Свиной грипп: Что нужно знать

Сотни людей в Мексике и растущее число в других странах столкнулись с новым видом свиного гриппа. Люди обеспокоены, т.к. многие из тех, кто был инфицирован в Мексике, умерли, более того, это вирус, который может стать серьёзной мировой эпидемией.

Следует ли волноваться по поводу этой болезни?

Это зависит от двух вещей: насколько серьёзен этот грипп и как далеко он распространяется. Его серьёзность пока не известна. Те, кто умерли в Мексике, были молодыми взрослыми людьми, которые обычно не умирают от гриппа, из этого можно сделать вывод о серьёзности данного вируса. Однако последствия не всегда настолько плохи: случаи, зафиксированные в США, были лёгкими. Учёные, исследующие вспышку заболевания, сейчас пытаются определить, сколько людей заразились вирусом, и сколько из них серьёзно больны, чтобы выяснить, насколько серьёзна ситуация в целом.

(Фото: proman/Stock.Xchng)

Дойдёт ли вирус туда, где я живу?

Это снова зависит от двух вещей: транспортируется ли вирус в вашем направлении, и насколько эффективно он распространяется между людьми.

Итак, многие в наше время путешествуют по всему миру, и пока вирус продолжает поражать людей, велика вероятность, что он доберётся до места, где вы живёте. Некоторые страны уже используют инфракрасные камеры, чтобы определить людей, которые болеют, на рейсах из заражённых областей. Но это не сможет остановить распространение в целом, т.к. с момента инфицирования до момента появления первых симптомов может пройти пять дней, а вирус способен распространяться до того, как появятся симптомы.

Сейчас известно, что вирус передаётся от человека к человеку, не известно до конца насколько легко это происходит.

Похожие вирусы свиного гриппа передавались от свиней к человеку и раньше, и всегда быстро угасали, не вызывая пандемии. Этот вирус может действовать так же.

Означает ли этот вирус то, что я должен отказаться от свинины?

Нет. Этот вирус называется свиной грипп, потому что один из его поверхностных протеинов похож на вирус, который обычно заражает свиней, а в целом он типичен тому, что передаётся среди свиней в Северной Америке на протяжении многих лет. Но именно этот вирус распространяется на людей, и пока не известно заражает ли он свиней. В любом случае, при приготовлении пищи вирус убивается. Мойте руки после разделывания мяса.

Можно ли путешествовать в другие страны?

По решению комитета здравоохранения ЕС “европейцам следует избегать путешествий в Мексику и Соединённые Штаты Америки, кроме неотложных поездок”.

Центр контроля и профилактики заболеваний США так же предостерегает против всех поездок в Мексику не первой необходимости. Однако Всемирная организация здравоохранения призвала страны не закрывать свои границы, т.к. эпидемические модели показали, что это не окажет большого влияния на распространение пандемии (всемирной эпидемии).

Что если вирус приведёт к всемирной эпидемии?

Большинство стран мира имеют всеобщий план действий при пандемии, по крайней мере, на бумаге. Они могут отреагировать с помощью вакцин, лекарств, а так же особых мер, призванных ограничить контакты между людьми, которые распространяют заболевание. Мексика уже приступила к ним, запретив общественные собрания и закрыв школы в поражённых районах. Модели предполагают, это может быть эффективным.

Мексиканский вирус свиного гриппа чувствителен к большинству резервных противовирусных лекарств, Тамифлю и его формам. Но вирусы того же семейства способны развивать сопротивляемость к этим лекарствам, поэтому никому не известно, как долго данные лекарства будут оставаться эффективными.

Не имеется штаммов или вакцин для данного гриппа. Но в США уже создан вирус, который можно выращивать для получения вакцины.

Почему следует волноваться, что вирус может превратиться во всеобщую эпидемию?

Потому что он новый. Грипп постоянно развивается, в основном с небольшими изменениями в поверхностных протеинах.

Поверхностные протеины гриппа представлены 16 семействами, а вирусы скрещиваются и обмениваются генами. Время от времени новый вирус, который захватил совершенно новый поверхностный протеин от вируса гриппа свиньи или птицы, распространяется на людей. А т.к. до этого люди не подвергались его воздействию, ни у кого нет к нему иммунитета. Такие вирусы вызывают пандемию.

Мексиканский вирус свиного гриппа как раз такой. Он из семейства H1N1, по названию двух основных поверхностных протеинов. Есть и другие, лёгкие вирусы H1N1, передающиеся людям в виде обычного гриппа. Но свиные H1 в некоторой степени отличаются, и согласно Центру контроля и профилактики заболеваний, иммунитет, который даёт существующая вакцина H1N1 для людей не защищает от мексиканского H1.

Серьёзная пандемия 1918 была результатом вируса H1N1, и есть свидетельства того, что люди, которые ранее перенесли человеческий грипп H1, имели некоторый иммунитет к нему. Но вирус 1918 отличался от данного вируса, т.к. его поверхностный протеин Н был от птиц.

Что следует делать, чтобы подготовиться к пандемии?

Нам не известно, будет ли в данном случае иметь место пандемия – но некоторые меры предосторожности не повредят. Закрывайтесь, когда кашляете или чихаете и часто мойте руки. Не проверяйте свой организм на способность бороться с инфекциями – хорошо питайтесь и будьте разумны.

eROSITA обнаружил обломки сверхновой

В ходе первого обзора всего неба с помощью рентгеновского телескопа eROSITA на борту SRG астрономы из Института внеземной физики Макса Планка идентифицировали ранее неизвестный остаток сверхновой, получивший название «Hoinga».

Открытие было подтверждено архивными радиоданными и знаменует собой первое открытие совместного партнерства Австралии и eROSITA, созданного для исследования нашей Галактики с использованием нескольких длин волн, от низкочастотных радиоволн до рентгеновских лучей. Остаток сверхновой звезды Hoinga очень большой и расположен далеко от галактической плоскости - удивительное первое открытие, подразумев...
03.03.21 22:12
Обнаружены гамма- и оптические вспышки от блазара S5 1803 + 784

Используя космическую обсерваторию Ферми, астрономы провели долгосрочную кампанию по мониторингу блазара S5 1803 + 784, и идентифицировали несколько гамма-лучевых и оптических вспышек от этого источника.

Блазары - это очень компактные квазары, связанные со сверхмассивными черными дырами в центрах активных гигантских эллиптических галактик, и могут проявлять изменчивость в широком диапазоне временных масштабов. Они принадлежат к большой группе активных галактик, в которых находятся активные ядра галактик (AGN), и их характерные черты - релятивистские джеты, направленные почти точно на Землю. Основ...
01.03.21 22:45
На спутниковых снимках России заметны загадочные полосы

Ученые не могут прийти к единому мнению, почему холмы в российской Арктике изобилуют полосами.

Ранее на этой неделе исследователи НАСА разместили серию спутниковых снимков своеобразного морщинистого ландшафта на веб-сайте агентства Earth Observatory. На фотографиях, сделанных со спутника Landsat 8 за несколько лет, видна земля по обе стороны реки Марха, изобилующая чередующимися темными и светлыми полосами. Эффект наблюдается во время всех четырех сезонах, но наиболее ярко он проявляется зи...
28.02.21 16:22
Успешное испытание двигателя приближает Австралию к космосу

Австралийский исследовательский консорциум успешно испытал двигательную установку нового поколения, которая может обеспечить высокоскоростной полет и услуги по запуску в космос.

Вращающийся детонационный двигатель команды, или RDE, является крупным техническим достижением и впервые в Австралии. Он был разработан инженерами Университета RMIT и разрабатывается консорциумом под руководством DefendTex с исследователями из RMIT, Сиднейского университета и Университета Бундесвера в Германии. Обычные ракетные двигатели работают за счет сжигания топлива при постоянном давлении,...
27.02.21 21:13
Поражение головного мозга у пациентов с Covid-19

В ходе углубленного исследования того, как COVID-19 влияет на мозг пациента, исследователи Национального института здравоохранения США постоянно выявляли признаки повреждений, вызванных истончением и протеканием кровеносных сосудов головного мозга в образцах тканей пациентов, умерших вскоре после заражения болезнью.

Кроме того, они не обнаружили никаких признаков SARS-CoV-2 в образцах тканей, предполагая, что повреждение не было вызвано прямой вирусной атакой на мозг. «Мы обнаружили, что мозг пациентов, инфицированных SARS-CoV-2, может быть восприимчив к повреждению микрососудов. Наши результаты показывают, что это может быть вызвано воспалительной реакцией организма на вирус», - сказала Авиндра Нат, доктор...
04.01.21 17:30
Генная терапия поможет предотвратить потерю зрения из-за генетического заболевания

Исследователи из Ирландии разработали новый метод генной терапии, который может спасти зрение пациентов с генетическим заболеванием, приводящим к слепоте.

Состояние, известное как доминантная атрофия зрительного нерва, в настоящее время не имеет профилактических или лечебных средств, но в тестах на мышах и человеческих клетках команда смогла замедлить прогрессирование заболевания. Это наследственное заболевание и обычно проявляет первые симптомы в детстве, когда зрительные нервы пациентов начинают разрушаться. Это приводит к некоторой потере зрения...
29.11.20 19:26
Генная терапия частично восстанавливает зрение полностью слепым мышам

При некоторых формах слепоты некоторые части глаза все еще работают, но повреждение светочувствительных клеток приводит к нарушению зрения. Исследователи из компании Nanoscope использовали генную терапию для обхода повреждённых клеток и восстановления определённого уровня зрения у полностью слепых мышей.

Фоторецепторы - это палочки и колбочки сетчатки, и эти клетки - первая ступень в цепи, которая обеспечивает зрение. Когда фоторецепторы активируются светом, они посылают химический сигнал другим нейронам сетчатки, включая так называемые биполярные клетки, которые, в свою очередь, посылают сигнал в зрительный нерв и в мозг для обработки. К сожалению, эти фоторецепторы повреждаются при многих забол...
26.10.20 22:51
Новый тест выявляет лучевую болезнь за час

Новый диагностический инструмент обещает значительно сократить время, необходимое для выявления лучевой болезни, путем измерения пары ключевых биомаркеров в одной капле крови.

Благодаря тому, что результаты будут готовы всего через несколько часов, эта технология может оказать большую помощь медицинским работникам, реагирующим на такие бедствия, как Чернобыль, позволяя быстро выявлять пациентов, которые нуждаются в немедленном лечении. Лучевая болезнь или острая лучевая болезнь (ОЛБ), как это случалось с работниками Чернобыльской АЭС в 1986 году или жителями Хиросимы и...