2008: Знаковый год для космических полётов

Это поистине был знаменательный год для полётов в космос. Он видел запуск самого мощного в мире экспериментального гамма-телескопа, самое большое пространство для космической станции, первый индийский лунный модуль и даже первого космического туриста во втором поколении.

Итак, 10 самых знаменательных событий 2008:

10. Запуск первого космического туриста второго поколения

Ричард Гэрриотт, сын бывшего астронавта НАСА Оуэна Гэрриота, стал первым американским туристом второго поколения, который достиг орбиты на борту ракеты Союз в октябре 2008. За порядочную сумму в $30 миллионов, заплаченную российскому Федеральному космическому агентству через частную американскую фирму Space Adventures (Космические приключения), Гэрриот забронировал себе 10-дневный отпуск на Международной Космической Станции (МКС). Во время своего пребывания на орбите Гэрриот проводил научные эксперименты, вёл просветительскую деятельность и даже принёс на борт флэш-диск с записями самых великих достижений человечества, копиями аватаров в одной из его компьютерных игр и цифровыми версиями ДНК людей. По совпадению Гэрриот летал на космическую станцию, когда она находилась под командованием российского космонавта Сергея Волкова, сына известного космонавта Александра Волкова. Оба встретились на орбите и вернулись на Землю вместе в конце октября.

9. Самое большое количество запусков космических челноков с 2002

(Фото: NASA/Troy Cryder)

НАСА совершило запуск четырёх космических шаттлов в 2008 – и каждый из них благополучно вернулся домой. Это самое большое число запусков шаттлов с 2002, что особенно примечательно после событий трагедии Колумбии в 2003. В этом году миссии доставили жизненно важные компоненты на МКС, включая крупный вклад из Японии, Европы и Канады. Ещё одна миссия – по обслуживанию космического телескопа Хаббл – так и не состоялась, запуск был отложен до 2009. На 2009 год НАСА уже запланировало шесть подобных запусков.

8. Запуск космического гамма-лучевого телескопа

Одни из самых загадочных феноменов космоса – сверхмассивные чёрные дыры, тёмная материя и таинственные взрывы, названные гамма-всплески – вскоре могут стать более понятными благодаря гамма-лучевому космическому телескопу Ферми, НАСА, который был запущен в июне. Самый мощный в мире телескоп для наблюдения Вселенной в свете высокоэнергетического гамма-излучения, обсерватория была первоначально названа GLAST, но затем название изменили в честь итальянского учёного Энрико Ферми (Enrico Fermi), когда телескоп уже находился в космическом пространстве.

7. Полёт первого европейского грузового модуля

В марте к космической станции присоединился новый космический модуль. Автоматический межорбитальный транспортный аппарат Жуль Верн доставил продукты питания и необходимые предметы обеспечения космонавтам орбитальной лаборатории. После запуска и успешной стыковки со станцией модуль, как и было запланировано, исчез в огненном погружении в атмосфере Земли.

6. Международной Космической Станции исполнилось 10 лет

МКС парит над нами в космическом пространстве вот уже 10 лет, постоянно увеличиваясь в размере, играя огромную роль в научном сотрудничестве между нациями. 20 ноября $100 миллиардная МКС отметила 10 годовщину, десятилетие со времени запуска первого модуля Заря российского производства. С годами лаборатория выросла из эквивалента однокомнатной квартиры в трёх этажный особняк, приняла 165 посетителей из 15 стран и обошла вокруг Земли более 57,309 раз. В июне лаборатория получила ещё один дополнительный модуль, японскую лабораторию Кибо (Kibo) размером с туристический автобус. Грандиозная космическая станция ещё не полностью укомплектована – ещё восемь космических миссий НАСА доставят недостающие компоненты к 2010 году.

5. Частная ракета Фалькон 1 наконец-то достигла орбиты

(Фото: SpaceX)

В сентябре частная компания SpaceX – технологии исследований космоса – совершила успешный запуск своей ракеты Фалькон 1 (Falcon 1), после шести лет безуспешных попыток запуска первой неправительственной ракеты в космос. Успех компании доказал, что технологии SpaceX позволяют продолжить путь и начать осуществление главной цели – запуск недорогих коммерческих ракет.  На разработку и испытания ракеты-носителя ушло почти $100 миллионов, но будущие полёты будут стоить около $8 миллионов или меньше, как утверждают представители компании. В настоящее время SpaceX готовится к запуску ракеты большего размера – Фалькон 9 – с мыса Канаверал (Флорида,США), SpaceX является одной из двух фирм-претендентов на контракт НАСА по доставке космических грузов на МКС.

4. Отправка индийского модуля к Луне

Индийский космический модуль Чандраян 1 стал первым национальным космическим кораблём, который отправился на пределы земной орбиты, достигнув Луны в ноябре этого года и начав запланированную двухлетнюю исследовательскую миссию. Данное достижение утвердило растущую космическую мощь Индии и стало отправной точкой в осуществлении целей в будущем – начало космической программы с участием людей и высадка лунохода на поверхность Луны.

3. Первый выход в открытый космос для Китая

(Фото: CCTV/Xinhua)

Китайские астронавты в сентябре провели первый выход в открытый космос. Китай отправил в космос троих астронавтов в рамках миссии Шенчжоу 7, третьего национального космического полёта с участием людей. Жай Жиганг (Zhai Zhigang) стал первым китайским космонавтом, вышедшим в открытый космос в скафандре отечественного производства. Космическая прогулка продолжалась 20-минут. Это событие продемонстрировало впечатляющие технологические достижения Китая, всего третьей страны после России и США, которая самостоятельно отправила человека в космос.

2. Успешная высадка робота на поверхность Марса

(Фото: NASA/JPL-Caltech/University of Arizona/Texas A&M University)

Марсианский исследовательский аппарат Феникс, НАСА, высадился на Красную планету в мае – первый успех с 2004 года. Стационарный космический модуль провёл более пяти месяцев, исследуя окружающую среду арктических равнин на признаки потенциальной жизни на Марсе, и подтвердил наличие водного льда под грунтом. Феникс высадился на Марсе севернее, чем любой другой посадочный модуль до него, он доставил на Землю ценные снимки и результаты экспериментов с нашей соседней планеты. После плодотворной исследовательской деятельности 2 ноября модуль, в конце концов, истощил свои запасы энергии, т.к. с наступлением осени и появлением затмевающей свет атмосферной пыли на участке его работ стало недостаточно солнечного света.

1. 50-я годовщина НАСА

1 октября Национальному управлению по аэронавтике и исследованию космического пространства, НАСА, исполнилось 50 лет – полвека достижений в исследовании космоса, в возможности которых многие сомневались ещё до момента основания в 1958 году. Пока одни рассуждают о продолжительном отсутствии летающих автомобилей, другие признают, что НАСА прошло долгий путь с тех пор, как американцы с завистью смотрели на Спутник, пролетавший над головой. НАСА побывало на Луне, построило флотилию многоразовых космических шаттлов, проводило совместную работу с другими странами по конструированию долговременной орбитальной станции для научных исследований. Не обошлось и без трагических событий на этом долгом пути: жизни астронавтов Аполлон 1, Челленджер и Колумбия свидетельствуют о высокой цене этих великих достижений. Но несмотря на все разочарования и неудачи НАСА не собирается останавливаться. Кто знает, что принесут нам следующие 50 лет?

Обнаружена новая суперземля, вращающаяся вокруг красного карлика

В последние годы было проведено исчерпывающее исследование красных карликов, чтобы найти экзопланеты на орбите вокруг них.

Эффективная температура поверхности этих звезд от 2400 до 3700 К (более чем на 2000 градусов холоднее Солнца) и масса от 0,08 до 0,45 массы Солнца. В этом контексте группа исследователей во главе с Борхой Толедо Падроном, докторантом Северо-Очоа-Ла-Кайша из Института астрофизики Канарских островов (IAC), специализирующимся на поиске планет вокруг звезд этого типа, открыла суперземлю, которая враща...
18.04.21 13:48
SpaceX отправит людей на Луну

НАСА выбрало SpaceX для высадки первых астронавтов на поверхность Луны, заявило агентство, что стало огромной победой для компании Илона Маска.

Контракт на сумму 2,9 миллиарда долларов предусматривает создание прототипа космического корабля Starship, который проходит испытания на полигоне SpaceX в Техасе. «Сегодня я очень взволнован, и мы все очень рады объявить, что мы наградили SpaceX за продолжение разработки нашей интегрированной системы приземления человека», - сказала Лиза Уотсон-Морган, менеджер программы НАСА. SpaceX опередила B...
17.04.21 18:44
Новая визуализация НАСА исследует изгиб света двойных черных дыр

Пара черных дыр, в миллионы раз больше массы Солнца, вращаются по орбите и совершают гипнотическое па-де-де в новой визуализации НАСА.

На ней показано, как черные дыры искажают и перенаправляют свет, исходящий от водоворота горячего газа, аккреционного диска, который окружает каждую из них. Если смотреть со стороны плоскости орбиты, каждый аккреционный диск приобретает характерный двугорбый вид. Но когда одна проходит перед другой, гравитация черной дыры на переднем плане превращает ее партнера в быстро меняющуюся последовательн...
16.04.21 19:00
Возможны ложные данные о кислороде при поиске признаков жизни на других планетах

В поисках жизни на других планетах присутствие кислорода в атмосфере планеты является одним из потенциальных признаков биологической активности, которая может быть обнаружена будущими телескопами. Новое исследование описывает несколько сценариев, в которых безжизненная каменистая планета вокруг звезды, похожей на Солнце, может эволюционировать и создать кислород в атмосфере.

Новые результаты, опубликованные 13 апреля в журнале AGU Advances, подчеркивают необходимость в телескопах следующего поколения, способных характеризовать планетную среду и искать многочисленные свидетельства существования жизни в дополнение к обнаружению кислорода. «Это полезно, потому что показывает наличие способов получить кислород в атмосфере без жизни, но есть и другие наблюдения, которые м...