Крупнейшие космические катастрофы. Часть 2

История освоения космоса имеет и трагическую сторону. В ходе испытаний, полетов и подготовке к ним погибло несколько сотен человек. Все эти люди внесли огромный вклад в будущее и навсегда изменили историю. В этой статье мы вспомним крупнейшие космические происшествия с гибелью космонавтов или сотрудников космодрома.

Часть 1

Союз-1

Год: 1967

Количество погибших: 1

На 23 апреля 1967 года было запланировано первое в истории испытание пилотируемых космических кораблей «Союз». Но, к сожалению, грандиозным планам не суждено было сбыться.

По плану, первым на орбиту должен был выйти «Союз-1» с космонавтом Владимиром Комаровым. После него должен был быть запущен «Союз-2» с космонавтами Быковским, Елисеевым, Хруновым. На орбите корабли должны были состыковаться, и космонавты из «Союза-2» перейти в «Союз-1» в открытом космосе. Несмотря на существенную недоработку конструкции корабля, в частности пилотируемого модуля, руководство все-таки решило провести запуск в запланированный день.

«Союз-1» с Комаровым успешно вышел на орбиту. Однако во время полета у «Союза-1» не раскрылась одна из солнечных батарей, из-за чего второй корабль не вылетел. Комарову было приказано вернуться на Землю. Космонавт совершил вход в атмосферу практически вручную из-за недоработок ориентационной системы корабля.

Благодаря профессионализму Комарова, вхождение в атмосферу прошло нормально, но на последней стадии посадки тормозной парашют не раскрылся. Запасной парашют раскрылся, но запутался, и модуль врезался о Землю на скорости 50 м/c. Космонавт погиб на месте. Инцидент вызвал огромный резонанс. Дальнейшие запуски «Союза» отложили на 18 месяцев, а конструкция корабля, в особенности тормозная система пилотируемого модуля, была полностью модернизирована.

Союз-11

Год: 1971

Количество погибших: 3

За окном 1971 год. Советский Союз проиграл лунную гонку, но ответил США созданием орбитальных станций «Салют», на которых в перспективе можно было находиться несколько месяцев и заниматься наукой. Подошла к завершению первая экспедиция на первой в мире орбитальной станции.

Экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева успешно отработал на орбите двадцать три дня и готовился к посадке на пилотируемый корабль «Союз-11», чтобы вернуться обратно на Землю. Экипаж перешёл в корабль «Союз-11» и отстыковался от станции.

Вхождение в атмосферу, торможение, приземление — внешне все вроде бы шло в штатном режиме. Единственное, что смущало сотрудников ЦУПа, это то, что внезапно связь с космонавтами оборвалась. Спускаемый аппарат совершил успешную посадку, но когда открыли входной люк, было обнаружено, что все члены экипажа мертвы.

Последующие экспертизы выяснили, что космонавты погибли от декомпрессионной болезни из-за разгерметизации корабля на большой высоте. Давление в кабине резко понизилось до критического уровня. Конструкция модуля не предусматривала наличие скафандров. Вскоре космонавты потеряли сознание и погибли от кислородного голодания.

После этой трагедии пилотов «Союза» стали в обязательном порядке снабжать скафандрами, из-за чего экипаж сократился до 3-ех человек (скафандры занимали много места, а кабины «Союзов» были очень тесны). Со временем конструкцию модуля доработали, и на «Союзах» вновь летали три космонавта.

Шаттл Челленджер

Год: 1986

Количество погибших: 7

На середину 1980-х годов пришелся расцвет американской программы «Спейс-Шаттл». Полеты проходили настолько часто, что иногда интервал между ними составлял всего 20 дней.

Полет шаттла «Челленджер STS-51-L» был необычен тем, что помимо астронавтов на борту находилась школьная учительница Криста Маколифф, которая по задумке проекта «Учитель в космосе»  должна была вести уроки из космоса. В связи с этим, за полетом шаттла наблюдала огромное количество американцев (по оценкам, около 17% населения страны).

Утром 28 января шаттл по отработанной схеме совершил взлет с Флоридского Мыса Канаверал под восхищенные аплодисменты публики. Однако уже спустя 73 секунды взорвался, выбросив множество обломков на Землю. Позже было выяснено, что  астронавты сумели пережить взрыв, отделившись от корабля, но погибли от удара пилотируемой кабины об воду на скорости 330 км/ч. Взрыв произошел из-за разгерметизации элементов твердотопливного ускорителя.

После взрыва операторы продолжали снимать происходящее на многочисленные камеры, и в кадр попали недоумевающие лица зрителей, которые следили за неудавшимся полетом. Среди них были родственники всех семи членов экипажа. Так был снят один из самых драматичных репортажей в истории телевидения.

После трагедии программа «Спейс-шаттл» была закрыта на 32 месяца. Технология твердотопливных ускорителей была серьезно доработана, а в шаттлы добавили парашютную систему спасения астронавтов.

Шаттл Колумбия

Год: 2003

Количество погибших: 7

Утром 1 февраля экипаж шаттла «Колумбия STS-107» возвращался на Землю после успешной космической миссии. Вначале вхождение в атмосферу проходило в штатном режиме, однако вскоре датчик температуры передал в ЦУП аномальные значения.

После этого подали сигнал четыре датчика гидравлической системы корабля, а через 5 минут связь с кораблем была потеряна. Пока работники ЦУПа спорили, в чем причины поломки, десятки телеканалов показывали объятый пламенем шаттл, буквально разваливающегося на части. Все члены экипажа погибли.

Причиной катастрофы стало повреждение теплоизоляционного слоя на крыле аппарата, а также игнорирование техническим персоналом легких неполадок.

Эта трагедия настолько сильно ударила по престижу NASA, что через некоторое время президент США Джордж Буш объявил, что программа «Спейс-Шаттл» технологически устарела и будет закрыта, а ресурсы агентства следует направить на создание нового пилотируемого корабля.

Именно во время закрытия программы американцы впервые были вынуждены обратиться к России с просьбой о доставке астронавтов на МКС на российских кораблях «Союз».

Южная Корея запустила свою первую космическую ракету

Южная Корея запустила свою первую космическую ракету отечественного производства в четверг, но не смогла вывести на орбиту фиктивный полезный груз, что стало неудачей в попытках страны пополнить ряды передовых космических держав.

Корейская космическая ракета-носитель II, неофициально называемая Нури (Nuri) и украшенная флагом Южной Кореи, поднялась вверх от Кохына на южном побережье, оставляя за собой столб пламени. Все три ступени ракеты сработали, подняв ее на высоту 700 километров, и полезный груз весом 1,5 тонны успешно отделился, сказал президент Мун Чжэ Ин после наблюдения за запуском в центре управления. Но «вывод ...
22.10.21 11:30
Астрономы обнаружили планету, потерявшую атмосферу из-за столкновения

Молодые планетные системы обычно часто сталкиваются и сливаются, образуя все более крупные планеты. В Солнечной системе Земля и Луна считаются продуктами такого гигантского удара. Астрономы предполагают, что подобные столкновения должны быть обычным явлением в ранних системах, но их трудно наблюдать вокруг других звезд.

Астрономы из Массачусетского технологического института, Национального университета Ирландии в Голуэе, Кембриджского университета и других обнаружили свидетельства гигантского удара, произошедшего в соседней звездной системе, всего в 95 световых годах от Земли. Возраст звезды HD 172555, составляет около 23 миллионов лет, и ученые подозревали, что в ее пыли есть следы недавнего столкновения. Коман...
21.10.21 12:20
Раскрыты секреты сверхнизкочастотных гравитационных волн

По словам исследователей из Бирмингемского университета, новые методы обнаружения сверхнизкочастотных гравитационных волн можно комбинировать с другими, менее чувствительными измерениями, чтобы получить новое представление о раннем развитии Вселенной.

Гравитационные волны - рябь в ткани пространства-времени Эйнштейна, которые пересекают Вселенную со скоростью света есть на всех волнах или частотах. Ученым еще не удалось обнаружить гравитационные волны на чрезвычайно низких «наногерцовых» частотах, но ожидается, что исследуемые в настоящее время новые подходы довольно скоро подтвердят первые низкочастотные сигналы. В основном методе используютс...
20.10.21 10:36
Новая гигантская экзопланета обнаружена с помощью TESS

С помощью спутника НАСА для исследования транзитных экзопланет (TESS) международная группа астрономов обнаружила новый гигантский инопланетный мир. Обнаруженная экзопланета, получившая обозначение TOI-530b, всего на 17 % меньше Юпитера.

TESS проводит исследование около 200 000 ярчайших звезд около Солнца с целью поиска транзитных экзопланет. На данный момент было идентифицировано более 4500 кандидатов в экзопланеты (объекты интереса TESS или TOI), из которых 159 уже подтверждены. Группа астрономов во главе с Тяньцзюном Ганом из Университета Цинхуа в Пекине, Китай, недавно подтвердила другой TOI, мониторинг которого осуществляет ...