VLT наблюдал за проходящим мимо Земли двойным астероидом

Уникальные возможности инструмента SPHERE на Very Large Telescope позволили ему получить самые четкие изображения двойного астероида, когда он пролетел мимо Земли 25 мая.

Хотя этот астероид сам по себе не являлся угрозой для планеты, ученые использовали возможность отрепетировать реакцию на опасный околоземный объект, доказав, что передовая технология Европейской южной обсерватории (ESO) может иметь решающее значение для защиты планет.

Международная сеть предупреждений об астероидах (IAWN) координировала межорганизационную кампанию по наблюдению за астероидом 1999 KW4, когда он пролетал над Землей, достигнув минимального расстояния 5,2 млн. км 25 мая 2019 года. Ширина 1999 KW4 около 1,3 км и он не представлял какого-либо риска для Земли. Поскольку его орбита хорошо известна, ученые смогли предсказать этот пролёт и подготовить кампанию наблюдений.

ESO присоединилась к кампании со своим флагманским Very Large Telescope (VLT). VLT оборудован SPHERE - одним из немногих инструментов в мире, способных получать изображения достаточно четкие, чтобы различить два компонента астероида, которые находятся на расстоянии около 2,6 км.

SPHERE была разработана для наблюдения экзопланет; его современная система адаптивной оптики корректирует турбулентность атмосферы, обеспечивая такие четкие изображения, как если бы телескоп находился в космосе. Он также оснащен коронографами для уменьшения яркости звезд, обнажая слабые орбитальные экзопланеты.

Получив паузу от своей обычной ночной охоты на экзопланеты, данные SPHERE помогли астрономам охарактеризовать двойной астероид. В частности, теперь можно узнать, имеет ли меньший спутник тот же состав, что и у более крупного объекта.

«В сочетании с данными, полученными от других телескопов в рамках кампании IAWN, информация будет важна для оценки эффективных стратегий отклонения в случае, если будет обнаружен астероид на пути столкновения с Землей», - пояснил астроном ESO Оливье Хейнот. «В худшем случае, это знание также необходимо для предсказания того, как астероид взаимодействует с атмосферой и поверхностью Земли, что позволит нам уменьшить ущерб в случае столкновения».

«Двойной астероид летел к Земле со скоростью более 70 000 км/ч, что затрудняло его наблюдение с помощью VLT», сказал Диего Паррагес. Ему пришлось использовать весь свой опыт, чтобы привязаться к быстрому астероиду и захватить его с помощью SPHERE.

Матиас Джонс, еще один астроном VLT, участвовавший в этих наблюдениях, подробно остановился на трудностях. «Во время наблюдений атмосферные условия были немного нестабильными. Кроме того, астероид был относительно слаб и очень быстро двигался по небу, что усложняло эти наблюдения и несколько раз вызвало сбой системы адаптивной оптики. Было замечательно видеть, что наша тяжелая работа окупается, несмотря на трудности!»

Хотя 1999 KW4 не является угрозой удара, он имеет поразительное сходство с другой двойной системой астероидов Дидим, которая может представлять угрозу для Земли в далеком будущем.

Дидим (Didymos) и его спутник, получивший прозвище Дидимун (Didymoon), станут целью будущего эксперимента по планетарной обороне. Космический корабль DART (НАСА) будет воздействовать на Дидимун, пытаясь изменить его орбиту вокруг более крупного Дидима, чтобы проверить возможность отклонения астероидов. После воздействия, миссия Гера (ESA) проведет обследование астероидов Дидим в 2026 году для сбора ключевой информации, включая массу Дидимун, свойства его поверхности и форму кратера DART.

Успех таких миссий зависит от сотрудничества между организациями, и отслеживание околоземных объектов является основным направлением сотрудничества между ESO и ESA. Эти совместные усилия продолжаются с момента их первого успешного отслеживания потенциально опасного околоземного объекта в начале 2014 года.

«Мы рады играть важную роль в защите Земли от астероидов», - сказал Ксавьер Барконс, генеральный директор ESO. «Помимо использования сложных возможностей VLT, мы работаем с ESA для создания прототипа большой сети, чтобы вывести обнаружение астероидов, отслеживание и характеристику на новый уровень».

Эта недавняя близкая встреча с 1999 KW4 произошла всего за месяц до Дня астероидов, официального дня образования и осведомленности ООН об астероидах, который будет отмечаться 30 июня. Мероприятия пройдут на пяти континентах, и ESO войдет в число крупнейших астрономических организаций, принимающих в них участие. Ежедневно в планетарии и туристическом центре ESO Supernova пройдет целый ряд мероприятий на тему астероидов, и людей приглашаются присоединиться к празднованию.

Довольно интересно

Теория относительности Эйнштейна, важная для GPS, наблюдается в далеких звездах

Что общего у Альберта Эйнштейна, глобальной системы позиционирования (GPS) и пары звёзд в 29 000 световых лет от Земли?

Ответ заключается в эффекте Общей теории относительности Эйнштейна, называемом «гравитационное красное смещение», когда свет смещается в более красные цвета из-за силы тяжести. Используя рентгеновскую обсерваторию Чандра, астрономы обнаружили явление в двух звездах, вращающихся вокруг друг друга в нашей галактике на расстоянии около 29 000 световых лет (200 000 триллионов миль) от Земли. Хотя эти ...
23.10.20 18:21
SpaceX откладывает следующий запуск спутников Starlink

Компания SpaceX отменила запуск ракеты Falcon 9 с 60 новыми интернет-спутниками Starlink в четверг (22 октября) из-за проблем с обеспечением безопасности полёта.

Ракета Falcon 9 находилась менее чем в 15 минутах от старта, когда авиадиспетчеры отменили полет. Запуск был назначен на 18.14 по московскому времени с стартового комплекса SLC-40 на мысе Канаверал, Флорида. «Отказ от сегодняшнего запуска Starlink даст дополнительное время для работы по обеспечению миссии: объявим о следующей возможности запуска после подтверждения в комплексе», - написали предст...
22.10.20 22:15
Зонд Osiris-Rex выполнил свою историческую миссию

После четырехлетнего путешествия роботизированный космический корабль Osiris-Rex спустился к усыпанной валунами поверхности астероида Бенну, приземлившись на несколько секунд для сбора образцов горных пород и пыли в 330 миллионах километров от Земля.

В прошлом году Японии удалось с помощью зонда Hayabusa2 собрать немного пыли с другого астероида, Рюгу, и сейчас он возвращается домой. С помощью Osiris-Rex НАСА надеется собрать гораздо больший образец, 60 граммов, который позволит выявить оригинальные ингредиенты Солнечной системы. Космический корабль размером с большой фургон находился на высоте около километра над Бенну. Во вторник инженеры Н...
21.10.20 16:35
Ультрафиолет проливает свет на истоки Солнечной системы

В поисках истоков нашей системы международная группа исследователей сравнила состав Солнца с составом самых древних материалов, которые образовались в нашей Солнечной системе, с тугоплавкими включениями в неметаморфизованных метеоритах.

Анализируя изотопы кислорода (разновидности элементов, которые имеют несколько дополнительных нейтронов) этих тугоплавких включений, исследовательская группа определила, что различия в составе между Солнцем, планетами и другими материалами Солнечной системы были унаследованы от существовавшего протосолнечного молекулярного облака еще до Солнечной системы. Результаты исследования недавно были опубл...