Кометная угроза более постоянна, чем учёные предполагали ранее

Это, конечно, захватывает воображение: звезда, тихо проходящая около нашей солнечной системы, толкает смертоносное скопление комет в сторону Земли. Однако, недавние моделирования одной группы исследователей показали, что такой кометный душ, возможно, менее существенен, чем считали ранее.

Идея соседних звезд, влияющих на кометы, относится к 1950 году, когда астроном Ян Хендрик Оорт выдвинул гипотезу о наличии невидимого склада комет - так называемое облако Оорта, расположенное вокруг солнечной системы на расстоянии в 100 000 А.Е. (1 А.Е. - расстояние между Солнцем и Землей).

Оорт предполагал, что звезды, проходя сквозь это облако, заставляют новую партию комет двигаться к Солнцу, где они становятся видимыми астрономам. Такое волнение могло бы иметь долгосрочные эффекты.

"Кометы, которые мы видим сегодня, возможно, произошли от прохода звезды, случившегося сотни миллионов лет назад", – рассказывает Ганс Рикман (Hans Rickman) из Астрономической Обсерватории в Упсале, Швеция.

Однако, Рикман и его коллеги подтвердили, что просто влияние звезды не может объяснить поведение комет. Используя компьютерную модель облака Оорта, они показали, что гравитация нашей галактики также важна. Результаты этой работы были недавно опубликованы в статье в журнале Celestial Mechanics and Dynamical Astronomy.

Хотя и стопроцентно известно, что Земля бомбардировалась кометами, так и не ясно, как часто это происходит. Большая часть исторических кратеров на Земле были стерты эрозией или строительной деятельностью. Оставшиеся кратеры, возможно, произошли в результате ударов астероидов.

"Весьма трудно отличить кометный кратер от астероидного, так как соударяющийся объект быстро выпаривается", - рассказывает Рикман.

Столкновение с кометой, вероятно, будет более энергичным (и поэтому более разрушительным), так как в момент столкновения кометы двигаются намного быстрее астероидов.

Орбиты комет могут изменятся всякий раз, когда другая звезда находится на расстоянии в 10 000 А.Е. от нашего Солнца. Такая близкая дистанция, наблюдаемая примерно каждые 100 миллионов лет, не должна влиять на траектории астероидов и планет, однако она определенно "встряхнёт облако Оорта", - рассказывает Рикман.

Большинство ученых предполагало, что этот звездный проход приведёт к душу комет, проливающемуся дождем на Землю и остальную часть внутренней солнечной системы. Некоторые даже утверждали, что обнаружили доказательство периодических массовых вымираний, которые могли бы быть объяснены единственной (пока еще неопознанной) звездой, двигающейся вокруг Солнца по эллиптической орбите.

Чтобы изучить эффект звездных волнений, Рикман с коллегами смоделировали облако Оорта с миллионом комет (истинное число комет облака неизвестно, но оно несомненно выше). Моделирование позволяет управлять временным периодом, соответствующим 5 миллиардному возрасту солнечной системы.

Рикман рассказал, что результаты показали, что звезды могут конечно вызвать душ из комет, однако контраст с тихими периодами значительно меньше, чем люди думали прежде. Это выравнивание в кометной активности происходит из-за влияния гравитации Млечного пути.

На протяжении некоторого времени астрономы знали, что сила тяжести нашей галактики влияет на облако Оорта. Определенно, облако испытывает воздействия приливов-отливов  вследствие того, что поле тяготения увеличивается с приближением к плоскости галактики.

Моделирование Рикмана и его коллег показывает, как галактический прилив-отлив постоянно воздействует на облако комет. Некоторые из этих комет с самого начала находятся на довольно нестабильных орбитах - таким образом, небольшой толчок может послать их по направлению к Солнцу. Однако, в конечном счете, все эти непостоянные кометы изгоняются из солнечной системы.

И именно здесь звездные столкновения становятся очень важными. Они разбалтывают облако Оорта, так, чтобы у галактического прилива был новый урожай непостоянных комет, для направления их во внутреннюю солнечную систему.

"Общая картина, порожденная нашими результатами, выглядит так, что инъекция комет из облака Оорта, по существу, должна быть замечена как взаимодействие, вовлекающее как приливы, так и звезды", - пишут ученые в статье.

Такое сотрудничество звезд и приливов обеспечивает относительно устойчивую поставку комет, шатающихся поблизости. Таким образом, кометная угроза, вероятно, практически не меняется со временем.

По материалам Astrobiology Magazine

Сергей
Сергей 23.12.08 06:51
volhv Некоторые из этих комет с самого начала находятся на довольно нестабильных орбитах - таким образом, небольшой толчок может послать их по направлению к Солнцу.

А может отправить и к чёрту на куличики (НЕ в сторону Солнца), что кажется более вероятным....
В атмосфере Юпитера резвятся «спрайты»

Новые результаты миссии Juno (Юнона) на Юпитере предполагают, что «спрайты» или «эльфы» могут танцевать в верхних слоях атмосферы самой большой планеты Солнечной системы.

Впервые эти яркие, непредсказуемые и чрезвычайно короткие вспышки света - формально известные как транзиентные световые явления (TLE) - наблюдаются в другом мире. Результаты были опубликованы 27 октября 2020 года в Journal of Geophysical Research: Planets. Ученые предсказывали, что эти яркие сверхбыстрые вспышки света также должны присутствовать в огромной бурлящей атмосфере Юпитера, но их сущест...
28.10.20 20:46
Генная терапия частично восстанавливает зрение полностью слепым мышам

При некоторых формах слепоты некоторые части глаза все еще работают, но повреждение светочувствительных клеток приводит к нарушению зрения. Исследователи из компании Nanoscope использовали генную терапию для обхода повреждённых клеток и восстановления определённого уровня зрения у полностью слепых мышей.

Фоторецепторы - это палочки и колбочки сетчатки, и эти клетки - первая ступень в цепи, которая обеспечивает зрение. Когда фоторецепторы активируются светом, они посылают химический сигнал другим нейронам сетчатки, включая так называемые биполярные клетки, которые, в свою очередь, посылают сигнал в зрительный нерв и в мозг для обработки. К сожалению, эти фоторецепторы повреждаются при многих забол...
26.10.20 22:51
TESS обнаружил первую планету, размером с Землю, в обитаемой зоне звезды

Космический телескоп TESS был запущен в 2018 году с целью обнаружения небольших планет вокруг ближайших звезд, достаточно ярких для отслеживания массы и атмосферы их планет.

На данный момент TESS обнаружил семнадцать малых планет вокруг одиннадцати ближайших карликов класса M - звезд, которые меньше Солнца (менее 60% его массы) и более холодные (температура поверхности менее 3900 Кельвинов). Астрономы сообщают, что одна из этих планет, TOI-700d, размером с Землю и расположена в обитаемой зоне своей звезды; они также обсуждают её возможный климат. Астрономы из Центра ...
26.10.20 21:31
Osiris-Rex потерял часть образцов астероида Бенну

Ученые заявили, что космический корабль НАСА забит таким количеством обломков астероидов, которые были захвачены на этой неделе, что его заклинило, и драгоценные частицы улетели прочь.

Ученые объявили новость через 3 дня после того, как космический корабль Osiris-Rex ненадолго коснулся астероида Бенну, что стало первой попыткой НАСА выполнить ??миссию. По словам ведущего ученого миссии Данте Лауретта из Университета Аризоны, операция во вторник в 200 миллионах миль от Земли собрала гораздо больше материала, чем ожидалось для возвращения на Землю - сотни граммов. Контейнер с обр...
25.10.20 19:33
В атмосфере Юпитера резвятся «спрайты»

28.10.20 20:46
TESS обнаружил первую планету, размером с Землю, в обитаемой зоне звезды

26.10.20 21:31
Osiris-Rex потерял часть образцов астероида Бенну

25.10.20 19:33
Учёные исследовали атмосферу на горячем Нептуне, которого не должно быть

Команда во главе с астрономом из Канзасского университета собрала данные, полученные с космических телескопов НАСА TESS и Spitzer, чтобы впервые отобразить атмосферу очень необычной экзопланеты, получившей название «горячий Нептун».

Результаты, касающиеся недавно обнаруженной планеты LTT 9779b, были опубликованы в Astrophysical Journal Letters. В статье подробно описывается первая спектральная характеристика атмосферы любой планеты, обнаруженной TESS, первая глобальная температурная карта любой планеты TESS с атмосферой и горячим Нептуном, чей спектр излучения фундаментально отличается от многих более крупных «горячих юпитеро...