Хаббл показывает динамические атмосферы Урана и Нептуна

Во время регулярного ежегодного мониторинга погоды на внешних планетах Солнечной системы космический телескоп Хаббл обнаружил новую загадочную темную бурю на Нептуне и дал свежий взгляд на долгоживущий шторм, кружащий вокруг северной полярной области Урана.

Как и у Земли, у Урана и Нептуна есть времена года, которые определяют некоторые особенности их атмосферы. Но их сезоны намного длиннее, чем на Земле, и охватывают десятилетия, а не месяцы.
Новый осмотр Хабблом Нептуна показывает темный шторм, видимый в центре вверху. Появившаяся в течение южного лета, эта особенность стала четвертым и последним таинственным темным вихрем, замеченным Хабблом с 1993 года. Два других темных шторма были обнаружены космическим кораблем Вояджер 2 в 1989 году, когда он пролетал над удаленной планетой. С тех пор только Хаббл мог отследить эти неуловимые особенности, которые появились и быстро исчезли. Исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Беркли, студентом бакалавриата Эндрю Хсу, показало, что темные пятна появляются каждые четыре-шесть лет в разных широтах и исчезают примерно через два года.
Хаббл обнаружил последний шторм в сентябре 2018 года в северном полушарии Нептуна. Он растянулся примерно на 6800 миль в поперечнике.

Справа от темной черты ярко-белые «облака-компаньоны». Хаббл наблюдал похожие облака и во время предыдущих вихрей. Яркие облака образуются, когда поток окружающего воздуха отклоняется вверх по темному вихрю, вызывая замерзание газов в кристаллы метанового льда. Эти облака похожи на земные облака в форме блинчика, когда воздух перемещается над горами (хотя у Нептуна нет твердой поверхности). Длинное тонкое облако слева от темного пятна - это временное явление, которое не является частью шторма.
Образование этих бурь неясно. Но, как и Большое Красное Пятно Юпитера, темные вихри вращаются в антициклоническом направлении и, похоже, вырывают материал с более глубоких уровней атмосферы ледяного гиганта.
Наблюдения Хаббла показывают, что еще в 2016 году появлению вихря предшествовал рост облачности в регионе. Изображения показывают, что вихри развиваются глубоко в атмосфере Нептуна, становясь видимыми только тогда, когда вершина шторма достигает больших высот.
Снимок Урана, как и изображение Нептуна, показывает доминирующую особенность: обширную яркую штормовую облачную шапку через северный полюс.

Ученые считают, что эта новая особенность появилась в результате уникального вращения Урана. В отличие от любой другой планеты в Солнечной системе, Уран лежит почти на боку. Из-за этого наклона летом Солнце светит почти прямо на северный полюс и никогда не заходит. Уран сейчас приближается к середине летнего сезона, и область полярной шапки становится все более заметной. Этот полярный колпак мог образоваться в результате сезонных изменений атмосферного потока.
Рядом с краем полярной бури находится большое плотное метаново-ледяное облако, которое иногда бывает настолько ярким, что его могут сфотографировать астрономы-любители. Узкая полоса облаков окружает планету к северу от экватора. Это одна из загадок: как такие полосы ограничиваются такой узкой шириной, потому что у Урана и Нептуна есть очень широкие струи ветра, дующие на запад.
Обе планеты относятся к классу ледяных гигантов. У них нет твердой поверхности, а оболочки из водорода и гелия, окружающие богатую водой внутреннюю часть, которая, возможно, сама обернута вокруг скалистого ядра. Атмосферный метан поглощает красный свет, но позволяет сине-зеленому свету рассеиваться обратно в космос, придавая планетам голубой оттенок.
Новые снимки Нептуна и Урана взяты из программы «Наследие атмосфер внешних планет» (OPAL), длительного проекта Хаббл, который ежегодно делает глобальные карты внешней среды планет Солнечной системы, когда их орбиты ближе всего к Земле. Главные цели OPAL - изучение долгосрочных сезонных изменений, а также обнаружение временных событий, таких как появление темного пятна Нептуна. Эти темные штормы могут быть настолько быстрыми, что в прошлом некоторые из них могли появляться и исчезать во время многолетних перерывов в наблюдениях Хаббла за Нептуном. Программа OPAL гарантирует, что астрономы не пропустят следующие.
Эти изображения являются частью альбома снимков Хаббла Нептуна и Урана, которые отслеживают погодные условия на этих далеких холодных планетах. Как метеорологи не могут предсказать погоду на Земле по нескольким снимкам, так и астрономы не могут отслеживать атмосферные тенденции на планетах Солнечной системы без регулярных повторных наблюдений. Астрономы надеются, что долгосрочный мониторинг внешних планет с помощью Хаббла поможет разгадать тайны, которые существуют об этих далеких мирах.
Анализ погоды в этих мирах также поможет ученым лучше понять разнообразие и сходство атмосфер планет Солнечной системы, включая Землю.

Радиотелескоп LOFAR раскрывает секреты солнечных бурь

Международная группа ученых во главе с исследователем из Тринити-колледжа Дублина и Хельсинкского университета объявила о крупном открытии о самой природе солнечных бурь.

Команда показала, что солнечные бури могут ускорять частицы в нескольких местах одновременно. Это удалось выяснить, комбинируя данные радиотелескопа LOFAR с изображениями от космических аппаратов NASA, NOAA и ESA.Солнце - самая близкая к Земле звезда, и, как и многие другие звезды, оно далеко не спокойное. Размеры солнечных пятен во много раз превышают размеры целой нашей планеты, они появляются н...
19.02.19 18:02
В скоплении Hodge 6 обнаружены множественные звездные популяции

Используя Very Large Telescope (VLT), астрономы обнаружили в кластере Hodge 6 множество звездных популяций. Эта находка может дать важные подсказки о формировании и эволюции Hodge 6 и звездных скоплений в целом.

Наблюдения показывают, что почти во всех шаровых скоплениях наблюдаются разные количества легких элементов, таких как гелий (He), кислород (O), азот (N), углерод (C) и кальций (Сa). Это указывает на самообогащение шаровых скоплений и предполагает, что звездные скопления состоят как минимум из двух звездных популяций. Недавние исследования показали, что за пределами шаровых скоплений присутствуют ...
18.02.19 19:09
Энергетические частицы бомбардируют экзопланеты

TRAPPIST-1 представляет собой систему из семи миров размером с Землю, вращающихся вокруг ультрахолодной карликовой звезды на расстоянии около 120 световых лет.

Считается, что возраст звезды и ее планет составляет от 5 до 10 миллиардов лет, что в 2 раза больше, чем нашей Солнечной системе. Для ученых, которые ищут доказательства жизни на других планетах, преклонный возраст дает возможность работать с большим временем развития химии и эволюции, чем Земля. С другой стороны, все планеты находятся близко к звезде и поглотили бы излучение высокой энергии в мил...
18.02.19 16:08
Технология MIT позволит опреснительным установкам использовать собственные отходы

При удалении соли из морской воды на опреснительных установках, побочным продуктом является большое количество высококонцентрированного соленого рассола.

Обычно его просто сбрасывают обратно в море, что может навредить окружающей среде. Но благодаря новому процессу очистки этот рассол может использоваться для опреснения воды. Исследовательская группа Массачусетского технологического института разработала и запатентовала систему, которая включает в себя хорошо известные и стандартные химические процессы. К ним относятся процесс нанофильтрации для п...
17.02.19 19:11
Радиотелескоп LOFAR раскрывает секреты солнечных бурь

19.02.19 18:02
В скоплении Hodge 6 обнаружены множественные звездные популяции

18.02.19 19:09
Энергетические частицы бомбардируют экзопланеты

18.02.19 16:08
Тест гарпуна спутника RemoveDEBRIS прошел успешно

RemoveDEBRIS оказывается жизнеспособным вариантом для сбора космического мусора.

ЕКА считает, что космический мусор становится все более серьезной проблемой. В космосе находится более 750 000 осколков размером более одного сантиметра. Учитывая, что коммерческие проекты хотят увеличить количество полетов за пределы планеты, есть вероятность, что их количество увеличится за следующие несколько лет.Система RemoveDEBRIS, созданная в университете Суррея в Англии, с прошлого года те...