Хаббл запечатлел рождение гигантского шторма на Нептуне

Снимки, сделанные космическим телескопом Хаббл, демонстрируют образование Большого темного пятна на Нептуне.

Как и Большое красное пятно Юпитера, Большое темное пятно Нептуна - это шторм, который образуется в областях с высоким атмосферным давлением. Штормы на Земле образуются вокруг областей низкого давления. Ученые наблюдали в общей сложности 6 темных пятен на Нептуне. Вояджер 2 идентифицировал 2 бури в 1989 году. С тех пор, как в 1990 году Хаббл начал работу, он рассмотрел еще 4.

В новом исследовании ученые-планетологи проанализировали фотографии Хаббла, сделанные за последние несколько лет, и записали историю роста нового Большого темного пятна, которое стало видимым в 2018 году. Изучая сопутствующие облака, появившиеся за два года до появления нового Большого темного пятна, исследователи пришли к выводу, что темные пятна возникают гораздо глубже в атмосфере Нептуна, чем считалось ранее.

Изображения Хаббла также помогли исследователям точно определить, как часто Нептун образует темные пятна и как долго они живут. Новые результаты помогают ученым понять внутреннее устройство плохо понятых ледяных гигантов, но также имеют значение для изучения экзопланет аналогичного размера и состава.

Ученые впервые увидели Большое темное пятно на Нептуне в 1989 году, когда зонд НАСА Вояджер 2 пролетел мимо таинственной голубой планеты. Когда космический корабль приблизился, он сфотографировал два надвигающихся гигантских шторма в южном полушарии Нептуна. Ученые окрестили штормы «Большое темное пятно» и «Темное пятно 2».

Всего 5 лет спустя космический телескоп Хаббл сделал четкие снимки Нептуна, которые показали, что Великое Темное Пятно (размером с Землю) и Темное пятно 2 исчезли.

Новое Большое темное пятно появилось на Нептуне в 2018 году, почти идентичное по размеру и форме тому, которое наблюдал Вояджер. Ученые анализировали снимки Хаббла меньшего Темного пятна, которое появилось в 2015 году, когда они обнаружили маленькие яркие белые облака в регионе, где позднее появится Великое темное пятно 2018 года.

Высотные облака состоят из кристаллов метанового льда, придающих им характерный ярко-белый цвет. Ученые подозревают, что эти метановые облака сопровождают штормы, которые образуют темные пятна, паря над ними как линзовидные облака покрывают высокие горы на Земле.

Эми Саймон, планетолог из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда, и соавторы Майкл Вонг и Эндрю Хсу из Калифорнийского университета в Беркли отслеживали метановые облака с 2016 по 2018 год. Они обнаружили, что облака были самыми яркими в 2016 и 2017 годах, до того, как новое Большое темное пятно стало видимым.

Компьютерные модели атмосферы Нептуна показали, что чем глубже шторм, тем ярче его облака-спутники. То, что эти белые облака появились за 2 года до Большого темного пятна и что они потеряли яркость, когда оно стало видимым, предполагает, что темные пятна возникают гораздо глубже в атмосфере Нептуна, чем считалось ранее.

Саймон, Вонг и Хсу использовали изображения от Хаббла и Вояджера 2, чтобы точно определить, как долго продолжаются эти бури и как часто они возникают. Ученые подозревают, что на Нептуне каждые 4-6 лет зарождаются новые штормы. Каждый шторм может длиться до 6 лет, хотя, согласно полученным данным, двухлетняя продолжительность жизни более вероятна.

Новые находки показывают, как Большие темные пятна Нептуна отличаются от Большого красного пятна Юпитера. Большое Красное Пятно наблюдается с 1830 года и ему уже не менее 350 лет. Тонкие потоки ветра на Юпитере удерживают Большое красное пятно от разрушения и изменений - оно вращается вокруг Юпитера, но не сдвигается ни на север, ни на юг. Но нептуновские ветры действуют в гораздо более широких полосах вокруг планеты, поэтому Большое темное пятно медленно дрейфует по широтам.

Ученые-планетологи надеются на дальнейшее изучение изменений формы вихря и скорости ветра в штормах, которые образуют темные пятна. Они не измеряли ветер в темных вихрях Нептуна, но оценивают скорость ветра приблизительно 100 метров в секунду.

Первое обнаружение света из-за черной дыры

Наблюдая за рентгеновскими лучами, выбрасываемыми во Вселенную сверхмассивной черной дырой в центре галактики на расстоянии 800 миллионов световых лет от нас, астрофизик Стэнфордского университета Дэн Уилкинс заметил интригующую закономерность.

Он наблюдал серию ярких рентгеновских вспышек, интересных, но не беспрецедентных, а затем телескопы зафиксировали нечто неожиданное: дополнительные рентгеновские вспышки, которые были меньше, позже и разных «цветов», чем яркие вспышки. Согласно теории, эти световые эхо соответствовали рентгеновским лучам, отраженным позади черной дыры, но даже базовое понимание черных дыр говорит нам, что это стр...
29.07.21 09:37
Астрономы показали образование планет в двойных системах

Астрономы разработали наиболее реалистичную на сегодняшний день модель образования планет в двойных звездных системах.

Исследователи из Кембриджского университета и Института внеземной физики Макса Планка показали, как экзопланеты в двойных звездных системах возникли, не будучи разрушенными в хаотичной среде рождения. Они изучили тип двойной системы, в которой меньшая звезда-компаньон вращается вокруг большей родительской звезды примерно раз в 100 лет - наш ближайший сосед, Альфа Центавра, является примером такой...
28.07.21 09:56
Хаббл обнаружил первые свидетельства наличия водяного пара на Ганимеде

Впервые астрономы обнаружили свидетельства водяного пара в атмосфере спутника Юпитера Ганимеда. Водяной пар образуется, когда лед с поверхности луны сублимируется, то есть превращается из твердого вещества в газ.

Предыдущие исследования предоставили косвенные доказательства того, что Ганимед, самая большая луна в Солнечной системе, содержит больше воды, чем все океаны Земли. При этом температура там настолько низкая, что вода на поверхности замерзает. Океан Ганимеда будет располагаться примерно на 100 миль ниже земной коры; следовательно, водяной пар – это не испарение океана. Астрономы пересмотрели наблю...
27.07.21 10:28
НАСА выбрало SpaceX для миссии к Европе

В пятницу НАСА заявило, что выбрало SpaceX для запуска запланированного рейса к ледяному спутнику Юпитера Европе, что стало огромной победой компании Илона Маска, которая нацелена глубже в Солнечную систему.

Миссия Europa Clipper будет запущена в октябре 2024 года на ракете Falcon Heavy из Космического центра Кеннеди во Флориде, общая стоимость контракта составляет 178 миллионов долларов. Ранее предполагалось, что миссия будет запущена на собственной ракете НАСА Space Launch System (SLS), страдающей от задержек и перерасхода средств. И хотя SLS еще не работает, Falcon Heavy уж использовался как в ком...