Хаббл показывает динамические атмосферы Урана и Нептуна

Во время регулярного ежегодного мониторинга погоды на внешних планетах Солнечной системы космический телескоп Хаббл обнаружил новую загадочную темную бурю на Нептуне и дал свежий взгляд на долгоживущий шторм, кружащий вокруг северной полярной области Урана.

Как и у Земли, у Урана и Нептуна есть времена года, которые определяют некоторые особенности их атмосферы. Но их сезоны намного длиннее, чем на Земле, и охватывают десятилетия, а не месяцы.
Новый осмотр Хабблом Нептуна показывает темный шторм, видимый в центре вверху. Появившаяся в течение южного лета, эта особенность стала четвертым и последним таинственным темным вихрем, замеченным Хабблом с 1993 года. Два других темных шторма были обнаружены космическим кораблем Вояджер 2 в 1989 году, когда он пролетал над удаленной планетой. С тех пор только Хаббл мог отследить эти неуловимые особенности, которые появились и быстро исчезли. Исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Беркли, студентом бакалавриата Эндрю Хсу, показало, что темные пятна появляются каждые четыре-шесть лет в разных широтах и исчезают примерно через два года.
Хаббл обнаружил последний шторм в сентябре 2018 года в северном полушарии Нептуна. Он растянулся примерно на 6800 миль в поперечнике.

Справа от темной черты ярко-белые «облака-компаньоны». Хаббл наблюдал похожие облака и во время предыдущих вихрей. Яркие облака образуются, когда поток окружающего воздуха отклоняется вверх по темному вихрю, вызывая замерзание газов в кристаллы метанового льда. Эти облака похожи на земные облака в форме блинчика, когда воздух перемещается над горами (хотя у Нептуна нет твердой поверхности). Длинное тонкое облако слева от темного пятна - это временное явление, которое не является частью шторма.
Образование этих бурь неясно. Но, как и Большое Красное Пятно Юпитера, темные вихри вращаются в антициклоническом направлении и, похоже, вырывают материал с более глубоких уровней атмосферы ледяного гиганта.
Наблюдения Хаббла показывают, что еще в 2016 году появлению вихря предшествовал рост облачности в регионе. Изображения показывают, что вихри развиваются глубоко в атмосфере Нептуна, становясь видимыми только тогда, когда вершина шторма достигает больших высот.
Снимок Урана, как и изображение Нептуна, показывает доминирующую особенность: обширную яркую штормовую облачную шапку через северный полюс.

Ученые считают, что эта новая особенность появилась в результате уникального вращения Урана. В отличие от любой другой планеты в Солнечной системе, Уран лежит почти на боку. Из-за этого наклона летом Солнце светит почти прямо на северный полюс и никогда не заходит. Уран сейчас приближается к середине летнего сезона, и область полярной шапки становится все более заметной. Этот полярный колпак мог образоваться в результате сезонных изменений атмосферного потока.
Рядом с краем полярной бури находится большое плотное метаново-ледяное облако, которое иногда бывает настолько ярким, что его могут сфотографировать астрономы-любители. Узкая полоса облаков окружает планету к северу от экватора. Это одна из загадок: как такие полосы ограничиваются такой узкой шириной, потому что у Урана и Нептуна есть очень широкие струи ветра, дующие на запад.
Обе планеты относятся к классу ледяных гигантов. У них нет твердой поверхности, а оболочки из водорода и гелия, окружающие богатую водой внутреннюю часть, которая, возможно, сама обернута вокруг скалистого ядра. Атмосферный метан поглощает красный свет, но позволяет сине-зеленому свету рассеиваться обратно в космос, придавая планетам голубой оттенок.
Новые снимки Нептуна и Урана взяты из программы «Наследие атмосфер внешних планет» (OPAL), длительного проекта Хаббл, который ежегодно делает глобальные карты внешней среды планет Солнечной системы, когда их орбиты ближе всего к Земле. Главные цели OPAL - изучение долгосрочных сезонных изменений, а также обнаружение временных событий, таких как появление темного пятна Нептуна. Эти темные штормы могут быть настолько быстрыми, что в прошлом некоторые из них могли появляться и исчезать во время многолетних перерывов в наблюдениях Хаббла за Нептуном. Программа OPAL гарантирует, что астрономы не пропустят следующие.
Эти изображения являются частью альбома снимков Хаббла Нептуна и Урана, которые отслеживают погодные условия на этих далеких холодных планетах. Как метеорологи не могут предсказать погоду на Земле по нескольким снимкам, так и астрономы не могут отслеживать атмосферные тенденции на планетах Солнечной системы без регулярных повторных наблюдений. Астрономы надеются, что долгосрочный мониторинг внешних планет с помощью Хаббла поможет разгадать тайны, которые существуют об этих далеких мирах.
Анализ погоды в этих мирах также поможет ученым лучше понять разнообразие и сходство атмосфер планет Солнечной системы, включая Землю.

Ученые подсмотрели первый поцелуй сливающихся кластеров

Впервые астрономы обнаружили два гигантских скопления галактик, которые вот-вот столкнутся.

Это наблюдение можно рассматривать как недостающий кусочек головоломки в нашем понимании формирования структуры Вселенной, поскольку считается, что крупномасштабные структуры, такие как галактики и скопления галактик, растут в результате столкновений и слияний. Скопления галактик являются крупнейшими из известных гравитационно-связанных объектов и состоят из сотен галактик, каждая из которых сод...
24.06.19 20:59
Хаббл словил неуловимую галактику

На этом изображении запечатлена неправильная галактика IC 10, входящая в Местную группу - группу из более чем 50 галактик нашего космического района.

IC 10 - очень известная галактика, так как в ней происходит активное звездообразование, вызванное достаточными запасами холодного газообразного водорода. Этот газ конденсируется в огромные молекулярные облака, которые затем образуют плотные узлы, в которых давление и температура достигают точки, достаточной для зажигания ядерного синтеза, что приводит к появлению новых поколений звезд. Как нерегу...
23.06.19 21:35
BIG предлагает построить сказочную башню в Копенгагене

Bjarke Ingels Group (BIG) представила свой проект башни, покрытой зеленью, для парка развлечений Тиволи в Копенгагене.

Если всё пойдет по плану, проект H.C. Andersen Hotel также будет включать в себя реконструкцию существующих зданий в Тиволи и создание нового парка неподалеку. Названный в честь легендарного датского сказочного писателя Ганса Христиана Андерсена, H.C. Andersen Hotel будет включать в себя реконструкцию и перепланировку существующего замка Тиволи и реконструкцию павильона, которые были построены в ...
23.06.19 21:22
Ультратонкая «электронная татуировка» может контролировать сердечную деятельность

«Электронные татуировки» - более удобная и долговечная альтернатив жестким электродам, традиционно используемым для мониторинга сердца пациентов с сердечными заболеваниями.

Новая «татуировка», разработанная командой из Техасского университета в Остине, более точная, чем другие, поскольку отслеживает здоровье сердца двумя способами. Она включает в себя два тонкопленочных датчика: один изготовлен из золота и полиэтилентерефталата (ПЭТ), а другой из поливинилиденфторида (ПВДФ), который является пьезоэлектриком, то есть производит электрический заряд при воздействии мех...
23.06.19 21:00
Ученые подсмотрели первый поцелуй сливающихся кластеров

24.06.19 20:59
Хаббл словил неуловимую галактику

23.06.19 21:35
Астрономы увидели теплое свечение колец Урана

Кольца Урана можно увидеть только с помощью самых больших телескопов, они даже не были обнаружены до 1977 года, но они удивительно яркие на новых тепловых изображениях планеты, сделанных ALMA.

Тепловое свечение дает астрономам другой взгляд на кольца, которые были видны только из-за отражения небольшого количества света в видимом или оптическом диапазоне и в ближней инфракрасной области. Новые снимки, сделанные с помощью Атакамской большой (антенной) решётки миллиметрового диапазона (ALMA) и Очень большого телескопа (VLT), позволили ученым впервые измерить температуру колец: прохладные ...
22.06.19 00:07
Состоялся второй запуск Ariane 5 в 2019 году

Ракета Ariane 5 доставила спутники T-16 и Eutelsat-7C на запланированные орбиты.

Компания Arianespace объявила о старте в 21:43 по Гринвичу (23:43 по мск) вчера с европейского космодрома Куру, Французская Гвиана. Миссия длилась около 33 минут. Спутник Т-16 со стартовой массой 6330 кг был выпущен первым примерно через 27 минут. Спустя 6 минут был выпущен Eutelsat-7C, весом 3400 кг. T-16, принадлежащая компании AT & T (DirecTV), предоставляет мощные услуги вещания, охватыв...