Крупнейшие космические катастрофы. Часть 2

История освоения космоса имеет и трагическую сторону. В ходе испытаний, полетов и подготовке к ним погибло несколько сотен человек. Все эти люди внесли огромный вклад в будущее и навсегда изменили историю. В этой статье мы вспомним крупнейшие космические происшествия с гибелью космонавтов или сотрудников космодрома.

Часть 1

Союз-1

Год: 1967

Количество погибших: 1

На 23 апреля 1967 года было запланировано первое в истории испытание пилотируемых космических кораблей «Союз». Но, к сожалению, грандиозным планам не суждено было сбыться.

По плану, первым на орбиту должен был выйти «Союз-1» с космонавтом Владимиром Комаровым. После него должен был быть запущен «Союз-2» с космонавтами Быковским, Елисеевым, Хруновым. На орбите корабли должны были состыковаться, и космонавты из «Союза-2» перейти в «Союз-1» в открытом космосе. Несмотря на существенную недоработку конструкции корабля, в частности пилотируемого модуля, руководство все-таки решило провести запуск в запланированный день.

«Союз-1» с Комаровым успешно вышел на орбиту. Однако во время полета у «Союза-1» не раскрылась одна из солнечных батарей, из-за чего второй корабль не вылетел. Комарову было приказано вернуться на Землю. Космонавт совершил вход в атмосферу практически вручную из-за недоработок ориентационной системы корабля.

Благодаря профессионализму Комарова, вхождение в атмосферу прошло нормально, но на последней стадии посадки тормозной парашют не раскрылся. Запасной парашют раскрылся, но запутался, и модуль врезался о Землю на скорости 50 м/c. Космонавт погиб на месте. Инцидент вызвал огромный резонанс. Дальнейшие запуски «Союза» отложили на 18 месяцев, а конструкция корабля, в особенности тормозная система пилотируемого модуля, была полностью модернизирована.

Союз-11

Год: 1971

Количество погибших: 3

За окном 1971 год. Советский Союз проиграл лунную гонку, но ответил США созданием орбитальных станций «Салют», на которых в перспективе можно было находиться несколько месяцев и заниматься наукой. Подошла к завершению первая экспедиция на первой в мире орбитальной станции.

Экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева успешно отработал на орбите двадцать три дня и готовился к посадке на пилотируемый корабль «Союз-11», чтобы вернуться обратно на Землю. Экипаж перешёл в корабль «Союз-11» и отстыковался от станции.

Вхождение в атмосферу, торможение, приземление — внешне все вроде бы шло в штатном режиме. Единственное, что смущало сотрудников ЦУПа, это то, что внезапно связь с космонавтами оборвалась. Спускаемый аппарат совершил успешную посадку, но когда открыли входной люк, было обнаружено, что все члены экипажа мертвы.

Последующие экспертизы выяснили, что космонавты погибли от декомпрессионной болезни из-за разгерметизации корабля на большой высоте. Давление в кабине резко понизилось до критического уровня. Конструкция модуля не предусматривала наличие скафандров. Вскоре космонавты потеряли сознание и погибли от кислородного голодания.

После этой трагедии пилотов «Союза» стали в обязательном порядке снабжать скафандрами, из-за чего экипаж сократился до 3-ех человек (скафандры занимали много места, а кабины «Союзов» были очень тесны). Со временем конструкцию модуля доработали, и на «Союзах» вновь летали три космонавта.

Шаттл Челленджер

Год: 1986

Количество погибших: 7

На середину 1980-х годов пришелся расцвет американской программы «Спейс-Шаттл». Полеты проходили настолько часто, что иногда интервал между ними составлял всего 20 дней.

Полет шаттла «Челленджер STS-51-L» был необычен тем, что помимо астронавтов на борту находилась школьная учительница Криста Маколифф, которая по задумке проекта «Учитель в космосе»  должна была вести уроки из космоса. В связи с этим, за полетом шаттла наблюдала огромное количество американцев (по оценкам, около 17% населения страны).

Утром 28 января шаттл по отработанной схеме совершил взлет с Флоридского Мыса Канаверал под восхищенные аплодисменты публики. Однако уже спустя 73 секунды взорвался, выбросив множество обломков на Землю. Позже было выяснено, что  астронавты сумели пережить взрыв, отделившись от корабля, но погибли от удара пилотируемой кабины об воду на скорости 330 км/ч. Взрыв произошел из-за разгерметизации элементов твердотопливного ускорителя.

После взрыва операторы продолжали снимать происходящее на многочисленные камеры, и в кадр попали недоумевающие лица зрителей, которые следили за неудавшимся полетом. Среди них были родственники всех семи членов экипажа. Так был снят один из самых драматичных репортажей в истории телевидения.

После трагедии программа «Спейс-шаттл» была закрыта на 32 месяца. Технология твердотопливных ускорителей была серьезно доработана, а в шаттлы добавили парашютную систему спасения астронавтов.

Шаттл Колумбия

Год: 2003

Количество погибших: 7

Утром 1 февраля экипаж шаттла «Колумбия STS-107» возвращался на Землю после успешной космической миссии. Вначале вхождение в атмосферу проходило в штатном режиме, однако вскоре датчик температуры передал в ЦУП аномальные значения.

После этого подали сигнал четыре датчика гидравлической системы корабля, а через 5 минут связь с кораблем была потеряна. Пока работники ЦУПа спорили, в чем причины поломки, десятки телеканалов показывали объятый пламенем шаттл, буквально разваливающегося на части. Все члены экипажа погибли.

Причиной катастрофы стало повреждение теплоизоляционного слоя на крыле аппарата, а также игнорирование техническим персоналом легких неполадок.

Эта трагедия настолько сильно ударила по престижу NASA, что через некоторое время президент США Джордж Буш объявил, что программа «Спейс-Шаттл» технологически устарела и будет закрыта, а ресурсы агентства следует направить на создание нового пилотируемого корабля.

Именно во время закрытия программы американцы впервые были вынуждены обратиться к России с просьбой о доставке астронавтов на МКС на российских кораблях «Союз».

На Энцеладе был замечен свежий лед в северном полушарии

Ученые использовали данные, собранные космическим аппаратом Кассини за 13 лет исследования системы Сатурна, чтобы сделать подробные изображения ледяной луны и выявить геологическую активность.

Новые составные изображения, сделанные с космического корабля Кассини, представляют собой наиболее подробные глобальные инфракрасные изображения спутника Сатурна Энцелада. И данные, использованные для создания этих изображений, предоставляют убедительные доказательства того, что северное полушарие Луны было покрыто льдом изнутри. Видимый и инфракрасный картографический спектрометр Кассини (VIMS) ...
21.09.20 20:15
VLBA выполнил первое прямое измерение расстояния до магнитара

Астрономы, использующие VLBA (Антенная решётка со сверхдлинными базами), провели первое прямое геометрическое измерение расстояния до магнитара в галактике Млечный Путь - измерение, которое может помочь определить, являются ли они источниками загадочных быстрых радиовсплесков (FRB).

Магнитары - это разнообразные нейтронные звезды, сверхплотные останки массивных звезд, взорвавшихся как сверхновые, с чрезвычайно сильными магнитными полями. Типичное магнитное поле магнитара в триллион раз сильнее, чем земное, что делает магнитары самыми магнитными объектами во Вселенной. Они могут испускать сильные всплески рентгеновского и гамма-излучения, и в последнее время стали ведущими кан...
19.09.20 14:33
Четыре самых многообещающих мира для инопланетной жизни в Солнечной системе

Биосфера Земли содержит все известные ингредиенты, необходимые для жизни, какой мы ее знаем. В широком смысле это: жидкая вода, по крайней мере, один источник энергии и перечень биологически полезных элементов и молекул.

Но недавнее открытие биогенного фосфина в облаках Венеры напоминает, что некоторые из этих ингредиентов существуют и в других местах Солнечной системы. Так где же другие наиболее перспективные места для внеземной жизни? Марс Марс - один из самых похожих на Землю миров Солнечной системы. У него 24,5-часовой день, полярные ледяные шапки, которые расширяются и уменьшаются в зависимости от времени г...
18.09.20 20:16
Может ли жизнь пережить смерть звезды?

Когда умирают звезды, похожие на наше Солнце, все, что остается, - это ядро ??- белый карлик. По мнению исследователей Корнельского университета, планета, вращающаяся вокруг белого карлика, дает многообещающую возможность определить, сможет ли жизнь пережить смерть своей звезды.

В исследовании, опубликованном в Astrophysical Journal Letters, они показывают, как будущий космический телескоп НАСА Джеймс Уэбб сможет находить признаки жизни на землеподобных планетах, вращающихся вокруг белых карликов. Планета, вращающаяся вокруг маленькой звезды, производит сильные атмосферные сигналы, когда проходит впереди или мимо своей звезды. Белые карлики доводят это до крайности: они ...
17.09.20 18:49
На Энцеладе был замечен свежий лед в северном полушарии

21.09.20 20:15
VLBA выполнил первое прямое измерение расстояния до магнитара

19.09.20 14:33
Четыре самых многообещающих мира для инопланетной жизни в Солнечной системе

18.09.20 20:16
Может ли жизнь пережить смерть звезды?

17.09.20 18:49