Профессор философии об искусственном интеллекте

Представляем вашему вниманию обзор книги "Искусственный интеллект".

Способно ли человечество создать искусственный сверхразум? Что нас ждет в мире интеллектуальных машин: всеобщее благоденствие или деградация? Как поведут себя роботы: станут нашими помощниками или превратятся в самых серьезных врагов, с которыми людям когда-либо приходилось сталкиваться? На эти и другие актуальные вопросы попытался ответить профессор факультета философии Оксфордского университета Ник Бостром в своей книге «Искусственный интеллект».

Публикуем несколько мыслей из нее:

Разумные машины: фантастика или реальность?

Многие считают, что человечеству еще далеко до изобретения искусственного интеллекта, но ученые уверяют: он появится в ближайшем будущем. За последнее столетие произошла настоящая революция в мире технологий, и это не предел. Например, на заре 20 века никому бы и в голову не пришло, что машина сможет обыграть чемпиона мира по шахматам, а сегодня это вряд ли кого-то удивит. Вот еще несколько фактов, которые показались бы нашим предкам фантастикой:

— Система «Логик-теоретик» сумела доказать почти все теоремы из второго тома

«Оснований математики» Альфреда Уайтхеда и Бертрана Рассела, что доказывает способность машины к дедукции и логическим построениям.

— Робот «Трясучка» показал, что машина может продумывать и контролировать свою двигательную активность, когда логическое мышление совмещено с восприятием окружающей действительности.

— Программа ELIZA прекрасно имитирует поведение психотерапевта.

— В середине 1970-х годов программа SHRDLU продемонстрировала, как смоделированный робот в смоделированном мире спокойно манипулирует объемными геометрическими фигурами, не только выполняя инструкции пользователя, но и отвечая на его вопросы.

— В последующие десятилетия были созданы программы, способные сочинять классическую музыку разных жанров, решать проблемы клинической диагностики быстрее и увереннее врачей-стажеров, самостоятельно управлять автомобилями и делать патентоспособные изобретения.

Это еще трудно назвать сверхразумом, который, по определению, должен значительно превосходить когнитивные возможности человека в любых областях. Однако сегодня, когда наши знания о человеческом мозге, генетике и эволюции с каждым днем становятся все обширнее, перед программистами и инженерами открываются новые возможности. Эксперты полагают, что до появления машин, чей разум можно сравнить с разумом человека, осталось лишь несколько десятилетий.

Машина-ребенок, эволюция и непрерывное совершенствование

Математик Алан Тьюринг еще в 1950 году высказал мысль о том, что можно использовать обучение как средство развития простой системы: «Почему бы нам, вместо того чтобы пытаться создать программу, имитирующую ум взрослого, не создать программу, которая бы имитировала ум ребенка? Ведь если ум ребенка получает соответствующее воспитание, он становится умом взрослого человека». И сегодня эта теория представляется самой перспективной: усилия должны быть сосредоточены на создании системы, способной к обучению и работе с неопределенной информацией.

Тьюринг говорил и о том, что процесс создания искусственного интеллекта будет иметь много общего с эволюцией: «Вряд ли нам удастся получить хорошую «машину-ребенка» с первой же попытки. Надо провести эксперимент по обучению какой-либо из машин такого рода и выяснить, как она поддается научению. Затем провести тот же эксперимент с другой машиной и установить, какая из них лучше. Существует очевидная связь между этим процессом и эволюцией в живой природе…» В теории генетическое программирование может привести к появлению разума, сопоставимого с человеческим, даже с большей вероятностью, чем слепая эволюция.

Здесь необходимо упомянуть еще одну важную концепцию. Если людям удастся создать зародыш искусственного интеллекта, способный к непрерывному самосовершенствованию, то первая версия создаст улучшенную версию самой себя, которая намного умнее оригинальной; улучшенная версия, в свою очередь, начнет трудиться над следующей версией и так далее. Этот процесс в итоге может привести к взрывному развитию искусственного интеллекта, радикально превосходящего уровень человека.

Сценарии

Допустим, сверхразумный искусственный интеллект (ИИ) появился. Чего нам ждать? Какая бы цель ни была заложена в программу — самосохранение, технический прогресс, поиск ресурсов, счастье человечества — неизвестно, какими способами сверхразум соберется ее достичь.

Существует множество сценариев. По одному из них, ИИ решит захватить мир. В этом случае мы даже не успеем заподозрить неладное. Поскольку ИИ намного умнее нас, он создаст четкий план, не оставляющий нам шансов. Ему удастся скрывать от людей свои долгосрочные цели и притворяться послушным до решающего момента. А затем он очень точно нанесет удар: захватит власть и сможет управлять нами или уничтожит людей с помощью новейшего вооружения.

Возможен альтернативный вариант: сверхразум вообще не будет считаться с нашим существованием, не будет воспринимать человечество как угрозу и не сделает нас мишенью. Но в этом случае людей тоже не ждет ничего хорошего: привычная среда обитания будет разрушена. Вся поверхность планеты быстро — буквально за считаные дни или недели — покроется солнечными батареями, ядерными реакторами, корпусами суперкомпьютеров и прочими сооружениями. Возможно, при таком сценарии нас будут изучать в специальных лабораториях.

Даже в том случае, если мы будем мирно сосуществовать с ИИ, нас ждет экономический крах. Высокопроизводительные и дешевые машины заменят людей во всех сферах деятельности, а значит для нас не останется рабочих мест и возможности получать зарплату. В целом человечество может сильно разбогатеть, если капитал по-прежнему останется в руках людей. Но вряд ли средства будут распределены так, чтобы выжить смогли все. Скорее всего, большинство представителей нашего вида ждет деградация и голодная смерть.

Автор книги Искусственный интеллект

Больше о появлении сверхразума, будущем человечества и о том, как избежать угрожающих сценариев, — в книге «Искусственный интеллект».

Новая визуализация НАСА исследует изгиб света двойных черных дыр

Пара черных дыр, в миллионы раз больше массы Солнца, вращаются по орбите и совершают гипнотическое па-де-де в новой визуализации НАСА.

На ней показано, как черные дыры искажают и перенаправляют свет, исходящий от водоворота горячего газа, аккреционного диска, который окружает каждую из них. Если смотреть со стороны плоскости орбиты, каждый аккреционный диск приобретает характерный двугорбый вид. Но когда одна проходит перед другой, гравитация черной дыры на переднем плане превращает ее партнера в быстро меняющуюся последовательн...
16.04.21 19:00
Возможны ложные данные о кислороде при поиске признаков жизни на других планетах

В поисках жизни на других планетах присутствие кислорода в атмосфере планеты является одним из потенциальных признаков биологической активности, которая может быть обнаружена будущими телескопами. Новое исследование описывает несколько сценариев, в которых безжизненная каменистая планета вокруг звезды, похожей на Солнце, может эволюционировать и создать кислород в атмосфере.

Новые результаты, опубликованные 13 апреля в журнале AGU Advances, подчеркивают необходимость в телескопах следующего поколения, способных характеризовать планетную среду и искать многочисленные свидетельства существования жизни в дополнение к обнаружению кислорода. «Это полезно, потому что показывает наличие способов получить кислород в атмосфере без жизни, но есть и другие наблюдения, которые м...
14.04.21 21:21
Черные дыры любят поесть, но различаются манерами за столом

Все сверхмассивные черные дыры в центрах галактик периодически поглощают материю из своего окружения. Но делают это по-разному.

Такой вывод сделали британские и голландские астрономы в исследовании с ультрачувствительными радиотелескопами в хорошо изученном регионе Вселенной. Астрономы изучали активные галактики с 1950-х годов. Активные галактики имеют сверхмассивную черную дыру в центре, которая поглощает материю. Во время таких активных фаз объекты часто излучают чрезвычайно сильное радио, инфракрасное, ультрафиолетово...
13.04.21 18:39
Запуск вертолета на Марсе отложен для технической проверки

НАСА отложило как минимум на несколько дней первый полет мини-вертолета на Марсе после возникшей проблемы во время испытаний роторов, сообщило агентство.

Полет Ingenuity, который должен был стать первым в истории управляемым полетом на другой планете, был назначен на понедельник по московскому времени, но сейчас отложен как минимум до 14 апреля. Скоростное испытание винта четырехфунтового (1,8 кг) вертолета в пятницу закончилось раньше, чем ожидалось, из-за предупреждения о потенциальной проблеме. «Команда вертолета изучает телеметрию, чтобы диаг...
12.04.21 20:37
Настольный голографический принтер создает 3D-анимации на дому

Голограммы - одно из обещаний научной фантастики, которые остаются недостижимыми.

Бывший исследователь MIT Media Lab занимается краудфандингом настольного 3D-голографического принтера, который может создавать изображения, которые появляются в 3D и даже кажутся движущимися. Хотя отражающие экраны, гарнитуры и даже живые выступления мертвых артистов маскируются под голограммы, технически этот термин относится к определенному типу трехмерного изображения, закодированного на двухм...
08.03.21 21:49

Структура СКС и ее функциональные компоненты

Современные условия работы заставляют действовать более оперативно в плане обмена информацией между участниками процесса.

Расширяется охват, повышаются требования к качеству передачи данных, а также безопасности функционирования производственных и служебных модулей. С этой целью в своё время были созданы средства массовой коммуникации (СМК). Для облегчения деятельности трудового коллектива (персонала) разработана технология под аббревиатурой СКС. СКС – структурированная кабельная система, представляющая собой своеобр...
07.02.21 21:26
2D-материал помогает обрабатывать и хранить данные

Инженеры EPFL создали новый компьютерный чип, который может обрабатывать и хранить данные в одной цепи.

Он изготовлен из двумерного дисульфида молибдена (MoS2), что открывает путь для создания более компактной и энергоэффективной электроники. Традиционные компьютеры обрабатывают данные в центральном процессоре, а затем передают их в другой раздел, например, на жесткий диск или твердотельный накопитель, для хранения. Эта система работала десятилетиями, но это не обязательно самый эффективный способ ...