10 интересных фактов о вулканах

Некоторые из этих фактов вам известны, другие могут вас удивить. В любом случае, вулканы обладают удивительными особенностями характера, которые заслуживают уважения.

1. Есть три основных вида вулканов

Хотя все вулканы состоят из горячей магмы, достигающей поверхности Земли и извергающейся, они бывают разных видов. Щитовидные вулканы отличаются лавовыми потоками с низкой вязкостью, которые растекаются на десятки километров;  это делает их очень широкими с плавно скошенными краями. Стратовулканы состоят из различных видов лавы, извергают пепел и камни и вырастают до огромных высот. Шлаковые конусы, как правило, меньше, и отличаются короткими извержениями.

2. Вулканы извергаются магмой, сбежавшей из-под земной коры

Примерно в 30 км под вашими ногами находится мантия Земли. Это область сверхгорячего камня, который простирается до ядра Земли. Этот регион настолько горячий, что расплавленная порода может образовать гигантские пузыри, называемые магматическими очагами. Эта магма легче, чем окружающие породы, поэтому она поднимается, находя трещины и слабости в земной коре. Когда она, наконец, достигает поверхности, прорывается из земли, как лава, пепел, вулканические газы и камни. Это называется магмой, когда она находится под землей, и лавой, когда прорывается на поверхность.

3. Вулканы могут быть активными, спящими или потухшими

Действующим вулканом является тот, который был вулканом в исторические времена (в последние несколько тысяч лет). Спящим вулканом является тот, который извергался в исторические времена и имеет потенциал вспыхнуть снова; он просто не извергался недавно. Потухший вулкан тот, который, по мнению ученых, не будет извергаться снова.

4. Вулканы могут быстро расти

Хотя некоторые вулканы формируются тысячи лет, другие могут вырасти в течение ночи. Например, шлаковый конус Парикутин появился на мексиканском кукурузном поле 20 февраля 1943 года. В течение недели достиг 5 этажей и к концу года вырос до более чем 336 метров в высоту. Он закончил расти в 1952 году, достигнув 424 метра. По стандартам геологии, это довольно быстро.

5. Есть 20 действующих вулканов прямо сейчас

Где-то в мире около 20 действующих вулканических извержений, пока вы читаете это. 50-70 вулканов вспыхнули в прошлом году, 160 были активны в течение последнего десятилетия. Геологи считают, что 1 300 извержений случилось за последние 10 000 лет. Три четверти всех извержений произошло в океане. Если добавить подводные вулканы, получим в общей сложности около 6 000 вулканов, которые извергались в последние 10 000 лет.

6. Вулканы опасны

Но это и так понятно. К самым смертоносным вулканам причисляют Кракатау, извержение которого в 1883 году, создало цунами, убившее 36 000 человек. Когда Везувий взорвался в 79 году нашей эры, он похоронил города Помпеи и Геркуланум, убив 16 000 человек. Пели, на острове Мартиника, уничтожил город с 30 000 его жителями в 1902 году, пирокластические потоки лавы уничтожили Сен-Пьер – крупнейший город на острове.

7. Супервулканы действительно опасны

Геологи измеряют извержения вулканов по шкале вулканического эксплозивного индекса (VEI), которая измеряет количество освобожденного материала. Крупнейшее извержение принадлежит Тоба, которое, как полагают, началось 73 000 лет назад. Было высвобождено более 1 000 кубических километров материала. Извержение ввергло мир во всемирный ледниковый период. Тоба, считается, достиг отметки 8 по VEI.

8. Высочайший вулкан в Солнечной системе находится не на Земле

Высочайший вулкан в Солнечной системе находится на Марсе. Олимп (Olympus Mons) на Марсе - это гигантский вулкан, который поднимается на высоту 27 км и охватывает 550 км в поперечнике. Ученые считают, что Олимп получился столь большим, потому что на Марсе нет никаких тектонических плит.

9. Самый высокий и самый большой вулкан на Земле соседствуют друг с другом

Высочайший вулкан на Земле Мауна-Кеа, Гавайи, высотой 4 207 метров. Он лишь немного больше, чем самый большой вулкан на Земле, Мауна-Лоа,  высотой 4 169 метров. Оба вулкана являются щитовидными, поднимающимися со дна океана. Если бы можно было оценить Мауна-Кеа от самого его начала на дне океана, получим истинную его высоту – 10 203 метра (и это больше, чем гора Эверест).

10. Наиболее удалённая точка от центра Земли – вулкан

Вы думаете, что вершина горы Эверест является наиболее удаленной точкой от центра Земли, но это не так. На самом деле, это звание принадлежит вулкану Чимборасо в Эквадоре. Это потому, что Земля вращается в пространстве и сплюснута. Точка на экваторе находится дальше от центра Земли, чем полюса. И Чимборасо очень близок к экватору Земли.

Астрономы обнаружили планету, потерявшую атмосферу из-за столкновения

Молодые планетные системы обычно часто сталкиваются и сливаются, образуя все более крупные планеты. В Солнечной системе Земля и Луна считаются продуктами такого гигантского удара. Астрономы предполагают, что подобные столкновения должны быть обычным явлением в ранних системах, но их трудно наблюдать вокруг других звезд.

Астрономы из Массачусетского технологического института, Национального университета Ирландии в Голуэе, Кембриджского университета и других обнаружили свидетельства гигантского удара, произошедшего в соседней звездной системе, всего в 95 световых годах от Земли. Возраст звезды HD 172555, составляет около 23 миллионов лет, и ученые подозревали, что в ее пыли есть следы недавнего столкновения. Коман...
21.10.21 12:20
Раскрыты секреты сверхнизкочастотных гравитационных волн

По словам исследователей из Бирмингемского университета, новые методы обнаружения сверхнизкочастотных гравитационных волн можно комбинировать с другими, менее чувствительными измерениями, чтобы получить новое представление о раннем развитии Вселенной.

Гравитационные волны - рябь в ткани пространства-времени Эйнштейна, которые пересекают Вселенную со скоростью света есть на всех волнах или частотах. Ученым еще не удалось обнаружить гравитационные волны на чрезвычайно низких «наногерцовых» частотах, но ожидается, что исследуемые в настоящее время новые подходы довольно скоро подтвердят первые низкочастотные сигналы. В основном методе используютс...
20.10.21 10:36
Новая гигантская экзопланета обнаружена с помощью TESS

С помощью спутника НАСА для исследования транзитных экзопланет (TESS) международная группа астрономов обнаружила новый гигантский инопланетный мир. Обнаруженная экзопланета, получившая обозначение TOI-530b, всего на 17 % меньше Юпитера.

TESS проводит исследование около 200 000 ярчайших звезд около Солнца с целью поиска транзитных экзопланет. На данный момент было идентифицировано более 4500 кандидатов в экзопланеты (объекты интереса TESS или TOI), из которых 159 уже подтверждены. Группа астрономов во главе с Тяньцзюном Ганом из Университета Цинхуа в Пекине, Китай, недавно подтвердила другой TOI, мониторинг которого осуществляет ...
19.10.21 12:26
Исследование предполагает, что Солнечную систему окружает магнитный туннель

Исследование астронома из университета Торонто предполагает, что Солнечная система окружена магнитным туннелем, который можно увидеть в радиоволнах.

Дженнифер Уэст, научный сотрудник Института астрономии и астрофизики Данлэпа, приводит научное обоснование того, что две яркие структуры, видимые на противоположных сторонах неба, которые ранее считались отдельными, на самом деле связаны и сделаны из нитей, похожих на веревки. Соединение образует нечто похожее на туннель вокруг Солнечной системы. «Если бы мы могли видеть радиоизлучение и посмотре...
18.10.21 16:23
В уникальных окаменелостях сохранился мозг, возрастом 310 миллионов лет

Исследователи обнаружили один из старейших и лучше всего сохранившихся мозгов. Подковоносный краб возрастом 310 миллионов лет был обнаружен с целым мозгом благодаря ранее неизвестному методу сохранения.

Большая часть наших знаний о древних существах происходит от костей - мягкие ткани не очень хорошо сохраняются в окаменелостях. Некоторые механизмы лучше других сохраняют эти хрупкие ткани, и наиболее известный из них - янтарь. Ученые могут сканировать существ в янтарных оболочках, чтобы получить изображения их мозга и других органов. Самые старые янтарные включения датируются около 230 миллионов...
02.08.21 10:58
Рекордно высокая температура для Антарктиды подтверждена ВМО

Всемирная метеорологическая организация подтвердила самую высокую температуру, когда-либо зарегистрированную в Антарктиде.

6 февраля 2020 года на аргентинской базе Эсперанса, расположенной в заливе Хоуп на Антарктическом полуострове, была достигнута максимальная температура 18,3°C (69,9°F), побив предыдущий рекорд 17,5°C (63,5°F), зафиксированный 24 марта 2015 года там же. Новый рекорд - это самая высокая подтвержденная температура на материковой части Антарктики и прилегающих островах, но самая высокая температура в...
04.07.21 16:39
Тихоходок проверяли как кандидатов на панспермию

Тихоходки - очень выносливые микроскопические животные.

Столкнувшись с суровыми условиями окружающей среды, они высыхают и сворачиваются, что позволяет им выжить, пока условия снова не станут более благоприятными. Было замечено, что при этом они выдерживают температуры кипения и замерзания, интенсивную радиацию, сокрушительное давление как на дне морских глубин, и даже совершают путешествия в космос. Имея за плечами такой обширный список сверхспособно...
21.05.21 10:28
Популярный убийца сорняков повышает риск заражения малярией

Неожиданные новые результаты исследователей из Университета Джона Хопкинса указывают на то, что наиболее часто используемый в мире гербицид ослабляет иммунную систему насекомых.

Один эксперимент с москитами, которые распространяют малярию, предполагает, что это химическое вещество может повысить восприимчивость насекомых к паразитарной инфекции, что повысит риск передачи заболеваний человеку. Глифосат - это средство от сорняков, которое широко используется в сельском хозяйстве. Он убивает растения, нарушая важный метаболический процесс, называемый шикиматным путем. Этот ...