История космонавтики: от «Салюта» до «МКС»

К 1969 году, несмотря на то, что СССР все еще продвигался вперед в осуществлении своей программы Лунной программы, акцент начал смещаться на разработку орбитальных космический станций, на которых экипажи космонавтов могли проводить подробные наблюдения и эксперименты в экспедициях, которые длились бы неделями или месяцами.

Первая советская космическая станция с названием «Салют-1» была запущена 19 апреля 1971 года. Первый состав экипажа, который прибыл на станцию: Георгий Добровольский, Виктор Пацаев и Владислав Волков. В общей сложности они провели 23 дня на борту станции, проводя научные наблюдения и исследования. К сожалению, весь экипаж погиб по возвращению на Землю, когда их спускаемый корабль "Союз" из-за неисправности системы стравил давление в модуле на большой высоте.

Фото: ru.wikipedia.org

С аналогичными целями для долгосрочного пребывания экипажа в космосе Соединенные Штаты превратили третью ступень ракеты Сатурн V в орбитальную мастерскую для солнечных и биомедицинских исследований. Эта первая американская космическая станция с названием «Скайлаб» была запущена 14 мая 1973 года. В течение восьми с половиной месяцев три экипажа из трех человек с помощью космического корабля «Аполлон» доставлялись на станцию, где проводили время на борту станции «Скайлаб», а последний экипаж оставался на станции на протяжении 84 дней. «Скайлаб» был покинут людьми в феврале 1974 года и далее успешно вошел в атмосферу Земли в июле 1979 года, при этом некоторые части станции пережили вход в атмосферу и упали на территории в Австралии.

Фото: ru.wikipedia.org

Из-за сокращения бюджета США не запустили запланированный второй корабль «Скайлаб». Советский Союз, напротив, успешно запускал станции на орбиту, пополнив группировку пятью космическими станциями "Салют" в рамках программы, которая продолжалась до середины 1980-х годов. У двух из этих станций была военная разведывательная миссия, но другие были отданы под научные исследования, приоритетными были биомедицинские исследования. Советский Союз также приглашал космонавтов из союзных стран для краткосрочного пребывания на борту космических станций "Салюта-6" и "Салюта-7".

Эти первые космические станции были отражением философских взглядов и идей, восходящих к началу 20 века, к Циолковскому. Он предсказывал, что человечество будет жить и работать в космосе, сначала на орбите Земли, а затем на Луне, Марсе. Космическая экспансия в его видение была важной частью человеческого будущего. Также считалось, что более сложные орбитальные станции станут первыми шагами в долгосрочном процессе освоения космоса и колонизации других миров.

Советский Союз продолжил исследования по теме создании стационарной космической станции. В феврале 1986 года была запущена станция «Салют», на основе которой в будущем будет отстроена модульная космическая станция «Мир». Дополнительные модули, несущие научное оборудование и расширяющие жизненное пространство, были присоединены к станции «Мир» в последующие годы. В период 1994–95 врач Валерий Поляков провел на станции 438 дней подряд. Станцию «Мир» посетили более 100 человек из 12 стран мира, в том числе семь американских астронавтов в период 1995–98 годов. Станция, которая первоначально должна была функционировать всего пять лет, постоянно принимала научно-исследовательские экспедиции до середины 2000 года (непрерывно с 1989 по 1999 год), хотя она столкнулась с рядом аварий и другими серьезными проблемами. В марте 2001 года станция совершила контролируемый вход в атмосферу, где почти целиков сгорела в плотных слоях, а уцелевшие части упали в Тихий океан и затонули.

Соединенные Штаты не вспоминали о «Скайлаб» до 1984 года того, как президент Рональд Рейган одобрил программу космической станции и пригласил союзников США для участия в программе. К 1988 году 11 стран: Канада, Япония и 9 стран Европы решили присоединиться к созданию так называемой свободной космической станции. Однако, строительство станции было крайне медленным и в 1993 году новоизбранный президент Билл Клинтон издал указ о радикальном изменении проекта. Соединенные Штаты и их партнеры пригласили Россию, которая унаследовала большую часть технологического и производственного потенциала Советского Союза, принять участие в многонациональной программе – создании Международной космической станции (МКС). Еще три страны присоединились в течение 1990-х годов и, таким образом, проект реализовали уже 16 стран. Это был крупнейший и единственный в своем роде проект, в реализации которого принимали технологически развитые страны мира.

Фото: МКС

Первые два элемента МКС были запущены и состыкованы на околоземной орбите в конце 1998 года. В период с 2000 по 2011 год в состав МКС были добавлены модули США, Европы, Японии и России, а также канадское робототехническое оборудование и фермы, поставляемые США, солнечные панели и сопутствующее оборудование. Первая экспедиция состояла из трех человек и прибыла на борт МКС в ноябре 2000 года. С тех пор на станции постоянно есть люди. Когда строительство МКС было завершено в 2011 году, основное внимание в космической программе сместилось на научные исследования и технологическое развитие, использование орбитальных лабораторий, которые, как планируется, будут работать предварительно до 2024 года.

Низкие температуры индуцируют противовоспалительную молекулу, которая противостоит ожирению

Исследователи продолжают выяснять сложную роль, которую воспаление играет в ожирении, и его влияние на последующие эффекты: резистентность к инсулину, контроль уровня глюкозы и риск диабета.

Новое исследование добавило важные новые идеи в эту область, продемонстрировав, как низкие температуры могут стимулировать высвобождение молекулы, которая обращает вспять этот тип воспаления и снижает массу тела у мышей, закладывая основу для новых терапевтических средств, которые вызывают аналогичные эффекты у людей. Исследование, проведенное учеными из Диабетического центра Джослина и Женской б...
28.06.22 09:45
Лунный зонд обнаружил необычный двойной кратер на месте падения ракеты

НАСА подтвердило, что Луна немного более загрязненная, так как космический корабль Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) обнаружил двойной кратер от удара ракеты-носителя, которая столкнулась с лунной поверхностью 4 марта 2022 года.

Хотя происхождение ракеты не известно и пока ничего не подтверждено, но основным кандидатом стал китайский ракетный ускоритель. В январе астрономы-любители и автор астрономического программного обеспечения Билл Грей нашли доказательства того, что вышедшая из употребления ракета-носитель движется по курсу столкновения с Луной. Сначала предполагалось, что это ракета второй ступени SpaceX Falcon 9, ...

Biofinder помогает обнаруживать внеземную жизнь

Инновационный научный прибор Compact Color Biofinder, разработанный группой исследователей из Гавайского университета в Маноа, может изменить правила игры в поисках признаков внеземной жизни.

Большинство биологических материалов, например, аминокислоты, окаменелости, осадочные породы, растения, микробы, белки и липиды, имеют сильные сигналы органической флуоресценции, которые могут быть обнаружены специальными сканирующими камерами. В исследовании, недавно опубликованном в Nature Scientific Reports, исследовательская группа сообщила, что Biofinder настолько чувствителен, что может точн...
26.06.22 20:14

Biofinder помогает обнаруживать внеземную жизнь

26.06.22 20:14
Curiosity запечатлел потрясающие виды меняющегося ландшафта Марса

В течение прошлого года марсоход НАСА Curiosity путешествовал по переходной зоне из области, богатой глиной, в область, заполненную соленым минералом - сульфатом. Пока научная группа нацелилась на богатую глиной и насыщенную сульфатами область в поисках доказательств водного прошлого Марса, каждая из которых может предложить, переходная зона также оказалась интересной с научной точки зрения.

Этот переход может свидетельствовать о серьезном изменении климата Марса миллиарды лет назад, которое ученые только начинают понимать. Глинистые минералы образовались, когда озера и ручьи текли через кратер Гейла, откладывая отложения на том месте, которое сейчас является основанием горы Шарп, высотой 5 километров, к предгорьям которой Curiosity поднимается с 2014 года. На горе в переходной зоне ...