моделей как последние 50 с лишним лет", рассказывает Чарльз Лурио из SpaceX. "Можно будет начать гонку к новым рынкам и новому практицизму в области космических транспортировок, напоминающую продвижение компьютерных систем в подобный период".

Размер посадочной платформы всего 91 на 30 метров (300 * 100 футов), с выдвижными панелями, которые увеличивают ширину еще на 21 метр (70 футов). Подводные двигатели предназначены для сохранения устойчивости конструкции даже в бушующем море. Чтобы приземлиться на нее, ракета должна перезапустить свои двигатели и развернуть небольшие крылья для контроля устойчивости и шасси.

Если первая ступень Falcon 9 успешно приземлится, по словам Маска в Массачусетском технологическом институте, компания планирует новый полет миссии в будущем. В настоящее время, SpaceX не будет пытаться вернуть  вторую ступень ракеты-носителя. "Поколение транспортных средств, следующих после структуры Falcon, будет предназначено для полностью повторного использования", уверен Маск. "Я не ожидаю, что Falcon получит многоразовый разгонный блок".

О Falcon 9 и Dragon

Это было жесткий конец года для частных космических полетов, и предстоящий полет SpaceX наступает на пятки двух основных неудач. Конкурент SpaceX  по доставке грузов к Международной космической станции, Orbital Sciences Corporation, 28 октября потерял ракету-носитель Antares и грузовой корабль Cygnus в живописном взрыве сразу после старта в космопорте на побережье Вирджинии. Предварительное расследование возложило вину за провал на турбонасосный агрегат двигателя AJ-26 - двигатель, который был построен для лунной программы Советского Союза и хранимый на протяжении десятилетий.

На той же неделе, когда случился взрыв Antares, 31 октября, компания Virgin Galactic потеряла свой корабль SpaceShipTwo во время испытательного полета в ходе подготовки к суборбитальному космическому полету с пассажирами на борту. Компания и ее основатель Ричард Брэнсон, пообещали тщательнейшие проверки второго корабля, который уже на стадии строительства в центре развития Мохаве, штат Калифорния, а расследование аварии Национальным советом по безопасности транспорта продолжается.

"После неудачи Antares и SS2, важно, что Falcon 9 и Dragon выполняют свою основную миссию по доставке грузов на МКС", говорит Лурио.

Другими словами, велико давление на SpaceX, чтобы компания завершила свою главную задачу на следующий рейс, независимо от того, успешно ли пройдет испытание посадки первой ступени. Orbital Sciences объявила 10 декабря, что не будет приостанавливать грузовые рейсы к МКС, по крайней мере, до конца 2015 года, пока они разрабатывают новый двигатель. С крушением Antares, у НАСА в настоящее время нет никакого другого американского корабля, способного достичь космической станции, поэтому придется положиться на Россию, если Dragon SpaceX не стартует.

Предстоящий полет станет пятой доставкой груза из 12, согласно контракта НАСА со SpaceX, стоимостью в $ 1,6 млрд. Это будет шестой визит SpaceX Dragon к станции, и седьмой, считая полет на орбите.

Графен – как основа новых материалов для генерации электроэнергии

В 2010 шведская Академия присудила Нобелевскую премию по физике Андрею Гейму и Константину Новоселову за открытие двумерной формы углерода – графена.

Несмотря на достаточно короткий период исследований его свойств, графен уже сыграл свою важную роль в судьбоносных для человечества технических революционных открытиях.  Благодаря своему строению графен (углеродная пленка толщиной в один атом, кристаллическая решетка которой имеет форму сетки из шестиугольников) стал самым тонким, электро- и теплопроводящим материалом в мире, который к тому ж...
13.11.19 21:27
Астрономы проводят подробное исследование звездного гало

Международная группа астрономов использовала телескоп Subaru для исследования звездного гало близлежащей галактики Мессье 81 (M81).

Звездные гало - это сферические популяции звезд и шаровых скоплений, окружающих большинство дисковых галактик, обычно содержащие самые старые и самые бедные на металлы звезды. Следовательно, они могут иметь решающее значение для лучшего понимания формирования и эволюции галактик. Но из-за низкой светимости звездные гало, как правило, трудно наблюдать. Расположенная на расстоянии около 12 миллионо...
13.11.19 18:21
Видео: Proba-2 наблюдает за транзитом Меркурия

Спутник Европейского космического агентства наблюдал транзит 11 ноября 2019 года с удобной точки.

Proba-2 следит за Солнцем с орбиты Земли и был способен заметить транзит Меркурия как маленького черного диска – на видео видно, что он движется слева направо через диск Солнца. Изображения в этом видео были сделаны с помощью ультрафиолетового телескопа спутника. Солнечные транзиты, когда небесное тело проходит через солнечный диск с точки зрения Земли, относительно редкие события. Меркурий повт...
13.11.19 17:19
Hayabusa-2 начинает путешествие домой

В среду японский зонд Hayabusa-2 начнет подготовку, чтобы покинуть орбиту вокруг далекого астероида и отправиться назад после беспрецедентной миссии, неся образцы, способные пролить свет на происхождение Солнечной системы.

По сообщению Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA), долгосрочное путешествие начнется завтра в 4.05 утра по московскому времени, и ожидается, что зонд доставит драгоценные образцы в конце 2020 года. «Мы ожидаем, что Hayabusa-2 предоставит нам новые научные знания», - сказал журналистам руководитель проекта Юичи Цуда. Зонд вернет на Землю «углеродное органическое вещество», кото...
12.11.19 22:57
Астрономы проводят подробное исследование звездного гало

13.11.19 18:21
Видео: Proba-2 наблюдает за транзитом Меркурия

13.11.19 17:19
Hayabusa-2 начинает путешествие домой

12.11.19 22:57
SpaceX запустила ещё 60 спутников Starlink

Планы SpaceX по обеспечению глобального охвата интернетом продвинулись на еще один шаг вперед.

Ракета Falcon 9 взлетела с площадки SpaceX стартового комплекса SLC-40 станции ВВС на мысе Канаверал в 17.56 по московскому времени. Первая ступень ракеты совершает свой четвертый полет, впервые для SpaceX, а защитный носовой обтекатель использовался на запуске Falcon Heavy в начале этого года. Первая ступень Falcon 9 участвовала в миссиях Iridium-7, SAOCOM-1A и Nusantara Satu, а обтекатель ранее ...