2008: Знаковый год для космических полётов

Это поистине был знаменательный год для полётов в космос. Он видел запуск самого мощного в мире экспериментального гамма-телескопа, самое большое пространство для космической станции, первый индийский лунный модуль и даже первого космического туриста во втором поколении.

Итак, 10 самых знаменательных событий 2008:

10. Запуск первого космического туриста второго поколения

Ричард Гэрриотт, сын бывшего астронавта НАСА Оуэна Гэрриота, стал первым американским туристом второго поколения, который достиг орбиты на борту ракеты Союз в октябре 2008. За порядочную сумму в $30 миллионов, заплаченную российскому Федеральному космическому агентству через частную американскую фирму Space Adventures (Космические приключения), Гэрриот забронировал себе 10-дневный отпуск на Международной Космической Станции (МКС). Во время своего пребывания на орбите Гэрриот проводил научные эксперименты, вёл просветительскую деятельность и даже принёс на борт флэш-диск с записями самых великих достижений человечества, копиями аватаров в одной из его компьютерных игр и цифровыми версиями ДНК людей. По совпадению Гэрриот летал на космическую станцию, когда она находилась под командованием российского космонавта Сергея Волкова, сына известного космонавта Александра Волкова. Оба встретились на орбите и вернулись на Землю вместе в конце октября.

9. Самое большое количество запусков космических челноков с 2002

(Фото: NASA/Troy Cryder)

НАСА совершило запуск четырёх космических шаттлов в 2008 – и каждый из них благополучно вернулся домой. Это самое большое число запусков шаттлов с 2002, что особенно примечательно после событий трагедии Колумбии в 2003. В этом году миссии доставили жизненно важные компоненты на МКС, включая крупный вклад из Японии, Европы и Канады. Ещё одна миссия – по обслуживанию космического телескопа Хаббл – так и не состоялась, запуск был отложен до 2009. На 2009 год НАСА уже запланировало шесть подобных запусков.

8. Запуск космического гамма-лучевого телескопа

Одни из самых загадочных феноменов космоса – сверхмассивные чёрные дыры, тёмная материя и таинственные взрывы, названные гамма-всплески – вскоре могут стать более понятными благодаря гамма-лучевому космическому телескопу Ферми, НАСА, который был запущен в июне. Самый мощный в мире телескоп для наблюдения Вселенной в свете высокоэнергетического гамма-излучения, обсерватория была первоначально названа GLAST, но затем название изменили в честь итальянского учёного Энрико Ферми (Enrico Fermi), когда телескоп уже находился в космическом пространстве.

7. Полёт первого европейского грузового модуля

В марте к космической станции присоединился новый космический модуль. Автоматический межорбитальный транспортный аппарат Жуль Верн доставил продукты питания и необходимые предметы обеспечения космонавтам орбитальной лаборатории. После запуска и успешной стыковки со станцией модуль, как и было запланировано, исчез в огненном погружении в атмосфере Земли.

6. Международной Космической Станции исполнилось 10 лет

МКС парит над нами в космическом пространстве вот уже 10 лет, постоянно увеличиваясь в размере, играя огромную роль в научном сотрудничестве между нациями. 20 ноября $100 миллиардная МКС отметила 10 годовщину, десятилетие со времени запуска первого модуля Заря российского производства. С годами лаборатория выросла из эквивалента однокомнатной квартиры в трёх этажный особняк, приняла 165 посетителей из 15 стран и обошла вокруг Земли более 57,309 раз. В июне лаборатория получила ещё один дополнительный модуль, японскую лабораторию Кибо (Kibo) размером с туристический автобус. Грандиозная космическая станция ещё не полностью укомплектована – ещё восемь космических миссий НАСА доставят недостающие компоненты к 2010 году.

5. Частная ракета Фалькон 1 наконец-то достигла орбиты

(Фото: SpaceX)

В сентябре частная компания SpaceX – технологии исследований космоса – совершила успешный запуск своей ракеты Фалькон 1 (Falcon 1), после шести лет безуспешных попыток запуска первой неправительственной ракеты в космос. Успех компании доказал, что технологии SpaceX позволяют продолжить путь и начать осуществление главной цели – запуск недорогих коммерческих ракет.  На разработку и испытания ракеты-носителя ушло почти $100 миллионов, но будущие полёты будут стоить около $8 миллионов или меньше, как утверждают представители компании. В настоящее время SpaceX готовится к запуску ракеты большего размера – Фалькон 9 – с мыса Канаверал (Флорида,США), SpaceX является одной из двух фирм-претендентов на контракт НАСА по доставке космических грузов на МКС.

4. Отправка индийского модуля к Луне

Индийский космический модуль Чандраян 1 стал первым национальным космическим кораблём, который отправился на пределы земной орбиты, достигнув Луны в ноябре этого года и начав запланированную двухлетнюю исследовательскую миссию. Данное достижение утвердило растущую космическую мощь Индии и стало отправной точкой в осуществлении целей в будущем – начало космической программы с участием людей и высадка лунохода на поверхность Луны.

3. Первый выход в открытый космос для Китая

(Фото: CCTV/Xinhua)

Китайские астронавты в сентябре провели первый выход в открытый космос. Китай отправил в космос троих астронавтов в рамках миссии Шенчжоу 7, третьего национального космического полёта с участием людей. Жай Жиганг (Zhai Zhigang) стал первым китайским космонавтом, вышедшим в открытый космос в скафандре отечественного производства. Космическая прогулка продолжалась 20-минут. Это событие продемонстрировало впечатляющие технологические достижения Китая, всего третьей страны после России и США, которая самостоятельно отправила человека в космос.

2. Успешная высадка робота на поверхность Марса

(Фото: NASA/JPL-Caltech/University of Arizona/Texas A&M University)

Марсианский исследовательский аппарат Феникс, НАСА, высадился на Красную планету в мае – первый успех с 2004 года. Стационарный космический модуль провёл более пяти месяцев, исследуя окружающую среду арктических равнин на признаки потенциальной жизни на Марсе, и подтвердил наличие водного льда под грунтом. Феникс высадился на Марсе севернее, чем любой другой посадочный модуль до него, он доставил на Землю ценные снимки и результаты экспериментов с нашей соседней планеты. После плодотворной исследовательской деятельности 2 ноября модуль, в конце концов, истощил свои запасы энергии, т.к. с наступлением осени и появлением затмевающей свет атмосферной пыли на участке его работ стало недостаточно солнечного света.

1. 50-я годовщина НАСА

1 октября Национальному управлению по аэронавтике и исследованию космического пространства, НАСА, исполнилось 50 лет – полвека достижений в исследовании космоса, в возможности которых многие сомневались ещё до момента основания в 1958 году. Пока одни рассуждают о продолжительном отсутствии летающих автомобилей, другие признают, что НАСА прошло долгий путь с тех пор, как американцы с завистью смотрели на Спутник, пролетавший над головой. НАСА побывало на Луне, построило флотилию многоразовых космических шаттлов, проводило совместную работу с другими странами по конструированию долговременной орбитальной станции для научных исследований. Не обошлось и без трагических событий на этом долгом пути: жизни астронавтов Аполлон 1, Челленджер и Колумбия свидетельствуют о высокой цене этих великих достижений. Но несмотря на все разочарования и неудачи НАСА не собирается останавливаться. Кто знает, что принесут нам следующие 50 лет?

Дело о пропавшей темной материи: обнаружен новый подозреваемый в тайне галактики

Далекая галактика, в которой почти нет темной материи, угрожает разрушить нашу теорию образования галактик. Новые данные свидетельствуют о том, что эта галактика - не аномалия, а жертва кражи.

Темная материя - невидимая субстанция, столь же загадочная, как следует из названия, - является ключевым ингредиентом, помогающим галактикам формироваться и развиваться. Она создает сильную гравитацию, необходимую для образования галактик и сохранения структуры существующих галактик в неприкосновенности. Но астрономы были озадачены с момента открытия в прошлом году NGC1052-DF4, стабильной и долг...
30.11.20 18:49
Генная терапия поможет предотвратить потерю зрения из-за генетического заболевания

Исследователи из Ирландии разработали новый метод генной терапии, который может спасти зрение пациентов с генетическим заболеванием, приводящим к слепоте.

Состояние, известное как доминантная атрофия зрительного нерва, в настоящее время не имеет профилактических или лечебных средств, но в тестах на мышах и человеческих клетках команда смогла замедлить прогрессирование заболевания. Это наследственное заболевание и обычно проявляет первые симптомы в детстве, когда зрительные нервы пациентов начинают разрушаться. Это приводит к некоторой потере зрения...
29.11.20 19:26
SOFIA наблюдает за странностями

Считается, что черные дыры поглощают столько окружающего материала, что убивают свои галактики. В этом процессе они создают квазар, который, как ранее считалось, останавливает рождение звезды. Но исследователи обнаружили галактику, которая выживает из-за хищных сил квазара, продолжая создавать новые звезды - около 100 звезд размером с Солнце в год.

Открытие, сделанное Стратосферной обсерваторией инфракрасной астрономии (SOFIA), может объяснить, как появились массивные галактики, хотя во Вселенной доминируют галактики, которые больше не образуют звезды. «Это показывает, что рост активных черных дыр останавливает рождение звезд не мгновенно, что идет вразрез со всеми текущими научными прогнозами», - сказала Эллисон Киркпатрик, доцент Канзасс...
28.11.20 23:09
Hayabusa2 с образцами почвы астероидов приблизился к дому

Японский космический корабль приближается к Земле после встречи с далеким астероидом, неся образцы почвы и данные, которые могут дать ключ к разгадке происхождения Солнечной системы.

Космический корабль Hayabusa2 покинул астероид Рюгу, примерно в 300 миллионах километров от Земли, год назад и, как ожидается, достигнет Земли и сбросит капсулу с драгоценными образцами в Южной Австралии 6 декабря. Ученые Японского агентства аэрокосмических исследований считают, что образцы, особенно взятые из-под поверхности астероида, содержат ценные данные, на которые не влияет космическое изл...
27.11.20 20:29

30.11.20 18:49
SOFIA наблюдает за странностями

28.11.20 23:09
Hayabusa2 с образцами почвы астероидов приблизился к дому

27.11.20 20:29
За 102 миллиона долларов ЕКА вернет домой космический мусор

Европейское космическое агентство сообщило, что подписывает контракт на 86 миллионов евро (102 миллиона долларов) со швейцарской начинающей компанией, чтобы доставить на Землю большой кусок орбитального мусора.

В четверг агентство заявило, что сделка с ClearSpace SA приведет к «первой миссии по активному удалению мусора» в 2025 году, в которой изготовленный на заказ космический корабль захватит и собьет часть ракеты, когда-то использовавшейся для доставки спутника на орбиту. Удаляемый с орбиты объект представляет собой так называемый адаптер полезной нагрузки Vespa, который использовался для удержания, ...