Взрывы первых звезд Вселенной извергали мощные джеты

Спустя несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва самые первые звезды Вселенной вспыхнули как чрезвычайно яркие скопления водорода и гелия.

В ядрах первых звезд экстремальные термоядерные реакции создали первые более тяжелые элементы, включая углерод, железо и цинк. Эти первые звезды были огромными, недолговечными огненными шарами, и ученые предполагали, что они взорвались как аналогичные сферические сверхновые.

Но астрономы в Массачусетском технологическом институте обнаружили, что эти первые звезды могли взорваться более мощным, асимметричным образом, извергая мощные джеты, которые выбросили тяжелые элементы в соседние галактики. Они послужили семенами для второго поколения звезд, некоторые из которых все еще можно наблюдать сегодня.

В статье, опубликованной сегодня в Astrophysical Journal, исследователи сообщают о сильном избытке цинка в HE 1327-2326 - древней звезде, которая входит в число звезд второго поколения Вселенной. Они полагают, что звезда могла получить такое большое количество цинка только после того, как асимметричный взрыв одной из самых первых звезд обогатил ее облако газа.

«Когда звезда взрывается, некоторая часть её всасывается в черную дыру», - говорит Анна Фребель, доцент физики в Массачусетском технологическом институте и член Института астрофизики и космических исследований им. М.В. Кавли. «Только когда есть какой-то механизм, например, джет, который может вырвать материал, можно наблюдать этот материал позже в звезде следующего поколения. И мы верим, что именно это здесь произошло».

«Это первое свидетельство того, что такая асимметричная сверхновая имела место в ранней Вселенной», - добавляет Рана Эззеддин, ведущий автор исследования. «Это меняет наше понимание того, как взорвались первые звезды».

HE 1327-2326 была обнаружена Фребелем в 2005 году. В то время звезда была самой бедной металлом звездой из наблюдаемых, у нее были чрезвычайно низкие концентрации элементов, более тяжелых, чем водород и гелий, что свидетельствует о том, что она образовалась как часть второе поколение звезд.

«Первые звезды были такими массивными, что взорвались практически сразу», - говорит Фребель. «Небольшие звезды, которые сформировались как второе поколение, все еще наблюдаются и сохраняют ранний материал, оставленный первыми звездами. У нашей звезды есть только капелька элементов, более тяжелых, чем водород и гелий, поэтому мы знаем, что она сформировалась как часть второго поколения звезд».

В мае 2016 года команда смогла наблюдать звезду на близкой к Земле орбите, всего в 5000 световых лет. Исследователи с помощью космического телескопа Хаббл в течение двух недель зафиксировали свет звезды на нескольких орбитах. Они использовали инструмент Cosmic Origins Spectrograph для измерения содержания различных элементов в звезде.

«Я помню, как получал данные и видел, как выпала цинковая линия, и мы не могли поверить в это, поэтому мы переделывали анализ снова и снова», - вспоминает Эззеддин. «Мы обнаружили, что независимо от того, как мы измеряли, все равно получаем большое изобилие цинка».

Затем Фребель и Эззеддин связались с учеными в Японии, которые специализируются на разработке симуляций сверхновых и вторичных звезд. Исследователи провели более 10000 симуляций сверхновых, у каждой были разные энергии взрыва, конфигурации и другие параметры. Они обнаружили, что большинство симуляций сферической сверхновой производили вторичную звезду с элементным составом, который исследователи наблюдали в HE 1327-2326, но ни одна из них не воспроизводила сигнал цинка.

Как оказалось, единственной симуляцией, которая могла бы объяснить состав звезды с ее высоким содержанием цинка была одна из асферических, выбрасывающих джет сверхновых первой звезды. Такая сверхновая была бы чрезвычайно взрывоопасной, с мощностью примерно в нониллион (это 10 с 30 нулями) раз больше, чем у водородной бомбы.

Результаты команды могут изменить понимание ученых о реионизации, ключевом периоде, в течение которого газ во Вселенной превратился из полностью нейтрального в ионизированный - состояние, которое позволило галактикам принять форму.

«Из ранних наблюдений считалось, что первые звезды не были такими яркими или энергичными, и поэтому, когда они взорвались, не сильно участвовали в восстановлении Вселенной», - говорит Фребел. «В некотором смысле мы исправляем эту картину и показываем, что, возможно, у первых звезд было достаточно энергии, когда они взорвались, и теперь они стали серьезными претендентами на участие в реионизации и на разрушения в своих собственных маленьких карликовых галактиках».

Эти первые сверхновые также могли быть достаточно мощными, чтобы стрелять тяжелыми элементами в соседние галактики, которые еще не образовали своих собственных звезд.

Астрономы проводят подробное исследование звездного гало

Международная группа астрономов использовала телескоп Subaru для исследования звездного гало близлежащей галактики Мессье 81 (M81).

Звездные гало - это сферические популяции звезд и шаровых скоплений, окружающих большинство дисковых галактик, обычно содержащие самые старые и самые бедные на металлы звезды. Следовательно, они могут иметь решающее значение для лучшего понимания формирования и эволюции галактик. Но из-за низкой светимости звездные гало, как правило, трудно наблюдать. Расположенная на расстоянии около 12 миллионо...
13.11.19 18:21
Видео: Proba-2 наблюдает за транзитом Меркурия

Спутник Европейского космического агентства наблюдал транзит 11 ноября 2019 года с удобной точки.

Proba-2 следит за Солнцем с орбиты Земли и был способен заметить транзит Меркурия как маленького черного диска – на видео видно, что он движется слева направо через диск Солнца. Изображения в этом видео были сделаны с помощью ультрафиолетового телескопа спутника. Солнечные транзиты, когда небесное тело проходит через солнечный диск с точки зрения Земли, относительно редкие события. Меркурий повт...
13.11.19 17:19
Hayabusa-2 начинает путешествие домой

В среду японский зонд Hayabusa-2 начнет подготовку, чтобы покинуть орбиту вокруг далекого астероида и отправиться назад после беспрецедентной миссии, неся образцы, способные пролить свет на происхождение Солнечной системы.

По сообщению Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA), долгосрочное путешествие начнется завтра в 4.05 утра по московскому времени, и ожидается, что зонд доставит драгоценные образцы в конце 2020 года. «Мы ожидаем, что Hayabusa-2 предоставит нам новые научные знания», - сказал журналистам руководитель проекта Юичи Цуда. Зонд вернет на Землю «углеродное органическое вещество», кото...
12.11.19 22:57
SpaceX запустила ещё 60 спутников Starlink

Планы SpaceX по обеспечению глобального охвата интернетом продвинулись на еще один шаг вперед.

Ракета Falcon 9 взлетела с площадки SpaceX стартового комплекса SLC-40 станции ВВС на мысе Канаверал в 17.56 по московскому времени. Первая ступень ракеты совершает свой четвертый полет, впервые для SpaceX, а защитный носовой обтекатель использовался на запуске Falcon Heavy в начале этого года. Первая ступень Falcon 9 участвовала в миссиях Iridium-7, SAOCOM-1A и Nusantara Satu, а обтекатель ранее ...