VLT наблюдал за проходящим мимо Земли двойным астероидом

Уникальные возможности инструмента SPHERE на Very Large Telescope позволили ему получить самые четкие изображения двойного астероида, когда он пролетел мимо Земли 25 мая.

Хотя этот астероид сам по себе не являлся угрозой для планеты, ученые использовали возможность отрепетировать реакцию на опасный околоземный объект, доказав, что передовая технология Европейской южной обсерватории (ESO) может иметь решающее значение для защиты планет.

Международная сеть предупреждений об астероидах (IAWN) координировала межорганизационную кампанию по наблюдению за астероидом 1999 KW4, когда он пролетал над Землей, достигнув минимального расстояния 5,2 млн. км 25 мая 2019 года. Ширина 1999 KW4 около 1,3 км и он не представлял какого-либо риска для Земли. Поскольку его орбита хорошо известна, ученые смогли предсказать этот пролёт и подготовить кампанию наблюдений.

ESO присоединилась к кампании со своим флагманским Very Large Telescope (VLT). VLT оборудован SPHERE - одним из немногих инструментов в мире, способных получать изображения достаточно четкие, чтобы различить два компонента астероида, которые находятся на расстоянии около 2,6 км.

SPHERE была разработана для наблюдения экзопланет; его современная система адаптивной оптики корректирует турбулентность атмосферы, обеспечивая такие четкие изображения, как если бы телескоп находился в космосе. Он также оснащен коронографами для уменьшения яркости звезд, обнажая слабые орбитальные экзопланеты.

Получив паузу от своей обычной ночной охоты на экзопланеты, данные SPHERE помогли астрономам охарактеризовать двойной астероид. В частности, теперь можно узнать, имеет ли меньший спутник тот же состав, что и у более крупного объекта.

«В сочетании с данными, полученными от других телескопов в рамках кампании IAWN, информация будет важна для оценки эффективных стратегий отклонения в случае, если будет обнаружен астероид на пути столкновения с Землей», - пояснил астроном ESO Оливье Хейнот. «В худшем случае, это знание также необходимо для предсказания того, как астероид взаимодействует с атмосферой и поверхностью Земли, что позволит нам уменьшить ущерб в случае столкновения».

«Двойной астероид летел к Земле со скоростью более 70 000 км/ч, что затрудняло его наблюдение с помощью VLT», сказал Диего Паррагес. Ему пришлось использовать весь свой опыт, чтобы привязаться к быстрому астероиду и захватить его с помощью SPHERE.

Матиас Джонс, еще один астроном VLT, участвовавший в этих наблюдениях, подробно остановился на трудностях. «Во время наблюдений атмосферные условия были немного нестабильными. Кроме того, астероид был относительно слаб и очень быстро двигался по небу, что усложняло эти наблюдения и несколько раз вызвало сбой системы адаптивной оптики. Было замечательно видеть, что наша тяжелая работа окупается, несмотря на трудности!»

Хотя 1999 KW4 не является угрозой удара, он имеет поразительное сходство с другой двойной системой астероидов Дидим, которая может представлять угрозу для Земли в далеком будущем.

Дидим (Didymos) и его спутник, получивший прозвище Дидимун (Didymoon), станут целью будущего эксперимента по планетарной обороне. Космический корабль DART (НАСА) будет воздействовать на Дидимун, пытаясь изменить его орбиту вокруг более крупного Дидима, чтобы проверить возможность отклонения астероидов. После воздействия, миссия Гера (ESA) проведет обследование астероидов Дидим в 2026 году для сбора ключевой информации, включая массу Дидимун, свойства его поверхности и форму кратера DART.

Успех таких миссий зависит от сотрудничества между организациями, и отслеживание околоземных объектов является основным направлением сотрудничества между ESO и ESA. Эти совместные усилия продолжаются с момента их первого успешного отслеживания потенциально опасного околоземного объекта в начале 2014 года.

«Мы рады играть важную роль в защите Земли от астероидов», - сказал Ксавьер Барконс, генеральный директор ESO. «Помимо использования сложных возможностей VLT, мы работаем с ESA для создания прототипа большой сети, чтобы вывести обнаружение астероидов, отслеживание и характеристику на новый уровень».

Эта недавняя близкая встреча с 1999 KW4 произошла всего за месяц до Дня астероидов, официального дня образования и осведомленности ООН об астероидах, который будет отмечаться 30 июня. Мероприятия пройдут на пяти континентах, и ESO войдет в число крупнейших астрономических организаций, принимающих в них участие. Ежедневно в планетарии и туристическом центре ESO Supernova пройдет целый ряд мероприятий на тему астероидов, и людей приглашаются присоединиться к празднованию.

Довольно интересно

Первый коммерческий перепрограммируемый спутник запущен в космос

Первый в мире коммерческий полностью перепрограммируемый спутник был запущен из Французской Гвианы в пятницу на борту ракеты Ariane 5, открыв новую эру более гибких коммуникаций.

В отличие от обычных моделей, которые спроектированы и «зашиты» на Земле и не могут быть повторно использованы после выхода на орбиту, Eutelsat Quantum позволяет пользователям адаптировать связь к своим потребностям - почти в режиме реального времени. Спутник будет выведен на орбиту примерно через 36 минут после запуска. По данным Европейского космического агентства, поскольку его можно перепрог...
31.07.21 14:31
Новый взгляд на загадки образования планет

Астрономы впервые осуществили измерения вращения планет, составляющих звездную систему HR 8799.

Обнаруженная в 2008 году обсерваторией Кека и обсерваторией Gemini, которые расположены на Гавайях, звездная система HR 8799 расположена в 129 световых годах от нас и имеет четыре супер-Юпитера, каждая из которых массивнее Юпитера. HR 8799 - одна из первых планетных систем, сфотографированных непосредственно в телескоп. Но ни один из периодов вращения планет HR 8799 или скорости вращения не был и...
30.07.21 10:47
Первое обнаружение света из-за черной дыры

Наблюдая за рентгеновскими лучами, выбрасываемыми во Вселенную сверхмассивной черной дырой в центре галактики на расстоянии 800 миллионов световых лет от нас, астрофизик Стэнфордского университета Дэн Уилкинс заметил интригующую закономерность.

Он наблюдал серию ярких рентгеновских вспышек, интересных, но не беспрецедентных, а затем телескопы зафиксировали нечто неожиданное: дополнительные рентгеновские вспышки, которые были меньше, позже и разных «цветов», чем яркие вспышки. Согласно теории, эти световые эхо соответствовали рентгеновским лучам, отраженным позади черной дыры, но даже базовое понимание черных дыр говорит нам, что это стр...
29.07.21 09:37
Астрономы показали образование планет в двойных системах

Астрономы разработали наиболее реалистичную на сегодняшний день модель образования планет в двойных звездных системах.

Исследователи из Кембриджского университета и Института внеземной физики Макса Планка показали, как экзопланеты в двойных звездных системах возникли, не будучи разрушенными в хаотичной среде рождения. Они изучили тип двойной системы, в которой меньшая звезда-компаньон вращается вокруг большей родительской звезды примерно раз в 100 лет - наш ближайший сосед, Альфа Центавра, является примером такой...