10 интересных фактов о вулканах

Некоторые из этих фактов вам известны, другие могут вас удивить. В любом случае, вулканы обладают удивительными особенностями характера, которые заслуживают уважения.

1. Есть три основных вида вулканов

Хотя все вулканы состоят из горячей магмы, достигающей поверхности Земли и извергающейся, они бывают разных видов. Щитовидные вулканы отличаются лавовыми потоками с низкой вязкостью, которые растекаются на десятки километров;  это делает их очень широкими с плавно скошенными краями. Стратовулканы состоят из различных видов лавы, извергают пепел и камни и вырастают до огромных высот. Шлаковые конусы, как правило, меньше, и отличаются короткими извержениями.

2. Вулканы извергаются магмой, сбежавшей из-под земной коры

Примерно в 30 км под вашими ногами находится мантия Земли. Это область сверхгорячего камня, который простирается до ядра Земли. Этот регион настолько горячий, что расплавленная порода может образовать гигантские пузыри, называемые магматическими очагами. Эта магма легче, чем окружающие породы, поэтому она поднимается, находя трещины и слабости в земной коре. Когда она, наконец, достигает поверхности, прорывается из земли, как лава, пепел, вулканические газы и камни. Это называется магмой, когда она находится под землей, и лавой, когда прорывается на поверхность.

3. Вулканы могут быть активными, спящими или потухшими

Действующим вулканом является тот, который был вулканом в исторические времена (в последние несколько тысяч лет). Спящим вулканом является тот, который извергался в исторические времена и имеет потенциал вспыхнуть снова; он просто не извергался недавно. Потухший вулкан тот, который, по мнению ученых, не будет извергаться снова.

4. Вулканы могут быстро расти

Хотя некоторые вулканы формируются тысячи лет, другие могут вырасти в течение ночи. Например, шлаковый конус Парикутин появился на мексиканском кукурузном поле 20 февраля 1943 года. В течение недели достиг 5 этажей и к концу года вырос до более чем 336 метров в высоту. Он закончил расти в 1952 году, достигнув 424 метра. По стандартам геологии, это довольно быстро.

5. Есть 20 действующих вулканов прямо сейчас

Где-то в мире около 20 действующих вулканических извержений, пока вы читаете это. 50-70 вулканов вспыхнули в прошлом году, 160 были активны в течение последнего десятилетия. Геологи считают, что 1 300 извержений случилось за последние 10 000 лет. Три четверти всех извержений произошло в океане. Если добавить подводные вулканы, получим в общей сложности около 6 000 вулканов, которые извергались в последние 10 000 лет.

6. Вулканы опасны

Но это и так понятно. К самым смертоносным вулканам причисляют Кракатау, извержение которого в 1883 году, создало цунами, убившее 36 000 человек. Когда Везувий взорвался в 79 году нашей эры, он похоронил города Помпеи и Геркуланум, убив 16 000 человек. Пели, на острове Мартиника, уничтожил город с 30 000 его жителями в 1902 году, пирокластические потоки лавы уничтожили Сен-Пьер – крупнейший город на острове.

7. Супервулканы действительно опасны

Геологи измеряют извержения вулканов по шкале вулканического эксплозивного индекса (VEI), которая измеряет количество освобожденного материала. Крупнейшее извержение принадлежит Тоба, которое, как полагают, началось 73 000 лет назад. Было высвобождено более 1 000 кубических километров материала. Извержение ввергло мир во всемирный ледниковый период. Тоба, считается, достиг отметки 8 по VEI.

8. Высочайший вулкан в Солнечной системе находится не на Земле

Высочайший вулкан в Солнечной системе находится на Марсе. Олимп (Olympus Mons) на Марсе - это гигантский вулкан, который поднимается на высоту 27 км и охватывает 550 км в поперечнике. Ученые считают, что Олимп получился столь большим, потому что на Марсе нет никаких тектонических плит.

9. Самый высокий и самый большой вулкан на Земле соседствуют друг с другом

Высочайший вулкан на Земле Мауна-Кеа, Гавайи, высотой 4 207 метров. Он лишь немного больше, чем самый большой вулкан на Земле, Мауна-Лоа,  высотой 4 169 метров. Оба вулкана являются щитовидными, поднимающимися со дна океана. Если бы можно было оценить Мауна-Кеа от самого его начала на дне океана, получим истинную его высоту – 10 203 метра (и это больше, чем гора Эверест).

10. Наиболее удалённая точка от центра Земли – вулкан

Вы думаете, что вершина горы Эверест является наиболее удаленной точкой от центра Земли, но это не так. На самом деле, это звание принадлежит вулкану Чимборасо в Эквадоре. Это потому, что Земля вращается в пространстве и сплюснута. Точка на экваторе находится дальше от центра Земли, чем полюса. И Чимборасо очень близок к экватору Земли.

Искусственный интеллект помогает НАСА точнее рассматривать Солнце

Группа исследователей использует методы искусственного интеллекта для калибровки некоторых изображений Солнца, помогая улучшить данные, которые ученые используют для исследований Солнца.

У солнечного телескопа тяжелая работа. Рассмотрение Солнца наносит тяжелый урон, с постоянной атакой нескончаемым потоком солнечных частиц и интенсивным солнечным светом. Со временем чувствительные линзы и сенсоры солнечных телескопов начинают разрушаться. Чтобы гарантировать точность данных, отправляемых такими инструментами, ученые периодически проводят повторную калибровку, чтобы понять, как ме...
25.07.21 13:32
Астрономы впервые четко обнаружили диск формирующейся луны вокруг экзопланеты

Используя Атакамскую большую [антенну] решётку миллиметрового диапазона (ALMA), астрономы впервые однозначно обнаружили присутствие диска вокруг планеты за пределами Солнечной системы. Наблюдения прольют новый свет на образование лун и планет в молодых звездных системах.

«Наша работа представляет собой четкое обнаружение диска, в котором могут формироваться спутники», - говорит Мириам Бенисти, исследователь из Университета Гренобля, Франция, и Университета Чили, возглавлявшая новое исследование. «Наши наблюдения ALMA были получены с таким прекрасным разрешением, что мы смогли четко определить, что диск связан с планетой, и впервые смогли вычислить его размер». Ра...
23.07.21 11:21
Марсоход Perseverance готовится подобрать первый образец

НАСА завершает подготовку марсохода Perseverance к сбору первого в истории образца марсианской породы, который в будущих запланированных миссиях доставят на Землю.

Шестиколесный ровер ищет интересную с научной точки зрения цель в кратере Езеро. Ожидается, что эта важная часть миссии начнется в течение следующих двух недель. 18 февраля Perseverance приземлился в кратере Езеро, и 1 июня НАСА начало научную фазу миссии, исследуя участок дна кратера площадью 4 квадратных километра, который может содержать самые глубокие и самые древние слои обнаженной коренной ...
22.07.21 11:32
Джефф Безос побывал в космосе

Самый богатый человек по версии Forbes Джефф Безос провел несколько минут за пределами атмосферы планеты во вторник во время первой пилотируемой космической миссии Blue Origin - момент прорыва для сектора космического туризма, который после многих лет задержек теперь готов к старту.

Безупречный 10-минутный прыжок с базы в западном Техасе за линию Кармана (признанная граница начала космоса) и обратно на поверхность для плавной посадки в пустыне привел к появлению четырех новых астронавтов, включая самого старого и самого молодого. Позже Безос сказал, что, как и те, кто был до него, он был «поражен и потрясен Землей и ее красотой, но также и ее хрупкостью». «Одно дело признат...
21.07.21 16:01
Рекордно высокая температура для Антарктиды подтверждена ВМО

Всемирная метеорологическая организация подтвердила самую высокую температуру, когда-либо зарегистрированную в Антарктиде.

6 февраля 2020 года на аргентинской базе Эсперанса, расположенной в заливе Хоуп на Антарктическом полуострове, была достигнута максимальная температура 18,3°C (69,9°F), побив предыдущий рекорд 17,5°C (63,5°F), зафиксированный 24 марта 2015 года там же. Новый рекорд - это самая высокая подтвержденная температура на материковой части Антарктики и прилегающих островах, но самая высокая температура в...
04.07.21 16:39
Тихоходок проверяли как кандидатов на панспермию

Тихоходки - очень выносливые микроскопические животные.

Столкнувшись с суровыми условиями окружающей среды, они высыхают и сворачиваются, что позволяет им выжить, пока условия снова не станут более благоприятными. Было замечено, что при этом они выдерживают температуры кипения и замерзания, интенсивную радиацию, сокрушительное давление как на дне морских глубин, и даже совершают путешествия в космос. Имея за плечами такой обширный список сверхспособно...
21.05.21 10:28
Популярный убийца сорняков повышает риск заражения малярией

Неожиданные новые результаты исследователей из Университета Джона Хопкинса указывают на то, что наиболее часто используемый в мире гербицид ослабляет иммунную систему насекомых.

Один эксперимент с москитами, которые распространяют малярию, предполагает, что это химическое вещество может повысить восприимчивость насекомых к паразитарной инфекции, что повысит риск передачи заболеваний человеку. Глифосат - это средство от сорняков, которое широко используется в сельском хозяйстве. Он убивает растения, нарушая важный метаболический процесс, называемый шикиматным путем. Этот ...
14.05.21 09:59
Жидкие примеси алмазов позволяют по-новому взглянуть на древнюю Землю

Геологи изучили крошечные карманы жидкостей, заключенных в алмазах, чтобы лучше понять, насколько древними могут быть любимые камни человечества.

При этом они определили три различных периода образования алмазов в Африке за последние несколько миллиардов лет, имеющих интригующие последствия для истории планеты. Каким бы красивым ни был бриллиант в кольце или ожерелье, он чрезвычайно скучен с геологической точки зрения. Это связано с тем, что бриллианты ювелирного качества, столь ценимые в ювелирной промышленности, должны быть как можно бол...