Марс потерял океан, но приобрел жизнь?

Трудно в это поверить теперь, глядя на пыльный, иссушенный пейзаж Марса, но когда-то там был огромный океан.

Недавнее исследование НАСА Красной планеты с помощью самых мощных инфракрасных телескопов в мире четко указывает, что на планете существовал водоем больше земного Северного Ледовитого океана. Если его воду равномерно распределить по марсианской поверхности, он покрыл бы всю поверхность примерно на 137 метров (450 футов). Скорее всего, вода заливала низменности, которые охватывают большую часть северного полушария Марса. В некоторых местах глубина океана достигала почти мили (1,6 км).

Теперь хорошая часть. Прежде чем исчезнуть, волны плескались в пустынных берегах более чем 1,5 млрд лет - дольше, чем необходимо для зарождения жизни на Земле. По мнению ученых, времени было достаточно, чтобы жизнь появилась и на Марсе.

Используя три самых мощных инфракрасных телескопа на Земле – обсерваторию Кека на Гавайях, Очень Большой Телескоп в ESO и телескоп IRTF НАСА – ученые Центра космических полетов Годдарда НАСА изучали молекулы воды в атмосфере Марса. Созданные ими карты показывают распределение и количество двух типов воды - нормальной H2O, которую мы используем для кофе, и HDO (тяжелой воды), редкой на Земле, но, видимо, не на Марсе.

В этом виде тяжелой воды (полутяжелой) один из атомов водорода содержит нейтрон в дополнение к своему одинокому протону, образуя изотоп водорода, называемый дейтерием. Из-за того, что дейтерий более массивный, чем обычный водород, тяжелая вода действительно тяжелее обычной.

Новые «карты воды» показали, как соотношение нормальной и тяжелой воды изменялось по всей планете в зависимости от местоположения и времени года. Примечательно, что новые данные показывают полярные шапки, где сосредоточена большая часть марсианской воды, высоко обогащенной дейтерием.

На Земле отношение дейтерия к обычному водороду в воде составляет от 1 до 3200, но для марсианских полярных шапок это 1 к 400. После того, как ученые узнали о соотношении дейтерия  и обычного водорода, они могут непосредственно определить, сколько воды было на Марсе, когда он был молод. Ответ - много!

Только 13% воды остается на планете, запертой в первую очередь в полярных регионах, в то время как 87% от первоначального океана было потеряно в космосе. Марс был гораздо более похожей на Землю планетой тогда: с толстой атмосферой, обеспечивающей необходимое давление, и теплым климатом для поддержания океана.

Таким образом, хотя мы могли бы оплакивать потерю такой замечательно вещи, как океан, мы остались с дразнящей вероятностью того, что прошло достаточно много времени для рождения самого ценного из творений во Вселенной - жизни.

У таинственных нитей Млечного Пути есть старшие дальние родственники

Астрофизик Северо-Западного университета Фархад Заде был очарован и озадачен семейством крупномасштабных высокоорганизованных магнитных нитей, свисающих в центре Млечного Пути, с тех пор, как впервые обнаружил их в начале 1980-х годов.

Спустя 40 лет Заде остается таким же очарованным, но чуть менее озадаченным. С новым открытием подобных нитей, расположенных в других галактиках, Заде и его сотрудники впервые представили два возможных объяснения неизвестного происхождения нитей. В новой статье, опубликованной в The Astrophysical Journal Letters, Заде и его соавторы предполагают, что нити могут возникнуть в результате взаимодейст...