Астрономы нашли звезду с рекордным периодом вариации

Три года назад астрономы МГУ обнаружили яркую звезду TYC 2505-672-1, которая теперь выглядит тусклее. Ученые предполагают, что TYC 2505-672-1 является двойной звездной системой, хотя природа его компаньона до сих пор остается неизвестной.

Российские астрономы, работающие с глобальной сетью роботизированных телескопов MASTER, определили, что гигантская звезда в созвездии Малого Льва, которая считалась потухшей, на самом деле просто значительно изменила свою яркость, примерно в 100 раз.

Сеть телескопов MASTER была построена учеными МГУ под руководством профессора Владимира Липунова с целью обнаружения и исследования наиболее энергичных вспышек во Вселенной – гамма-всплесков, сопровождающих процесс образования черных дыр и нейтронных звезд. Телескопы MASTER уже обнаружили более 1 000 вспышек на расстояниях от нескольких сотен до миллиарда световых лет от Земли, а также зафиксировали целый ряд потенциально опасных астероидов. Телескопы расположены вблизи Благовещенска, Иркутска, Кисловодска, на Урале, в Московской области, а также в Аргентине, ЮАР и Испании (на Канарских островах).

Открытие еще одной звезды, меняющей свою яркость, по сути, не является чем-то необычным. Явления такого рода, как известно, наблюдаются во Вселенной. Тем не менее, выяснить, почему звезда TYC 2505-672-1 потемнела, пока не удалось. Были предложены различные гипотезы, одна из которых предполагает, что красный гигант следуя по своей эволюционной дорожке, выбросил в окружающее пространство облако космической пыли, состоящее из частиц углерода и спрятался за ним.

Приблизительно в то же время Рольф Янсен (Rolf Yansen), голландский астроном из Аризонского университета, также обратил внимание на эту звезду. Он пересмотрел данные библиотеки Гарвардской обсерватории, которая стала общедоступной с июня 2014 года, и обнаружил, что с 1942 по 1945 год TYC 2505-672-1 прошла через аналогичный этап снижение яркости. По расчетам ученого, звезда имеет беспрецедентный период изменения блеска, составляющий 25 245 дней или около 69 лет.

Звезда стала рекордсменом по длительности периода вариации. По словам Дениса Денисенко, одного из авторов работы, предыдущий рекорд принадлежал звезде Эпсилон Возничего (Epsilon Aurigae). Ее затмения повторяются каждые 9 890 дней, что немного более 27 лет. Только пять звезд, как известно, имеют периоды изменения блеска, составляющие более десяти лет. Другими словами, новая переменная звезда превышает существующий рекорд более чем в два с половиной раза.

"Как ни странно, проект MASTER, изначально предназначенный для наблюдения за быстро происходящими явлениями, такими как гамма-всплески и звездные вспышки, обнаружил беспрецедентную изменчивость совершенно другого масштаба", говорит Денис Денисенко.

Ученые предполагают, что звезда на самом деле является двойной системой, хотя они могут только догадываться о природе ее спутника.

"Масштабы этого объекта действительно впечатляют", говорит Денисенко. "Гигантские звезды этого спектрального класса примерно в три раза тяжелее Солнца. Принимая во внимание второй компонент, масса системы должна составлять, по меньшей мере, четыре массы Солнца. Орбитальный радиус этой звезды должен быть около 33 астрономических единиц, а орбитальная длина – более 200 астрономических единиц".

"Система довольно таинственна", соглашается Владимир Липунов. "На самом деле мы наблюдаем полное затмение массивной звезды. Это означает, что какой-то достаточно большой объект целиком закрывает гигантскую звезду".