Загадочные двойные системы оставляют чрезвычайно быстрые ветра

Астрономы наблюдали две черные дыры в соседних галактиках, пожирающих своих звезд-компаньонов с очень высокой скоростью, превышающей классически понимаемые пределы, выплевывая материю со скоростью, составляющую четверть скорости света.

Исследователи из Кембриджского университета, использовали данные космическую обсерваторию Европейского космического агентства XMM-Newton, чтобы первыми открыть невероятно сильные ветра с очень высокими скоростями из двух таинственных источников рентгеновского излучения.

Открытие было опубликовано в журнале Nature.

При наблюдении Вселенной в диапазоне рентгеновских волн, доминируют два типа астрономических объектов: сверхмассивные черные дыры, располагающиеся в центрах крупных галактик и свирепо пожирающие материал вокруг себя, и бинарные системы, состоящие из звездного остатка – белого карлика, нейтронной звезды или черной дыры – питающиеся газом звезды-компаньона.

В обоих случаях газ образует вихревой диск вокруг компактного и очень плотного центрального объекта. Трение в диске заставляет газ нагреваться и излучать свет на различных длинах волн, где пик достигается в рентгеновских лучах.

Но промежуточный класс объектов был обнаружен в 1980-х годах и до сих пор не до конца понятен. От 10 до 100 раз ярче, чем обычные рентгеновских двойные системы, эти источники, тем не менее, слишком слабы, чтобы быть связанными с сверхмассивными черными дырами, и в любом случае, обычно находятся далеко от центра своей галактики.

"Мы считаем, что эти так называемые «ультра-светящиеся рентгеновские источники» – специальные бинарные системы, поглощающие газ с гораздо более высокой скоростью, чем обычные рентгеновские двойные системы", сказал доктор Чиро Пинто (Ciro Pinto) из Института астрономии Кембриджского университета, ведущий автор исследования. "Некоторые из этих источников содержат высоко намагниченные нейтронные звезды, в то время как другие могут скрывать черные дыры промежуточной массы – около 1 000 масс Солнца. Но в большинстве случаев причина их экстремального поведения до сих пор не ясна".

Пинто и его коллеги собрали вместе наблюдения за несколько дней трех ультра-светящихся рентгеновских источников, расположенных в соседних галактиках менее чем в 22 миллионах световых лет от Млечного Пути. Данные были получены в течение нескольких лет при помощи спектрометра Reflection Grating Spectrometer, установленного на XMM-Newton, что позволило исследователям выявить тонкие особенности в спектре рентгеновского излучения источников.

Во всех трех источниках ученые смогли идентифицировать рентгеновское излучение газа во внешних частях диска, окружающего центральный компактный объект, медленно плывующее по направлению к нему.

Но два из трех источников – известных как NGC 1313 X-1 и NGC 5408 X-1 – также показывают явные признаки рентгеновских лучей, поглощаемых газом, который исходит от центрального источника со скоростью 70 000 километров в секунду – почти четверть от скорости света.

"Это первый раз, когда мы видели ветра, исходящие от ультра-светящихся рентгеновских источников", сказал Пинто. "И очень высокая скорость этих оттоков говорит нам кое-что о природе компактных объектов в этих источниках, которые судорожно пожирают материю".

В то время как горячий газ втягивается внутрь под действием силы тяжести центрального объекта, он также ярко светит, и давление, оказываемое на излучение, выталкивает ее наружу. Это компромисс: чем больше масса, тем быстрее он draws окружающий газ; но это также заставляет газ нагревается быстрее, испуская больше света и увеличивая давление, которое отгоняет газ в сторону.

Существует теоретический предел того, насколько материя может втягиваться объектом данной массы, известный как предел Эддингтона. Предел впервые был рассчитан для звезд астроном Артуром Эддингтоном, но он также может быть применен к компактным объектам, как черные дыры и нейтронные звезды.

"Наблюдая рентгеновские источники, излучающиеся за пределом Эддингтона, можно изучить их процесс аккреции в мельчайших подробностях, исследуя насколько предел может быть превышен, и то, что именно вызывает отток таких сильных ветров", сказал Норберт Чартел (Norbert Schartel), ученый миссии XMM-Newton.

Для дальнейшего исследования, команда все еще изучает архив данных XMM-Newton в поисках большего числа источников этого типа, а также планирует будущие наблюдения в рентгеновских лучах, а также в оптическом и радиодиапазоне.

Миссия Inspiration4 на орбиту заканчивается приводнением

В воскресенье четыре космических туриста благополучно завершили свой полет на орбиту приводнением в Атлантическом океане у побережья Флориды.

Их капсула SpaceX спустилась с парашютом в океан незадолго до заката, недалеко от того места, где начался их полет тремя днями ранее. Абсолютно любительский экипаж первым облетел планету без профессионального космонавта. Миллиардер, который заплатил нераскрытые миллионы за поездку, и трое его гостей хотели показать, что обычные люди могут взлетать на орбиту самостоятельно, и основатель SpaceX Ил...
20.09.21 10:09
Китайские астронавты вернулись на Землю после 90-дневной миссии

Три китайских астронавта вернулись на Землю в пятницу после завершения самой продолжительной в истории страны миссии с экипажем.

Капсула раскрыла парашют и приземлилась в пустыне Гоби в 07:34 по московскому времени. «Очень приятно вернуться!» - сказал Тан Хунбо после 90-дневной миссии, что стало рекордом для Китая. «Хочу сказать: папа, мама, я вернулся! В добром здравии и в хорошем настроении!» В заявлении Китайского пилотируемого космического агентства (CMSA) говорится, что экипаж космического корабля "Шэньчжоу-12" наход...
19.09.21 11:37
Найдена часть недостающего вещества Вселенной

Галактики могут получать и обмениваться материей с внешней средой благодаря галактическим ветрам, создаваемым звездными взрывами.

С помощью инструмента MUSE, установленного на Очень большом телескопе ESO, международная исследовательская группа под руководством CNRS и Университета Клода Бернар Лиона с французской стороны впервые нанесла на карту галактический ветер. Это уникальное наблюдение, которое подробно описано в исследовании, опубликованном в MNRAS 16 сентября 2021 года, помогло выявить, где находится часть недостающег...
17.09.21 10:32
Первая частная космическая миссия SpaceX с экипажем началась

Первая полностью частная космическая миссия стартовала на ракете SpaceX Falcon 9 со стартового комплекса 39A Космического центра НАСА им. Кеннеди во Флориде.

С экипажем из четырех человек в капсуле Dragon Crew миссия Inspiration4 стартовала сегодня в 03:03 по московскому времени в трехдневный полет для сбора средств для Детской исследовательской больницы Св. Джуда в Мемфисе, штат Теннесси. Сегодняшний запуск состоялся без большой задержки при ясном ночном небе в начале пятичасового окна запуска. Первая ступень Falcon 9 отделилась на отметке 2 минуты 3...