Новое исследование вглядывается в облака Венеры

Венера известна своими облаками серной кислоты, покрывающими всю планету, и ветрами, движущимися со скоростью сотни километров в час, которые мешают ученым заглянуть глубоко в атмосферу.

Исследователи использовали инфракрасные изображения, чтобы рассмотреть средний слой облаков Венеры, и обнаружили неожиданные сюрпризы.

Новое исследование обнаружило, что средний слой облаков показывает широкий спектр облачных структур, которые меняются со временем и сильно отличаются от верхнего слоя облаков Венеры, которые обычно изучаются с помощью ультрафиолетовых изображений. Исследование также обнаружило изменения в альбедо средних облаков, или сколько солнечного света они отражают обратно в космос, что может указывать на присутствие воды, метана или других соединений, поглощающих солнечный свет.

Движения средних облаков в сочетании с предыдущими наблюдениями позволили исследователям воссоздать картину ветров на Венере за 10 лет, показав, что сверхбыстрые ветра в средних облаках планеты - это самые быстрые ветра на экваторе и, как и верхние облака, меняют скорость с течением времени.

Эти новые наблюдения могут помочь ученым лучше понять нашу соседку и пролить свет на другие планеты и экзопланеты с аналогичными характеристиками, считают авторы исследования.

«Мы наблюдали совершенно неожиданные события», - сказал Хавьер Перальта, исследователь ITYF Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) и ведущий автор нового исследования. «Мы обнаружили, что средние облака не такие тихие и скучные, какими они казались во время предыдущих миссий».

В новом исследовании использовались снимки, сделанные космическим аппаратом JAXA Akatsuki, прибывшим на Венеру в декабре 2015 года, основная цель которого - понять супервращение Венеры. Супервращение - это удивительное явление, также наблюдаемое на Титане и других экзопланетах, которое заставляет атмосферу двигаться намного быстрее, чем сама планета. Венере необходимо 243 земных дня на одно вращение. А атмосфере планеты, чтобы облететь всю Венеру, требуется всего 4 земных дня - примерно в 60 раз быстрее.

В новом исследовании исследователи проанализировали около 1000 инфракрасных изображений облаков Венеры, снятых одной из камер Akatsuki за 1 год. Камера была разработана для наблюдения за средним слоем облаков, который находится на высоте 50–55 километров над поверхностью планеты.

Предыдущие миссии по изучению самых верхних облаков Венеры видели проблески среднего слоя, но не смогли хорошо и долго смотреть на него с помощью инфракрасных изображений. По словам Перальты, чтобы увидеть, как развиваются средние облака, инструменты должны смотреть на них дольше, чем во время предыдущих миссий.

Новые снимки, сделанные Akatsuki, показывают, что средний слой облаков меняется со временем и также сильно отличается от верхнего слоя облаков Венеры, который находится на высоте около 70 километров. Иногда изображения показывают немного более темную полосу облаков, захваченную яркими облаками, иногда вихревых форм или пятнистые. Эти наблюдения наводят на мысль о конвекции, вертикальном движении тепла и влаги в атмосфере. На Земле конвекция может вызвать грозы. В других случаях на изображениях были видны облака, которые менее турбулентны и выглядят однородно яркими или безликими, с несколькими полосами.

С апреля по май 2016 года северное полушарие Венеры периодически темнело каждые четыре-пять дней. Ученые ранее не наблюдали эту разницу между полушариями и причину еще предстоит определить. Изображения также показали другие редкие облачные особенности, включая темную нить в форме крючка, простирающуюся более чем на 7300 километров в северном полушарии в мае и октябре 2016 года.

Ученые также реконструировали ветры Венеры за 10 лет, объединив изображения Akatsuki с данными наблюдателей-любителей и прошлыми миссиями, такими как Venus Express ЕКА и миссия НАСА MESSENGER. Они обнаружили, что супервращающиеся ветры в средних облаках Венеры иногда ускоряются на экваторе, и их скорость может меняться до 50 километров в час в течение нескольких месяцев.

Результаты могут помочь ученым лучше понять супервращение Венеры. Фрикционное сопротивление и горные волны, возникающие из-за поверхности Венеры или периодического нагрева Солнцем, являются факторами, которые могут играть ключевую роль в поддержании супервращения, замедляя или ускоряя ветры и определяя их долгосрочную эволюцию, уверен Перальте.

По словам Перальты, поскольку большая часть солнечной энергии поглощается облачными слоями, и там также есть быстрые супервращающиеся ветры, изучение нескольких слоев облаков имеет решающее значение для понимания ветров. Ученые предполагают, что изменения в облаках Венеры и их альбедо могут быть связаны с супервращением планеты, а также с тем, как передается импульс и энергия ветра.

По словам Перальты, выявление причины сверхвращения на Венере и ее потенциальной связи с безудержным парниковым эффектом планеты может помочь ученым понять изменения на Земле, связанные с изменением климата. Она также может пролить свет на атмосферное сверхвращение луны Сатурна Титана и экзопланет, вращающихся очень близко к своим звездам.

Исследование опубликовано в журнале AGU Geophysical Research Letters.

Возможны ложные данные о кислороде при поиске признаков жизни на других планетах

В поисках жизни на других планетах присутствие кислорода в атмосфере планеты является одним из потенциальных признаков биологической активности, которая может быть обнаружена будущими телескопами. Новое исследование описывает несколько сценариев, в которых безжизненная каменистая планета вокруг звезды, похожей на Солнце, может эволюционировать и создать кислород в атмосфере.

Новые результаты, опубликованные 13 апреля в журнале AGU Advances, подчеркивают необходимость в телескопах следующего поколения, способных характеризовать планетную среду и искать многочисленные свидетельства существования жизни в дополнение к обнаружению кислорода. «Это полезно, потому что показывает наличие способов получить кислород в атмосфере без жизни, но есть и другие наблюдения, которые м...
14.04.21 21:21
Черные дыры любят поесть, но различаются манерами за столом

Все сверхмассивные черные дыры в центрах галактик периодически поглощают материю из своего окружения. Но делают это по-разному.

Такой вывод сделали британские и голландские астрономы в исследовании с ультрачувствительными радиотелескопами в хорошо изученном регионе Вселенной. Астрономы изучали активные галактики с 1950-х годов. Активные галактики имеют сверхмассивную черную дыру в центре, которая поглощает материю. Во время таких активных фаз объекты часто излучают чрезвычайно сильное радио, инфракрасное, ультрафиолетово...
13.04.21 18:39
Запуск вертолета на Марсе отложен для технической проверки

НАСА отложило как минимум на несколько дней первый полет мини-вертолета на Марсе после возникшей проблемы во время испытаний роторов, сообщило агентство.

Полет Ingenuity, который должен был стать первым в истории управляемым полетом на другой планете, был назначен на понедельник по московскому времени, но сейчас отложен как минимум до 14 апреля. Скоростное испытание винта четырехфунтового (1,8 кг) вертолета в пятницу закончилось раньше, чем ожидалось, из-за предупреждения о потенциальной проблеме. «Команда вертолета изучает телеметрию, чтобы диаг...
12.04.21 20:37
Переработанные отходы целлюлозных заводов придают цементу прочность и эластичность

Целлюлозные заводы производят значительное количество отходов, и ученые довольно творчески подходят к тому, как их можно использовать.

Последний пример исходит от исследователей Университета Британской Колумбии (UBC), которые использовали отходы целлюлозного завода в качестве наполнителя для цемента, который оказался более прочным и устойчивым. Отходы, лежащие в основе этого прорыва, известны как зола уноса целлюлозных заводов (PFA), которую целлюлозно-бумажная промышленность Северной Америки производит более миллиона тонн ежего...
11.04.21 16:09

14.04.21 21:21
Черные дыры любят поесть, но различаются манерами за столом

13.04.21 18:39
Запуск вертолета на Марсе отложен для технической проверки

12.04.21 20:37
Вертолет Ingenuity готов к первому полету на Марсе

Летательный аппарат НАСА может совершить свой первый полет над Красной планетой в течение двух дней после успешного первоначального испытания роторов, сообщило в пятницу космическое агентство США.

Текущий план первой в истории попытки управляемого полета на другой планете заключается в том, чтобы 1,8 килограммовый вертолет Ingenuity взлетел с марсианского кратера Джезеро в воскресенье в 22:54 по восточному времени США (05:54 по мск в понедельник) и зависнуть на высоте 3 метров над поверхностью в течение получаса, сообщило НАСА. «С вертолетом все хорошо», - сказал Тим Кэнхэм, руководитель о...