Крупнейшие космические катастрофы. Часть 2

История освоения космоса имеет и трагическую сторону. В ходе испытаний, полетов и подготовке к ним погибло несколько сотен человек. Все эти люди внесли огромный вклад в будущее и навсегда изменили историю. В этой статье мы вспомним крупнейшие космические происшествия с гибелью космонавтов или сотрудников космодрома.

Часть 1

Союз-1

Год: 1967

Количество погибших: 1

На 23 апреля 1967 года было запланировано первое в истории испытание пилотируемых космических кораблей «Союз». Но, к сожалению, грандиозным планам не суждено было сбыться.

По плану, первым на орбиту должен был выйти «Союз-1» с космонавтом Владимиром Комаровым. После него должен был быть запущен «Союз-2» с космонавтами Быковским, Елисеевым, Хруновым. На орбите корабли должны были состыковаться, и космонавты из «Союза-2» перейти в «Союз-1» в открытом космосе. Несмотря на существенную недоработку конструкции корабля, в частности пилотируемого модуля, руководство все-таки решило провести запуск в запланированный день.

«Союз-1» с Комаровым успешно вышел на орбиту. Однако во время полета у «Союза-1» не раскрылась одна из солнечных батарей, из-за чего второй корабль не вылетел. Комарову было приказано вернуться на Землю. Космонавт совершил вход в атмосферу практически вручную из-за недоработок ориентационной системы корабля.

Благодаря профессионализму Комарова, вхождение в атмосферу прошло нормально, но на последней стадии посадки тормозной парашют не раскрылся. Запасной парашют раскрылся, но запутался, и модуль врезался о Землю на скорости 50 м/c. Космонавт погиб на месте. Инцидент вызвал огромный резонанс. Дальнейшие запуски «Союза» отложили на 18 месяцев, а конструкция корабля, в особенности тормозная система пилотируемого модуля, была полностью модернизирована.

Союз-11

Год: 1971

Количество погибших: 3

За окном 1971 год. Советский Союз проиграл лунную гонку, но ответил США созданием орбитальных станций «Салют», на которых в перспективе можно было находиться несколько месяцев и заниматься наукой. Подошла к завершению первая экспедиция на первой в мире орбитальной станции.

Экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева успешно отработал на орбите двадцать три дня и готовился к посадке на пилотируемый корабль «Союз-11», чтобы вернуться обратно на Землю. Экипаж перешёл в корабль «Союз-11» и отстыковался от станции.

Вхождение в атмосферу, торможение, приземление — внешне все вроде бы шло в штатном режиме. Единственное, что смущало сотрудников ЦУПа, это то, что внезапно связь с космонавтами оборвалась. Спускаемый аппарат совершил успешную посадку, но когда открыли входной люк, было обнаружено, что все члены экипажа мертвы.

Последующие экспертизы выяснили, что космонавты погибли от декомпрессионной болезни из-за разгерметизации корабля на большой высоте. Давление в кабине резко понизилось до критического уровня. Конструкция модуля не предусматривала наличие скафандров. Вскоре космонавты потеряли сознание и погибли от кислородного голодания.

После этой трагедии пилотов «Союза» стали в обязательном порядке снабжать скафандрами, из-за чего экипаж сократился до 3-ех человек (скафандры занимали много места, а кабины «Союзов» были очень тесны). Со временем конструкцию модуля доработали, и на «Союзах» вновь летали три космонавта.

Шаттл Челленджер

Год: 1986

Количество погибших: 7

На середину 1980-х годов пришелся расцвет американской программы «Спейс-Шаттл». Полеты проходили настолько часто, что иногда интервал между ними составлял всего 20 дней.

Полет шаттла «Челленджер STS-51-L» был необычен тем, что помимо астронавтов на борту находилась школьная учительница Криста Маколифф, которая по задумке проекта «Учитель в космосе»  должна была вести уроки из космоса. В связи с этим, за полетом шаттла наблюдала огромное количество американцев (по оценкам, около 17% населения страны).

Утром 28 января шаттл по отработанной схеме совершил взлет с Флоридского Мыса Канаверал под восхищенные аплодисменты публики. Однако уже спустя 73 секунды взорвался, выбросив множество обломков на Землю. Позже было выяснено, что  астронавты сумели пережить взрыв, отделившись от корабля, но погибли от удара пилотируемой кабины об воду на скорости 330 км/ч. Взрыв произошел из-за разгерметизации элементов твердотопливного ускорителя.

После взрыва операторы продолжали снимать происходящее на многочисленные камеры, и в кадр попали недоумевающие лица зрителей, которые следили за неудавшимся полетом. Среди них были родственники всех семи членов экипажа. Так был снят один из самых драматичных репортажей в истории телевидения.

После трагедии программа «Спейс-шаттл» была закрыта на 32 месяца. Технология твердотопливных ускорителей была серьезно доработана, а в шаттлы добавили парашютную систему спасения астронавтов.

Шаттл Колумбия

Год: 2003

Количество погибших: 7

Утром 1 февраля экипаж шаттла «Колумбия STS-107» возвращался на Землю после успешной космической миссии. Вначале вхождение в атмосферу проходило в штатном режиме, однако вскоре датчик температуры передал в ЦУП аномальные значения.

После этого подали сигнал четыре датчика гидравлической системы корабля, а через 5 минут связь с кораблем была потеряна. Пока работники ЦУПа спорили, в чем причины поломки, десятки телеканалов показывали объятый пламенем шаттл, буквально разваливающегося на части. Все члены экипажа погибли.

Причиной катастрофы стало повреждение теплоизоляционного слоя на крыле аппарата, а также игнорирование техническим персоналом легких неполадок.

Эта трагедия настолько сильно ударила по престижу NASA, что через некоторое время президент США Джордж Буш объявил, что программа «Спейс-Шаттл» технологически устарела и будет закрыта, а ресурсы агентства следует направить на создание нового пилотируемого корабля.

Именно во время закрытия программы американцы впервые были вынуждены обратиться к России с просьбой о доставке астронавтов на МКС на российских кораблях «Союз».

Blue Origin отправит первый экипаж в космос в июле

Компания Джеффа Безоса отправит свой первый экипаж в космос 20 июля и предложит одно из мест победителю онлайн-аукциона.

Поездка продлится в общей сложности десять минут, четыре из которых пассажиры проведут над линией Кармана, которая отмечает признанную границу между атмосферой Земли и космосом. «Мы совершенствуем нашу способность запускать, приземляться и повторять», - говорится в видео, сопровождающем объявление. «Наш следующий запуск будет первым, когда космонавты полетят на борту New Shepard». Суборбитальная...
06.05.21 11:32
Предложен новый метод уточнения постоянной Хаббла

Группа международных ученых предложила простой и новый метод, позволяющий снизить погрешность измерений постоянной Хаббла до 2% с использованием однократного наблюдения пары сливающихся нейтронных звезд.

Вселенная непрерывно расширяется. Из-за этого далекие объекты удаляются от нас. Фактически, чем дальше они находятся, тем быстрее движутся. Ученые описывают это расширение через известное число, постоянную Хаббла, которая сообщает, насколько быстро объекты во Вселенной удаляются от нас в зависимости от их расстояния до нас. Путем точного измерения постоянной Хаббла можно определить некоторые из са...
05.05.21 10:59
Раскрыт секрет долгожителей о здоровом старение

В наиболее подробном геномном исследовании с участием людей старше 100 лет, исследователи сосредоточили внимание на нескольких конкретных генетических характеристиках, которые обеспечивают защиту от возрастных заболеваний.

Варианты генов, улучшающие процессы репарации ДНК, были особенно заметны именно у пожилых людей. Если хорошо питаться, часто заниматься спортом и избегать пагубных пороков, есть все основания надеяться на долгую и здоровую жизнь. Конечно, многие возрастные заболевания кажутся почти неизбежными, независимо от того, настигнут ли они вас в 80 или 90 лет. Но некоторые люди демонстрируют склонность к ...
05.05.21 10:15
Новый инструмент для редактирования генов «проникает» в ДНК клетки без разрезов

CRISPR-Cas9 - революционный инструмент для редактирования генов, но у него есть и недостатки.

Ученые из Гарварда продемонстрировали альтернативную систему генной инженерии под названием Retron Library Recombineering (RLR), которая работает без разрезания ДНК и может быть быстро применена к огромным популяциям клеток. CRISPR работает как генетические ножницы, способные вносить точные изменения «вырезать и вставить» в геном живых клеток. Система может искать определенную последовательность ...
04.05.21 13:29
Blue Origin отправит первый экипаж в космос в июле

06.05.21 11:32
Предложен новый метод уточнения постоянной Хаббла

05.05.21 10:59
4 астронавтов вернулись с МКС

SpaceX благополучно вернула четырех астронавтов с Международной космической станции в воскресенье, совершив первое приводнение экипажа в США в темноте после полета Apollo-8.

Капсула Dragon спустилась с парашютом в Мексиканском заливе у побережья Панама-Сити, Флорида, незадолго до 3 часов ночи, завершив второй полет астронавтов компании Илона Маска. Это была экспресс-поездка домой, продолжавшаяся всего шесть с половиной часов. Астронавты, трое американцев и один японец, прилетели обратно в той же капсуле под названием «Resilience», в которой они стартовали из Космиче...
03.05.21 12:16
Вертолет Ingenuity совершил четвертый полет на Марсе

Доказав, что управляемый полет на Красной планете возможен, вертолет НАСА Ingenuity получил новый приказ - разведать путь для марсохода Perseverance, чтобы помочь в поиске прошлых признаков микробной жизни.

Следующий этап расширяет миссию вертолета за пределы первоначальной демонстрации технологии продолжительностью в месяц. Новая цель - оценить, насколько летчики могут помочь в будущем исследовании Марса и других миров. «Мы соберем информацию об оперативной поддержке вертолета пока Perseverance сосредоточится на своей научной миссии», - заявила Лори Глейз, директор отдела планетарной науки НАСА. Р...