Хаббл показывает динамические атмосферы Урана и Нептуна

Во время регулярного ежегодного мониторинга погоды на внешних планетах Солнечной системы космический телескоп Хаббл обнаружил новую загадочную темную бурю на Нептуне и дал свежий взгляд на долгоживущий шторм, кружащий вокруг северной полярной области Урана.

Как и у Земли, у Урана и Нептуна есть времена года, которые определяют некоторые особенности их атмосферы. Но их сезоны намного длиннее, чем на Земле, и охватывают десятилетия, а не месяцы.
Новый осмотр Хабблом Нептуна показывает темный шторм, видимый в центре вверху. Появившаяся в течение южного лета, эта особенность стала четвертым и последним таинственным темным вихрем, замеченным Хабблом с 1993 года. Два других темных шторма были обнаружены космическим кораблем Вояджер 2 в 1989 году, когда он пролетал над удаленной планетой. С тех пор только Хаббл мог отследить эти неуловимые особенности, которые появились и быстро исчезли. Исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Беркли, студентом бакалавриата Эндрю Хсу, показало, что темные пятна появляются каждые четыре-шесть лет в разных широтах и исчезают примерно через два года.
Хаббл обнаружил последний шторм в сентябре 2018 года в северном полушарии Нептуна. Он растянулся примерно на 6800 миль в поперечнике.

Справа от темной черты ярко-белые «облака-компаньоны». Хаббл наблюдал похожие облака и во время предыдущих вихрей. Яркие облака образуются, когда поток окружающего воздуха отклоняется вверх по темному вихрю, вызывая замерзание газов в кристаллы метанового льда. Эти облака похожи на земные облака в форме блинчика, когда воздух перемещается над горами (хотя у Нептуна нет твердой поверхности). Длинное тонкое облако слева от темного пятна - это временное явление, которое не является частью шторма.
Образование этих бурь неясно. Но, как и Большое Красное Пятно Юпитера, темные вихри вращаются в антициклоническом направлении и, похоже, вырывают материал с более глубоких уровней атмосферы ледяного гиганта.
Наблюдения Хаббла показывают, что еще в 2016 году появлению вихря предшествовал рост облачности в регионе. Изображения показывают, что вихри развиваются глубоко в атмосфере Нептуна, становясь видимыми только тогда, когда вершина шторма достигает больших высот.
Снимок Урана, как и изображение Нептуна, показывает доминирующую особенность: обширную яркую штормовую облачную шапку через северный полюс.

Ученые считают, что эта новая особенность появилась в результате уникального вращения Урана. В отличие от любой другой планеты в Солнечной системе, Уран лежит почти на боку. Из-за этого наклона летом Солнце светит почти прямо на северный полюс и никогда не заходит. Уран сейчас приближается к середине летнего сезона, и область полярной шапки становится все более заметной. Этот полярный колпак мог образоваться в результате сезонных изменений атмосферного потока.
Рядом с краем полярной бури находится большое плотное метаново-ледяное облако, которое иногда бывает настолько ярким, что его могут сфотографировать астрономы-любители. Узкая полоса облаков окружает планету к северу от экватора. Это одна из загадок: как такие полосы ограничиваются такой узкой шириной, потому что у Урана и Нептуна есть очень широкие струи ветра, дующие на запад.
Обе планеты относятся к классу ледяных гигантов. У них нет твердой поверхности, а оболочки из водорода и гелия, окружающие богатую водой внутреннюю часть, которая, возможно, сама обернута вокруг скалистого ядра. Атмосферный метан поглощает красный свет, но позволяет сине-зеленому свету рассеиваться обратно в космос, придавая планетам голубой оттенок.
Новые снимки Нептуна и Урана взяты из программы «Наследие атмосфер внешних планет» (OPAL), длительного проекта Хаббл, который ежегодно делает глобальные карты внешней среды планет Солнечной системы, когда их орбиты ближе всего к Земле. Главные цели OPAL - изучение долгосрочных сезонных изменений, а также обнаружение временных событий, таких как появление темного пятна Нептуна. Эти темные штормы могут быть настолько быстрыми, что в прошлом некоторые из них могли появляться и исчезать во время многолетних перерывов в наблюдениях Хаббла за Нептуном. Программа OPAL гарантирует, что астрономы не пропустят следующие.
Эти изображения являются частью альбома снимков Хаббла Нептуна и Урана, которые отслеживают погодные условия на этих далеких холодных планетах. Как метеорологи не могут предсказать погоду на Земле по нескольким снимкам, так и астрономы не могут отслеживать атмосферные тенденции на планетах Солнечной системы без регулярных повторных наблюдений. Астрономы надеются, что долгосрочный мониторинг внешних планет с помощью Хаббла поможет разгадать тайны, которые существуют об этих далеких мирах.
Анализ погоды в этих мирах также поможет ученым лучше понять разнообразие и сходство атмосфер планет Солнечной системы, включая Землю.

Обнаружены гамма- и оптические вспышки от блазара S5 1803 + 784

Используя космическую обсерваторию Ферми, астрономы провели долгосрочную кампанию по мониторингу блазара S5 1803 + 784, и идентифицировали несколько гамма-лучевых и оптических вспышек от этого источника.

Блазары - это очень компактные квазары, связанные со сверхмассивными черными дырами в центрах активных гигантских эллиптических галактик, и могут проявлять изменчивость в широком диапазоне временных масштабов. Они принадлежат к большой группе активных галактик, в которых находятся активные ядра галактик (AGN), и их характерные черты - релятивистские джеты, направленные почти точно на Землю. Основ...
01.03.21 22:45
На спутниковых снимках России заметны загадочные полосы

Ученые не могут прийти к единому мнению, почему холмы в российской Арктике изобилуют полосами.

Ранее на этой неделе исследователи НАСА разместили серию спутниковых снимков своеобразного морщинистого ландшафта на веб-сайте агентства Earth Observatory. На фотографиях, сделанных со спутника Landsat 8 за несколько лет, видна земля по обе стороны реки Марха, изобилующая чередующимися темными и светлыми полосами. Эффект наблюдается во время всех четырех сезонах, но наиболее ярко он проявляется зи...
28.02.21 16:22
Успешное испытание двигателя приближает Австралию к космосу

Австралийский исследовательский консорциум успешно испытал двигательную установку нового поколения, которая может обеспечить высокоскоростной полет и услуги по запуску в космос.

Вращающийся детонационный двигатель команды, или RDE, является крупным техническим достижением и впервые в Австралии. Он был разработан инженерами Университета RMIT и разрабатывается консорциумом под руководством DefendTex с исследователями из RMIT, Сиднейского университета и Университета Бундесвера в Германии. Обычные ракетные двигатели работают за счет сжигания топлива при постоянном давлении,...
27.02.21 21:13
GRANTECAN обнаружил самое большое скопление галактик в ранней Вселенной

Исследование, проведенное учеными из Института астрофизики Канарских островов (IAC) с помощью инструмента OSIRIS на Gran Telescopio Canarias (GTC), показало, что в примитивной Вселенной формируется наиболее густонаселенное скопление галактик.

Исследователи предсказывают, что эта структура, которая находится на расстоянии 12,5 миллиардов световых лет от нас, в процессе эволюции превратится в скопление, подобное скоплению Девы, соседки Местной группы галактик, к которой принадлежит Млечный Путь. Скопления галактик - это группы галактик, которые остаются вместе из-за действия силы тяжести. Чтобы понять эволюцию скоплений, ученые ищут фо...
26.02.21 19:18
Обнаружены гамма- и оптические вспышки от блазара S5 1803 + 784

01.03.21 22:45
Успешное испытание двигателя приближает Австралию к космосу

27.02.21 21:13
GRANTECAN обнаружил самое большое скопление галактик в ранней Вселенной

26.02.21 19:18
Сверхмассивные черные дыры могут образовываться из темной материи

Новое теоретическое исследование предложило новый механизм создания сверхмассивных черных дыр из темной материи.

Международная группа ученых обнаружила, что вместо обычных сценариев формирования с участием «нормальной» материи сверхмассивные черные дыры могут образовываться непосредственно из темной материи в областях с высокой плотностью в центрах галактик. Результат имеет ключевое значение для космологии ранней Вселенной и опубликован в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. То, как именно изн...