Гигантский гавайский телескоп сфокусируется на загадках Вселенной

Есть ли жизнь на планетах за пределами Солнечной системы? Как формировались звезды и галактики в первые годы существования Вселенной? Как черные дыры формируют галактики?

Ожидается, что ученые изучат эти и другие фундаментальные вопросы о Вселенной, когда заглянут вглубь ночного неба, используя новый телескоп, расположившийся на вершине самой высокой горы Гавайев.

Пока Тридцатиметровый телескоп (Thirty Meter Telescope, TMT) находится в процессе строительства. А протестующие из числа коренных жителей Гавайских островов пытались помешать его началу (15 июля), перекрыв дорогу к горе. Они уверены, что установка еще одной обсерватории на вершине Мауна-Кеа еще больше осквернит место, которое они считают священным. Активисты боролись с телескопом, стоимостью 1,4 миллиарда долларов, но Верховный суд штата постановил, что его можно построить.

Вот несколько ответов на вопросы об этом гиганте.

Почему телескоп будет таким мощным?

Большой размер зеркала телескопа означает, что он будет собирать больше света, позволяя ему видеть слабые, далекие объекты, такие как звезды и галактики, возраст которых достигает 13 миллиардов лет.

Телескоп получил свое название от размера зеркала, которое будет 30 метров (98 футов) в диаметре. Это в 3 раза шире, чем у самого большого в мире телескопа видимого света. Адаптивная оптика исправит эффект размытия из-за земной атмосферы.

Телескоп будет более чем в 200 раз более чувствительным, чем нынешние телескопы, и способен видеть объекты в 12 раз четче, чем космический телескоп Хаббл.

Какие исследования будет проводить телескоп?

«Далекие планеты. За последние 20 лет астрономы обнаружили, что для планет характерно вращаться вокруг других звезд во Вселенной. Но они мало знают о том, на что похожи эти экзопланеты. Новый телескоп позволит ученым определить, содержит ли их атмосфера водяной пар или метан, что может указывать на наличие жизни. Впервые в истории мы сможем обнаружить внеземную жизнь», - сказал Кристоф Думас, руководитель отдела TMT.

Новый телескоп будет использовать специальную оптику для подавления света звезд. Он сравнил технику с тем, как можно закрыть большим пальцем яркий уличный фонарь на расстоянии, а затем увидел насекомых, кружащихся в тусклом свете.

Черные дыры. Черные дыры в центре большинства галактик настолько плотные, что ничто не может избежать их гравитационного притяжения. Андреа Гез, профессор физики и астрономии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, открывшая черную дыру нашей галактики, сказала, что по мнению ученых, черные дыры играют фундаментальную роль в том, как галактики образуются и развиваются. Но до сих пор астрономам удалось детально наблюдать эту динамику только в Млечном Пути, потому что следующая галактика находится в 100 раз дальше.

Тридцатиметровый телескоп позволит ученым более детально изучить больше галактик и больше черных дыр.

Это также может поможет им понять гравитацию. Те, кто сомневается в важности, должны знать, что карты с поддержкой GPS на мобильных телефонах основаны на теориях Эйнштейна о гравитации.

«Мы думаем об этих вещах как об эзотерике. Но на самом деле, в итоге, они оказывают глубокое влияние на нашу жизнь», сказала Гез.

Темная материя и темная энергия. По словам Думаса, люди видят только около 4% всей материи во Вселенной. Темная энергия составляет около трех четвертей, а темная материя - остальное. Ни того, ни другого не видно.

«Мы понятия не имеем, что такое темная материя, и понятия не имеем, что такое темная энергия. Это большая дилемма в современном мире», - сказал Думас.

Поскольку масса деформирует пространство и свет, новый телескоп позволит измерить, как темная материя влияет на свет. Это можно сделать, изучая свет от далеких галактик. Свет будет проходить разными путями к телескопу, создавая разные изображения одного и того же объекта.

Почему Мауна-Кеа?

Погода на вершине Мауна-Кеа, как правило, идеальна для наблюдения за небом. На высоте более 4 км (14 000 футов) его пик обычно находится над облаками. Благодаря океану вокруг воздушные потоки более гладкие, и тут самая сухая атмосфера в сравнении с возможными местами.

Гора уже является домом для 13 других телескопов.

Гез использовала обсерваторию Кека, чтобы найти черную дыру нашей галактики. Другие открытия, приписываемые этим местам на протяжении многих лет, включают в себя первые изображения экзопланет и обнаружение Оумуамуа, первого объекта из межзвездного пространства, который оказался кометой из далекой звездной системы.

Следующие телескопы поколения

Два других гигантских телескопа строятся в Чили, где также есть отличные условия для астрономии.

Европейский экстремально большой телескоп (European Extremely Large Telescope, E-ELT) будет иметь основное зеркало диаметром 39 метров или 128 футов. Зеркало Гигантского Магелланова телескопа (Giant Magellan Telescope, GMT) будет 24,5 метра или 80 футов в диаметре.

Тридцатиметровый телескоп - единственный, который предполагается построить в Северном полушарии. Поскольку разные точки на Земле смотрят на разные части неба, наземные телескопы следующего поколения обеспечат ученым возможность видеть всю Вселенную.

Университеты и национальные обсерватории, поддерживающие строительство Тридцатиметрового телескопа, выбрали испанские Канарские острова в качестве резервной площадки на случай, если строительство на Гавайях будет невозможно.

Переработанные отходы целлюлозных заводов придают цементу прочность и эластичность

Целлюлозные заводы производят значительное количество отходов, и ученые довольно творчески подходят к тому, как их можно использовать.

Последний пример исходит от исследователей Университета Британской Колумбии (UBC), которые использовали отходы целлюлозного завода в качестве наполнителя для цемента, который оказался более прочным и устойчивым. Отходы, лежащие в основе этого прорыва, известны как зола уноса целлюлозных заводов (PFA), которую целлюлозно-бумажная промышленность Северной Америки производит более миллиона тонн ежего...
11.04.21 16:09
Вертолет Ingenuity готов к первому полету на Марсе

Летательный аппарат НАСА может совершить свой первый полет над Красной планетой в течение двух дней после успешного первоначального испытания роторов, сообщило в пятницу космическое агентство США.

Текущий план первой в истории попытки управляемого полета на другой планете заключается в том, чтобы 1,8 килограммовый вертолет Ingenuity взлетел с марсианского кратера Джезеро в воскресенье в 22:54 по восточному времени США (05:54 по мск в понедельник) и зависнуть на высоте 3 метров над поверхностью в течение получаса, сообщило НАСА. «С вертолетом все хорошо», - сказал Тим Кэнхэм, руководитель о...
10.04.21 16:05
Ежегодно на Землю падает более 5000 тонн внеземной пыли

Ежегодно наша планета сталкивается с пылью комет и астероидов. Частицы межпланетной пыли проходят через атмосферу и порождают падающие звезды. Некоторые из них достигают земли в виде микрометеоритов.

Международная программа, проводимая в течение почти 20 лет учеными из CNRS, Университета Париж-Сакле и Национального музея естественной истории при поддержке Французского полярного института, определила, что 5200 тонн микрометеоритов в год достигают земли. Исследование будет опубликовано в журнале Earth & Planetary Science Letters. Микрометеориты всегда падали на нашу планету. Частицы межплан...
09.04.21 16:41
Химический отпечаток первой транзитной экзопланеты показал ее далекое место рождения

Астрономы нашли доказательства, что первая экзопланета, идентифицированная как проходящая перед звездой, могла мигрировать на близкую орбиту со звездой от своего первоначального места рождения.

Анализ атмосферы планеты, проведенный группой ученых из Университета Уорвика, позволил идентифицировать химический отпечаток планеты, которая сформировалась гораздо дальше от своего солнца, чем она находится в настоящее время. Это подтверждает предыдущее мнение о том, что планета переместилась в свое текущее положение после формирования, всего на 7 миллионов км от своего Солнца или эквивалент 1/20...
08.04.21 14:55
Вертолет Ingenuity готов к первому полету на Марсе

10.04.21 16:05
Ежегодно на Землю падает более 5000 тонн внеземной пыли

09.04.21 16:41

08.04.21 14:55
Ученые связывают солнечную изменчивость с началом Ла-Нинья

Новое исследование показывает корреляцию между окончанием солнечных циклов и переходом от условий Эль-Ниньо к условиям Ла-Нинья в Тихом океане, предполагая, что солнечная изменчивость может влиять на сезонную изменчивость погоды на Земле.

Если связь, изложенная в журнале Earth and Space Science, подтвердится, это может значительно улучшить предсказуемость крупнейших событий Эль-Ниньо и Ла-Нинья, которые имеют ряд сезонных климатических эффектов на суше. Например, на юге США во время Ла-Ниньи обычно теплее и суше, а на севере США - холоднее и влажнее. «Энергия Солнца является основным двигателем всей нашей земной системы и делает в...