Астрономы идентифицируют цикл возмущений на экваторе Юпитера

Регулярные схемы необычных метеорологических явлений на экваторе Юпитера были выявлены учеными-планетологами из Университета Лестера.

Полосатая внешность Юпитера в виде светлых зон и темно-коричневых поясов обеспечивает захватывающее зрелище как любительским, так и профессиональным телескопам. Но полосы Юпитера могут меняться и смещаться в непонятных временных рамках, иногда расширяясь и сжимаясь, иногда полностью исчезая.

Используя большую базу данных наблюдений Юпитера, охватывающих более четырех десятилетий, ученые работали, чтобы понять силы, формирующие эти гигантские изменения погоды на самой большой планете Солнечной системы.

В этом исследовании команда использовала инфракрасные наблюдения телескопов, чтобы показать свидетельства уникальных событий на экваторе Юпитера, когда обычные толстые белые облака полностью отсутствовали.

Ведущий автор доктор Аррате Антаньяно из Физико-астрономического факультета Университета Лестера сказал: «Экватор Юпитера обычно полностью затуманен, в инфракрасном свете он темный, потому что эти облака смотрятся силуэтами на фоне теплого внутреннего свечения Юпитера. Из-за этих облаков экватор видится белым через обычный телескоп."

Соавтор доктор Ли Флетчер из Физико-астрономического факультета Университета Лестера сказал: «Профессиональные астрономы отслеживают инфракрасное излучение Юпитера на протяжении десятилетий, особенно с помощью инфракрасного телескопа НАСА на вершине Маунакеа, Гавайи. Только собрав все эти наблюдения с самых разных приборов за более чем три юпитерианских года - год на Юпитере длится 12 земных лет - мы начали замечать закономерность».

Д-р Антуньяно: «Каждые шесть или семь лет мы находили наблюдения, когда экваториальные облака полностью исчезали, что позволяло глубже рассмотреть атмосферу Юпитера. Из-за рассеивания облаков экватор выглядел очень ярким в инфракрасном диапазоне и темно-коричневатым в видимом свете. Эти нарушения продолжались в течение 12-18 месяцев, и мы видели подобное в 1973, 1979, 1992, 1999 и 2006 годах».

По этой модели исследователи ожидали увидеть событие в 1985 и 2013 годах, но хотя коричневатые экваториальные цвета были очевидны, облака не исчезли полностью.

Доктор Гленн Ортон, старший научный сотрудник Лаборатории реактивного движения НАСА, Пасадена, штат Калифорния, и один из людей, ответственных за огромную базу данных наземных наблюдений Юпитера, использованных в этом исследовании, объяснил: «Юпитер не хочет сразу отказываться от всех своих секретов. Эта шестилетняя модель не идеальна, поэтому иногда мы не видим полного нарушения облачности».

Ни одно из этих экваториальных возмущений не было тщательно проанализировано посещающим Юпитер космическим аппаратом.

Д-р Антуньяно сказал: «Если следовать этой схеме, то действительно впечатляющим результатом этой работы будет то, что мы ожидаем увидеть новое событие уже в следующем году».

Новое исследование, финансируемое Европейским исследовательским советом и НАСА, может иметь неожиданные последствия для исследования Юпитера Юноной. Юнона вращается вокруг Юпитера с июля 2016 года, возвращая на Землю захватывающие данные о его атмосфере и магнитосфере.

Доктор Ортон сказал: «Вглядываясь под облака, микроволновый прибор Юноны обнаружил глубокий столб аммиачного газа, поднимающийся и конденсирующийся на экваторе, чтобы сформировать эти белые облака на экваторе. Мы хотим увидеть, собирается ли этот глубокий шлейф аммиака измениться во время нового экваториального события».

Эти долгосрочные наблюдения являются ключом к раскрытию секретов медленных погодных условий и изменений климата на Юпитере.

Впервые обнаружены органические материалы, необходимые для жизни, на поверхности астероида

Новое исследование Royal Holloway обнаружило воду и органические вещества на поверхности образца астероида, привезенного из внутренней части Солнечной системы. Это первый случай, когда на астероиде были обнаружены органические материалы, которые могли стать химическими предшественниками происхождения жизни на Земле.

Образец был привезен на Землю с астероида Итокава во время первой миссии JAXA Хаябуса в 2010 году. Образец показывает, что вода и органическое вещество, происходящие от самого астероида, с течением времени химически эволюционировали. В исследовательском документе говорится, что Итокава постоянно эволюционировал на протяжении миллиардов лет, включая воду и органические материалы из чужеродных внез...
05.03.21 16:30
Открыта суперземля возле Gliese 486

За последние 25 лет астрономы открыли множество экзопланет из камня, льда и газа благодаря конструкции астрономических инструментов, разработанных специально для поиска планет.

Кроме того, используя комбинацию различных методов наблюдений, они смогли определить большое количество масс, размеров и плотности планет, что помогает оценить их внутренний состав и увеличивает количество планет, которые были обнаружены за пределами Солнечной системы. Но изучение атмосферы каменистых планет, которое позволило бы полностью охарактеризовать те экзопланеты, которые похожи на Землю,...
04.03.21 23:04
eROSITA обнаружил обломки сверхновой

В ходе первого обзора всего неба с помощью рентгеновского телескопа eROSITA на борту SRG астрономы из Института внеземной физики Макса Планка идентифицировали ранее неизвестный остаток сверхновой, получивший название «Hoinga».

Открытие было подтверждено архивными радиоданными и знаменует собой первое открытие совместного партнерства Австралии и eROSITA, созданного для исследования нашей Галактики с использованием нескольких длин волн, от низкочастотных радиоволн до рентгеновских лучей. Остаток сверхновой звезды Hoinga очень большой и расположен далеко от галактической плоскости - удивительное первое открытие, подразумев...
03.03.21 22:12
Обнаружены гамма- и оптические вспышки от блазара S5 1803 + 784

Используя космическую обсерваторию Ферми, астрономы провели долгосрочную кампанию по мониторингу блазара S5 1803 + 784, и идентифицировали несколько гамма-лучевых и оптических вспышек от этого источника.

Блазары - это очень компактные квазары, связанные со сверхмассивными черными дырами в центрах активных гигантских эллиптических галактик, и могут проявлять изменчивость в широком диапазоне временных масштабов. Они принадлежат к большой группе активных галактик, в которых находятся активные ядра галактик (AGN), и их характерные черты - релятивистские джеты, направленные почти точно на Землю. Основ...