Загадочные двойные системы оставляют чрезвычайно быстрые ветра

Астрономы наблюдали две черные дыры в соседних галактиках, пожирающих своих звезд-компаньонов с очень высокой скоростью, превышающей классически понимаемые пределы, выплевывая материю со скоростью, составляющую четверть скорости света.

Исследователи из Кембриджского университета, использовали данные космическую обсерваторию Европейского космического агентства XMM-Newton, чтобы первыми открыть невероятно сильные ветра с очень высокими скоростями из двух таинственных источников рентгеновского излучения.

Открытие было опубликовано в журнале Nature.

При наблюдении Вселенной в диапазоне рентгеновских волн, доминируют два типа астрономических объектов: сверхмассивные черные дыры, располагающиеся в центрах крупных галактик и свирепо пожирающие материал вокруг себя, и бинарные системы, состоящие из звездного остатка – белого карлика, нейтронной звезды или черной дыры – питающиеся газом звезды-компаньона.

В обоих случаях газ образует вихревой диск вокруг компактного и очень плотного центрального объекта. Трение в диске заставляет газ нагреваться и излучать свет на различных длинах волн, где пик достигается в рентгеновских лучах.

Но промежуточный класс объектов был обнаружен в 1980-х годах и до сих пор не до конца понятен. От 10 до 100 раз ярче, чем обычные рентгеновских двойные системы, эти источники, тем не менее, слишком слабы, чтобы быть связанными с сверхмассивными черными дырами, и в любом случае, обычно находятся далеко от центра своей галактики.

"Мы считаем, что эти так называемые «ультра-светящиеся рентгеновские источники» – специальные бинарные системы, поглощающие газ с гораздо более высокой скоростью, чем обычные рентгеновские двойные системы", сказал доктор Чиро Пинто (Ciro Pinto) из Института астрономии Кембриджского университета, ведущий автор исследования. "Некоторые из этих источников содержат высоко намагниченные нейтронные звезды, в то время как другие могут скрывать черные дыры промежуточной массы – около 1 000 масс Солнца. Но в большинстве случаев причина их экстремального поведения до сих пор не ясна".

Пинто и его коллеги собрали вместе наблюдения за несколько дней трех ультра-светящихся рентгеновских источников, расположенных в соседних галактиках менее чем в 22 миллионах световых лет от Млечного Пути. Данные были получены в течение нескольких лет при помощи спектрометра Reflection Grating Spectrometer, установленного на XMM-Newton, что позволило исследователям выявить тонкие особенности в спектре рентгеновского излучения источников.

Во всех трех источниках ученые смогли идентифицировать рентгеновское излучение газа во внешних частях диска, окружающего центральный компактный объект, медленно плывующее по направлению к нему.

Но два из трех источников – известных как NGC 1313 X-1 и NGC 5408 X-1 – также показывают явные признаки рентгеновских лучей, поглощаемых газом, который исходит от центрального источника со скоростью 70 000 километров в секунду – почти четверть от скорости света.

"Это первый раз, когда мы видели ветра, исходящие от ультра-светящихся рентгеновских источников", сказал Пинто. "И очень высокая скорость этих оттоков говорит нам кое-что о природе компактных объектов в этих источниках, которые судорожно пожирают материю".

В то время как горячий газ втягивается внутрь под действием силы тяжести центрального объекта, он также ярко светит, и давление, оказываемое на излучение, выталкивает ее наружу. Это компромисс: чем больше масса, тем быстрее он draws окружающий газ; но это также заставляет газ нагревается быстрее, испуская больше света и увеличивая давление, которое отгоняет газ в сторону.

Существует теоретический предел того, насколько материя может втягиваться объектом данной массы, известный как предел Эддингтона. Предел впервые был рассчитан для звезд астроном Артуром Эддингтоном, но он также может быть применен к компактным объектам, как черные дыры и нейтронные звезды.

"Наблюдая рентгеновские источники, излучающиеся за пределом Эддингтона, можно изучить их процесс аккреции в мельчайших подробностях, исследуя насколько предел может быть превышен, и то, что именно вызывает отток таких сильных ветров", сказал Норберт Чартел (Norbert Schartel), ученый миссии XMM-Newton.

Для дальнейшего исследования, команда все еще изучает архив данных XMM-Newton в поисках большего числа источников этого типа, а также планирует будущие наблюдения в рентгеновских лучах, а также в оптическом и радиодиапазоне.

НАСА может отправиться к астероиду Паллада

НАСА рассматривает вопрос о финансировании миссии, в ходе которой небольшой спутник отправится в пояс астероидов, чтобы исследовать огромный астероид Паллада.

Решение будет объявлено в середине апреля. Если миссия, получившая название Афина, будет одобрена, она будет следовать по пути миссии НАСА «Рассвет». Этот космический корабль исследовал два других гигантских объекта в поясе астероидов, Весту и Цереру, прежде чем его миссия закончилась этой осенью. «Паллада - единственный объект в главном поясе астероидов, похожий на Весту и Цереру. Не просто ас...
21.03.19 20:08
Обнаружен спутник звезды HD 118475

Используя метод лучевых скоростей, астрономы нашли компактного спутника у близлежащей звезды HD 118475.

Звезда HD 118475 находится примерно в 107 световых годах от Земли. Она примерно на 12% массивнее Солнца, эффективная температура около 5900 К и металличность на уровне 0,07.Команда астрономов во главе со Стивеном Р. Кейном из Калифорнийского университета в Риверсайде провела наблюдения радиальной скорости HD 118475 в поисках любых объектов, сопровождающих эту звезду в рамках англо-австралийского п...
21.03.19 19:25
Fermi измеряет скорость странного пульсара

Астрономы обнаружили пульсар, летящий по космосу со скоростью почти 2,5 миллиона миль в час.

Открытие было сделано с использованием космического гамма-телескопа Fermi и Сверхбольшой Антенной Решётки (VLA). Пульсары - это сверхплотные, быстро вращающиеся нейтронные звезды. У изучаемого пульсара PSR J0002 + 6216 (J0002) есть радиоизлучающий хвост, направленный прямо в сторону растущих обломков недавнего взрыва сверхновой. «Благодаря узкому хвосту, похожему на дротик, и случайному углу обз...
20.03.19 20:33
Марсоход НАСА «Mars 2020» прошел первое испытание

Уже скоро, 18 февраля 2021 года, ровер Mars 2020 выполнит около 27 000 действий и вычислений, и прибудет к кратеру Джезеро на Марс.

Это будет первый раз, когда марсоход, весом в 1050 килограмм, коснется Красной планеты, но сеть процессоров, датчиков и передатчиков аппарата к тому времени уже смоделировала успешное приземление в Джезеро. Хизер Боттом с командой инженеров Mars 2020 проводила первый системный тест (ST1), на котором тестировались основные компоненты миссии Mars 2020. В течение двух недель в январе Боттом, совмест...