Впервые обнаружена атмосфера экзопланеты

Впервые в истории исследователям удалось проанализировать атмосферу экзопланеты, относящуюся к классу суперземель.

Анализируя данные, полученные от космического телескопа НАСА/ESA «Hubble», а также используя новую методику анализа, исследователи обнаружили, что экзопланета 55 Cancri e имеет довольно сухую атмосферу без каких-либо признаков водяного пара. Результаты, которые будут напечатаны в Astrophysical Journal, говорят о том, что атмосфера состоит по большей части из гелия и водорода.

Международная команда во главе с астрофизиками из Университетского колледжа Лондона (UCL) выяснила, что масса экзопланеты превышает восемь земных масс и расположена в двойной звездной системе 55 Cancri (55 Рака)), то есть примерно в 40 световых лет от Земли.

Ученые использовали наблюдения, сделанные с помощью широкоугольной камеры 3 (WFC3), что позволило им проанализировать состав атмосферы экзопланеты. Таким образом, они впервые смогли обнаружить газы в атмосфере суперземли: наблюдения показали наличие водорода и гелия, но не водяного пара.

"Это довольно важный результат, поскольку это первый раз, когда мы смогли выделить некоторые спектральные линии, свидетельствующие в пользу наличия определенного газа в атмосфере суперземли", объясняет Ангелос Циарас (Angelos Tsiaras), аспирант UCL, который разработал методику анализа со своими коллегами Инго Вальдманом (Ingo Waldmann) и Марко Роккетто (Marco Rocchetto). "Исследование атмосферы 55 Cancri e показало, что экзопланете удалось сохранить значительное количество гелия и водорода, за время своего существования".

55 Cancri е является не совсем обычной суперземлей – она вращается на очень малом расстоянии от своей звезды. Продолжительность года на экзопланете составляет всего 18 часов, а температура на ее поверхности, как полагают исследователи, достигает 2 000° C. Благодаря тому, что экзопланета вращается на такой орбите вокруг довольно яркой звезды, команде ученых удалось использовать новую методику анализа атмосферы.

"Этот результат дает нам первое представление об атмосфере суперземли. Теперь у нас есть знания, способные помочь нам понять процессы формирования и эволюции экзопланеты", сказала Джованна Тинетти (Giovanna Tinetti) также из UCL, Великобритания.

Интересно также то, что данные содержат намеки на наличие в атмосфере экзопланеты цианистого водорода – маркера для богатых углеродом атмосфер.

"Такое количество цианистого водорода означает, что в атмосфере довольно высокое соотношение углерода к кислороду", сказала Оливия Венот (Olivia Venot) из Лёвенского католического университета, разработавшая химическую модель атмосферы 55 Cancri е.

У таинственных нитей Млечного Пути есть старшие дальние родственники

Астрофизик Северо-Западного университета Фархад Заде был очарован и озадачен семейством крупномасштабных высокоорганизованных магнитных нитей, свисающих в центре Млечного Пути, с тех пор, как впервые обнаружил их в начале 1980-х годов.

Спустя 40 лет Заде остается таким же очарованным, но чуть менее озадаченным. С новым открытием подобных нитей, расположенных в других галактиках, Заде и его сотрудники впервые представили два возможных объяснения неизвестного происхождения нитей. В новой статье, опубликованной в The Astrophysical Journal Letters, Заде и его соавторы предполагают, что нити могут возникнуть в результате взаимодейст...