10 интересных фактов о вулканах

Некоторые из этих фактов вам известны, другие могут вас удивить. В любом случае, вулканы обладают удивительными особенностями характера, которые заслуживают уважения.

1. Есть три основных вида вулканов

Хотя все вулканы состоят из горячей магмы, достигающей поверхности Земли и извергающейся, они бывают разных видов. Щитовидные вулканы отличаются лавовыми потоками с низкой вязкостью, которые растекаются на десятки километров;  это делает их очень широкими с плавно скошенными краями. Стратовулканы состоят из различных видов лавы, извергают пепел и камни и вырастают до огромных высот. Шлаковые конусы, как правило, меньше, и отличаются короткими извержениями.

2. Вулканы извергаются магмой, сбежавшей из-под земной коры

Примерно в 30 км под вашими ногами находится мантия Земли. Это область сверхгорячего камня, который простирается до ядра Земли. Этот регион настолько горячий, что расплавленная порода может образовать гигантские пузыри, называемые магматическими очагами. Эта магма легче, чем окружающие породы, поэтому она поднимается, находя трещины и слабости в земной коре. Когда она, наконец, достигает поверхности, прорывается из земли, как лава, пепел, вулканические газы и камни. Это называется магмой, когда она находится под землей, и лавой, когда прорывается на поверхность.

3. Вулканы могут быть активными, спящими или потухшими

Действующим вулканом является тот, который был вулканом в исторические времена (в последние несколько тысяч лет). Спящим вулканом является тот, который извергался в исторические времена и имеет потенциал вспыхнуть снова; он просто не извергался недавно. Потухший вулкан тот, который, по мнению ученых, не будет извергаться снова.

4. Вулканы могут быстро расти

Хотя некоторые вулканы формируются тысячи лет, другие могут вырасти в течение ночи. Например, шлаковый конус Парикутин появился на мексиканском кукурузном поле 20 февраля 1943 года. В течение недели достиг 5 этажей и к концу года вырос до более чем 336 метров в высоту. Он закончил расти в 1952 году, достигнув 424 метра. По стандартам геологии, это довольно быстро.

5. Есть 20 действующих вулканов прямо сейчас

Где-то в мире около 20 действующих вулканических извержений, пока вы читаете это. 50-70 вулканов вспыхнули в прошлом году, 160 были активны в течение последнего десятилетия. Геологи считают, что 1 300 извержений случилось за последние 10 000 лет. Три четверти всех извержений произошло в океане. Если добавить подводные вулканы, получим в общей сложности около 6 000 вулканов, которые извергались в последние 10 000 лет.

6. Вулканы опасны

Но это и так понятно. К самым смертоносным вулканам причисляют Кракатау, извержение которого в 1883 году, создало цунами, убившее 36 000 человек. Когда Везувий взорвался в 79 году нашей эры, он похоронил города Помпеи и Геркуланум, убив 16 000 человек. Пели, на острове Мартиника, уничтожил город с 30 000 его жителями в 1902 году, пирокластические потоки лавы уничтожили Сен-Пьер – крупнейший город на острове.

7. Супервулканы действительно опасны

Геологи измеряют извержения вулканов по шкале вулканического эксплозивного индекса (VEI), которая измеряет количество освобожденного материала. Крупнейшее извержение принадлежит Тоба, которое, как полагают, началось 73 000 лет назад. Было высвобождено более 1 000 кубических километров материала. Извержение ввергло мир во всемирный ледниковый период. Тоба, считается, достиг отметки 8 по VEI.

8. Высочайший вулкан в Солнечной системе находится не на Земле

Высочайший вулкан в Солнечной системе находится на Марсе. Олимп (Olympus Mons) на Марсе - это гигантский вулкан, который поднимается на высоту 27 км и охватывает 550 км в поперечнике. Ученые считают, что Олимп получился столь большим, потому что на Марсе нет никаких тектонических плит.

9. Самый высокий и самый большой вулкан на Земле соседствуют друг с другом

Высочайший вулкан на Земле Мауна-Кеа, Гавайи, высотой 4 207 метров. Он лишь немного больше, чем самый большой вулкан на Земле, Мауна-Лоа,  высотой 4 169 метров. Оба вулкана являются щитовидными, поднимающимися со дна океана. Если бы можно было оценить Мауна-Кеа от самого его начала на дне океана, получим истинную его высоту – 10 203 метра (и это больше, чем гора Эверест).

10. Наиболее удалённая точка от центра Земли – вулкан

Вы думаете, что вершина горы Эверест является наиболее удаленной точкой от центра Земли, но это не так. На самом деле, это звание принадлежит вулкану Чимборасо в Эквадоре. Это потому, что Земля вращается в пространстве и сплюснута. Точка на экваторе находится дальше от центра Земли, чем полюса. И Чимборасо очень близок к экватору Земли.

Нептун и кольца сияют на фотографиях от нового космического телескопа

Наилучший вид Нептуна и его колец за последние несколько десятилетий.

В среду НАСА опубликовало новые снимки самой удаленной планеты Солнечной системы, сделанные космическим телескопом Джеймса Уэбба. На снимках, сделанных в июле, видны не только тонкие кольца Нептуна, но и слабые пылевые полосы, никогда ранее не наблюдаемые в инфракрасном диапазоне, а также 7 из 14 известных спутников. Уэбб уже показал Юпитер во всей красе в серии свежих фотографий, опубликованных ...
25.09.22 10:36
Команда идентифицировала материалы родительского тела на астероиде Рюгу

Международная команда определила, что одна конкретная частица на астероиде Рюгу может пролить свет на неизмененные исходные материалы его родительского тела.

В декабре 2014 года Японское агентство аэрокосмических исследований запустило космический корабль Hayabusa2 к астероиду 162173 Рюгу. В декабре 2020 года капсула для возврата образцов благополучно приземлилась обратно на Землю с собранными нетронутыми кусочками астероида. Рюгу — это древний фрагмент более крупного астероида, сформировавшегося очень рано в истории Солнечной системы, вскоре после ро...
24.09.22 09:35
Эластичные роботизированные генераторы открывают новые идеи захвата энергии

Появляется новый класс упругих преобразователей энергии, способных улавливать энергию от различных движений. Национальная лаборатория возобновляемых источников энергии (NREL) настаивает на их развертывании, первом в серии странных, изогнутых волновых конструкций.

NREL заявляет, что конструкции DEEC-Tec (технологии распределенных встроенных преобразователей энергии) будут лежать в воде, позволяя волнам деформировать их во всех направлениях и получать электричество «почти от всех физических движений или динамических изменений формы». Вместо привода в действие турбины или объединения их для приведения в действие внешнего генератора, они будут построены с исп...
24.09.22 09:18
Астрономы обнаружили пузырь горячего газа возле сверхмассивной черной дыры Млечного Пути

С помощью комплекса радиотелескопов ALMA астрономы обнаружили признаки «горячей точки», вращающейся вокруг Стрельца A* - черной дыры в центре нашей галактики. Открытие помогает астрономам лучше понять загадочную и динамичную среду сверхмассивной черной дыры.

«Мы думаем, что наблюдаем горячий газовый пузырь, кружащий вокруг Стрельца А* на орбите, по размеру схожей с орбитой Меркурия, но совершающей полный оборот примерно за 70 минут. Для этого требуется умопомрачительная скорость около 30% скорости света», — говорит Мацек Вильгус из Института радиоастрономии Макса Планка в Бонне, Германия, который руководил исследованием.Наблюдения были сделаны с помощ...
23.09.22 07:28
В США одобрен генетически модифицированный фиолетовый помидор

После более чем десятилетней разработки министерство сельского хозяйства США (USDA) признало фиолетовый томат с улучшенными питательными свойствами безопасным для выращивания. Помидору были отредактированы гены, чтобы производить в 10 раз больше антиоксидантов, чем ранее существовавшие сорта.

Еще в 2008 году в журнале Nature Biotechnology было опубликовано увлекательное исследование. В нем сообщалось о томатах, гены которых были отредактированы для производства больших объемов антиоксидантов антоцианинов.Антоцианы естественным образом содержатся во многих продуктах, таких как черника и красная капуста. Они отвечают за пурпурный пигмент в них и связаны с различными преимуществами для зд...
12.09.22 08:26
Антиинсулиновый белок помогает королевам муравьев жить дольше

Увлекательное новое исследование обнаружило белок, подавляющий инсулин, который может помочь увеличить продолжительность жизни некоторых муравьев. Оно показало, что у некоторых видов муравьев омолаживающий путь активируется, когда рабочие переходят в положение королевы, и помогает насекомым жить в 5 раз дольше.

Новое исследование было сосредоточено на конкретном виде муравьев Harpegnathos saltator. Эти насекомые, также известные как индийский прыгающий муравей, демонстрируют относительно необычное поведение. Когда королева колонии умирает, рабочие муравьи сражаются за трон. И когда победительница становится новой королевой, она претерпевает переход, позволяющий ей начать откладывать яйца. Наиболее любоп...
05.09.22 10:24
Ученые воссоздали песню давно потерянного насекомого, чтобы снова его найти

После 150 лет молчания в музее странный образец снова запел свою песню. Ученые воссоздали в цифровом виде звук давно исчезнувшего вида насекомых, которого не видели с 1869 года, создав 3D-сканы его крыльев. Специфика мелодии может помочь отследить живые экземпляры в дикой природе — если они еще остались.

Prophalangopsis obscura — вид катидид, насекомого, похожего на кузнечика, но о нем мало что известно, потому что был собран только один экземпляр. Одинокий голотип, самец длиной 10 см (4 дюйма), был обнаружен где-то в Индии в середине 19 века, а затем передан в дар Лондонскому музею естественной истории, где был впервые научно описан в 1869 году. И с тех пор его никто не видел, несмотря на все ус...
15.08.22 06:56
Токсичные химические вещества ПФАС делают дождевую воду небезопасной для питья

В поразительной обзорной статье исследователей из Европы утверждается, что глобальное распространение некоторых опасных химических веществ настолько широко, что небезопасные уровни пер- и полифторалкильных веществ (ПФАС) можно обнаружить в дождевой воде из всех частей мира, включая отдаленные регионы, такие как Антарктида и Тибетское нагорье.

За последние 20 лет многие химические вещества ПФАС были постепенно исключены из производства после получения убедительных доказательств, свидетельствующих о потенциально токсичном воздействии на здоровье человека. Тем не менее, ПФАС часто называют «вечными химическими веществами» из-за их долговременного воздействия на окружающую среду, и то, что мы перестали использовать некоторые из химических ...