Галактики

Согласно определению, галактика представляет собой огромное скопление звёзд, пыли, газа и темной материи, участвующие в движении вокруг общего центра масс и связанные в целое единой гравитацией.

Количество звезд имеет большие колебания и может варьироваться от 1-2 миллионов до нескольких триллионов. Предполагается, что в центральной части большинства галактик находятся сверхмассивные черные дыры, вокруг которых вращается вся остальная материя. Проведённые три года назад всесторонние измерения смогли убедительно доказать, что они по сути являются гравитационными центрами своих звёздных систем. Именно в этих регионах повышенного тяготения происходят активные процессы формирования новых светил и переработка излишков облаков рассеянного водорода.

Приблизительно полвека назад астрономами был открыт удивительный феномен загадочных квазаров. Фотоснимки показывали, что во вселенной существуют таинственные объекты сверхвысокой светимости. Их чудовищная яркость такова, что они прекрасно наблюдались в телескопы, несмотря на то, что находились на самой границе нашего мироздания. Как оказалось, разгадка заключалась в небывалой активности ядер. Находясь в самом центре квазара, чёрная дыра активно захватывает окружающую материю, что приводит к гигантским выбросам космической энергии.

На сегодня мы знаем, что все квазары представляют собой ярко излучающие активные ядра. Мощность их излучения такова, что видимый свет заметно краснеет, смещаясь в длинноволновый диапазон электромагнитного спектра.

Различают несколько типов галактик:
- спиральные;
- эллиптические;
- с перемычкой;
- карликовые;
- неправильные.

Невооруженным глазом видны только три ближайшие из них. В Южном полушарии, это Большое и Малое Магеллановы Облака; в северном - знаменитая М31 туманность Андромеды.

М31 туманность Андромеды

Расстояние до всех этих объектов настолько велико, что единицы измерения отсчитываются исключительно в световых годах и мегапарсеках. Долгое время было результаты подсчёта расстояния оставались неверными. В частности считалось, что М31 удалена всего на 500 тысяч лет. На самом деле полученное расстояние оказалось в несколько раз заниженным. В 1924 году в ней впервые были обнаружены первые Цефеиды, что позволило узнать точные значения. Как оказалось, Туманность Андромеды удалена от нас на два с половиной миллиона световых лет.

Наша Галактика относится с спиральному виду, и в числе ближайших соседей входит в так называемую местную группу. В неё входят М33 Треугольника, упоминавшаяся выше Андромеда с двумя маленькими спутниками, М87 Большой Медведицы, М51 Водоворот и некоторые другие.

В прошлом веке определять дистанцию на космологических масштабах научились спектральными методами по красному смещению. Оказалось, что самые дальние галактики отстоят от нас на 13 с половиной миллиардов лет, что соответствует возрасту зарождающейся вселенной. Но, что представляет особенный интерес, так это их колоссальное количество: согласно оценкам большинства экспертов, число всех галактик в видимой части вселенной выражается поистине астрономической суммой. Свыше 150 миллиардов!

Как распределяются галактики в космическом пространстве? Решение этой загадки впервые обнаружил американский астроном Эдвин Хаббл. Скрупулёзный подсчёт показал, что более 70% всех галактик входят в скопления, что косвенно подтвердило гипотезу ячеистого строения вселенной. Ученые идентифицировали как правильные скопления, обладающие сферической формой, так и неправильные. Пример крупнейшего регулярного скопления расположен в созвездии Волосы Вероники. Звёздный остров имеет в поперечнике 17 мегапарсек и удалён он нас на 300 миллионов световых лет.

Сколько галактик существует в нашей вселенной?

Ответить на этот вопрос попытались ученые с помощью космического телескопа имени Хаббла. Орбитальная обсерватория дважды проводила фотографирование неба со сверхдлительной экспозицией (в 1994-2007 годах Ultra Deep Field). В последнем случае выдержка составила более миллиона секунд, что примерно соответствует десяти земным суткам! На полученных фотографиях участка неба размером в 3 угловые минуты видно, что число зафиксированных галактик превысило 10 тысяч. На основании этого можно предположить, что во вселенной их приблизительно 100 миллиардов!

Крупнейшая в мире проточная батарея подключена к сети в Китае

В китайском городе Далянь была запущена ведущая в мире новая система хранения энергии, которая будет ежедневно снабжать энергией до 200 000 жителей.

Имея начальную мощность 400 МВт/ч и выходную мощность 100 МВт, аккумулирующая электростанция Dalian Flow Battery будет служить источником энергии для города и способствовать освоению возобновляемых источников энергии, таких как ветер и солнечная энергия. Будучи проточной ванадиевой батареей, новая система накопления энергии отличается от обычных литий-ионных батарей, используемых в современных эл...
03.10.22 12:46
Гигантский супертанкер экономит топливо благодаря парусам

По мере движения судоходной отрасли к обезуглероживанию, огромные паруса кораблей могут вернуться. Компания China Merchant Energy Shipping (CMES) получила новый супертанкер, 4 больших паруса которого позволят сократить средний расход топлива почти на 10%.

Паруса были основным источником энергии для больших кораблей на протяжении тысячелетий. Затем немецкий изобретатель Рудольф Дизель запустил первый двигатель в 1897 году, а первые корабли с дизельным двигателем вышли на воду в 1903 году. Более безопасные и эффективные, чем паровые, они постепенно захватили мир судоходства и с тех пор стали опорой международной торговли. И все же они вредны: около 5...