Гигантский гавайский телескоп сфокусируется на загадках Вселенной

Есть ли жизнь на планетах за пределами Солнечной системы? Как формировались звезды и галактики в первые годы существования Вселенной? Как черные дыры формируют галактики?

Ожидается, что ученые изучат эти и другие фундаментальные вопросы о Вселенной, когда заглянут вглубь ночного неба, используя новый телескоп, расположившийся на вершине самой высокой горы Гавайев.

Пока Тридцатиметровый телескоп (Thirty Meter Telescope, TMT) находится в процессе строительства. А протестующие из числа коренных жителей Гавайских островов пытались помешать его началу (15 июля), перекрыв дорогу к горе. Они уверены, что установка еще одной обсерватории на вершине Мауна-Кеа еще больше осквернит место, которое они считают священным. Активисты боролись с телескопом, стоимостью 1,4 миллиарда долларов, но Верховный суд штата постановил, что его можно построить.

Вот несколько ответов на вопросы об этом гиганте.

Почему телескоп будет таким мощным?

Большой размер зеркала телескопа означает, что он будет собирать больше света, позволяя ему видеть слабые, далекие объекты, такие как звезды и галактики, возраст которых достигает 13 миллиардов лет.

Телескоп получил свое название от размера зеркала, которое будет 30 метров (98 футов) в диаметре. Это в 3 раза шире, чем у самого большого в мире телескопа видимого света. Адаптивная оптика исправит эффект размытия из-за земной атмосферы.

Телескоп будет более чем в 200 раз более чувствительным, чем нынешние телескопы, и способен видеть объекты в 12 раз четче, чем космический телескоп Хаббл.

Какие исследования будет проводить телескоп?

«Далекие планеты. За последние 20 лет астрономы обнаружили, что для планет характерно вращаться вокруг других звезд во Вселенной. Но они мало знают о том, на что похожи эти экзопланеты. Новый телескоп позволит ученым определить, содержит ли их атмосфера водяной пар или метан, что может указывать на наличие жизни. Впервые в истории мы сможем обнаружить внеземную жизнь», - сказал Кристоф Думас, руководитель отдела TMT.

Новый телескоп будет использовать специальную оптику для подавления света звезд. Он сравнил технику с тем, как можно закрыть большим пальцем яркий уличный фонарь на расстоянии, а затем увидел насекомых, кружащихся в тусклом свете.

Черные дыры. Черные дыры в центре большинства галактик настолько плотные, что ничто не может избежать их гравитационного притяжения. Андреа Гез, профессор физики и астрономии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, открывшая черную дыру нашей галактики, сказала, что по мнению ученых, черные дыры играют фундаментальную роль в том, как галактики образуются и развиваются. Но до сих пор астрономам удалось детально наблюдать эту динамику только в Млечном Пути, потому что следующая галактика находится в 100 раз дальше.

Тридцатиметровый телескоп позволит ученым более детально изучить больше галактик и больше черных дыр.

Это также может поможет им понять гравитацию. Те, кто сомневается в важности, должны знать, что карты с поддержкой GPS на мобильных телефонах основаны на теориях Эйнштейна о гравитации.

«Мы думаем об этих вещах как об эзотерике. Но на самом деле, в итоге, они оказывают глубокое влияние на нашу жизнь», сказала Гез.

Темная материя и темная энергия. По словам Думаса, люди видят только около 4% всей материи во Вселенной. Темная энергия составляет около трех четвертей, а темная материя - остальное. Ни того, ни другого не видно.

«Мы понятия не имеем, что такое темная материя, и понятия не имеем, что такое темная энергия. Это большая дилемма в современном мире», - сказал Думас.

Поскольку масса деформирует пространство и свет, новый телескоп позволит измерить, как темная материя влияет на свет. Это можно сделать, изучая свет от далеких галактик. Свет будет проходить разными путями к телескопу, создавая разные изображения одного и того же объекта.

Почему Мауна-Кеа?

Погода на вершине Мауна-Кеа, как правило, идеальна для наблюдения за небом. На высоте более 4 км (14 000 футов) его пик обычно находится над облаками. Благодаря океану вокруг воздушные потоки более гладкие, и тут самая сухая атмосфера в сравнении с возможными местами.

Гора уже является домом для 13 других телескопов.

Гез использовала обсерваторию Кека, чтобы найти черную дыру нашей галактики. Другие открытия, приписываемые этим местам на протяжении многих лет, включают в себя первые изображения экзопланет и обнаружение Оумуамуа, первого объекта из межзвездного пространства, который оказался кометой из далекой звездной системы.

Следующие телескопы поколения

Два других гигантских телескопа строятся в Чили, где также есть отличные условия для астрономии.

Европейский экстремально большой телескоп (European Extremely Large Telescope, E-ELT) будет иметь основное зеркало диаметром 39 метров или 128 футов. Зеркало Гигантского Магелланова телескопа (Giant Magellan Telescope, GMT) будет 24,5 метра или 80 футов в диаметре.

Тридцатиметровый телескоп - единственный, который предполагается построить в Северном полушарии. Поскольку разные точки на Земле смотрят на разные части неба, наземные телескопы следующего поколения обеспечат ученым возможность видеть всю Вселенную.

Университеты и национальные обсерватории, поддерживающие строительство Тридцатиметрового телескопа, выбрали испанские Канарские острова в качестве резервной площадки на случай, если строительство на Гавайях будет невозможно.

Новое понимание звездообразования в самых маленьких галактиках

Вопрос о том, насколько маленькие карликовые галактики способствовали формированию новых звезд на протяжении всей Вселенной, долгое время сбивал с толку мировых астрономов.

Теперь международная исследовательская группа обнаружила, что спящие маленькие галактики могут медленно накапливать газ в течение многих миллиардов лет. Когда этот газ внезапно коллапсирует под собственным весом, могут возникать новые звезды. Новая работа опубликована в Monthly Notices Королевского астрономического общества. В нашей Вселенной около двух тысяч миллиардов галактик, и, в то время ка...
12.08.20 23:23
Охотник на планеты НАСА завершил свою основную миссию

4 июля спутник НАСА для исследования транзитных экзопланет (TESS) завершил свою основную миссию, сфотографировав около 75% звездного неба в рамках двухлетнего исследования.

Запечатлевая эту гигантскую мозаику, TESS обнаружил 66 новых экзопланет или миров за пределами нашей Солнечной системы, а также около 2100 кандидатов, над подтверждением которых работают астрономов. «TESS производит поток высококачественных наблюдений, предоставляющих ценные данные по широкому кругу научных тем», - сказала Патрисия Бойд, научный сотрудник проекта TESS в Центре космических полетов...
11.08.20 22:47
Церера - это океанический мир

Карликовая планета Церера, долгое время считавшаяся бесплодной космической скалой, представляет собой океанический мир с резервуарами морской воды под поверхностью. Такие результаты показала крупная исследовательская миссия.

Церера - самый большой объект в поясе астероидов между Марсом и Юпитером, обладающий собственной гравитацией, что позволяет космическому кораблю НАСА Dawn получать изображения его поверхности с высоким разрешением. Группа ученых из США и Европы проанализировала изображения, переданные с орбитального аппарата, сделанные примерно в 35 километрах (22 милях) от астероида. Они сфокусировались на крат...
10.08.20 22:16
Беспроводное электричество стало реальностью

Стартап Emrod заявил, что может передавать электроэнергию на большие расстояния без использования медного провода.

Энергетический стартап Emrod сообщил, что приносит в Новую Зеландию беспроводное электричество, спустя более века после того, как Никола Тесла впервые продемонстрировал, что это возможно. Как и для наиболее эффективных спутниковых подключений к Интернету, каналу Emrod требуется только прямая видимость. В своем заявлении основатель Emrod Грег Кушнир говорит, что его мотивировал особый набор возмож...
09.08.20 14:06
Новое понимание звездообразования в самых маленьких галактиках

12.08.20 23:23
Охотник на планеты НАСА завершил свою основную миссию

11.08.20 22:47
Церера - это океанический мир

10.08.20 22:16
OSIRIS-REx готовится к последней репетиции взятия проб

Космический корабль НАСА OSIRIS-Rex готовится к последней репетиции перед приземлением этой осенью на астероиде Бенну, чтобы подцепить кусок космического камня.

OSIRIS-REx, который находится на орбите Бенну с 2018 года, стал первым космическим аппаратом НАСА для отбора проб астероидов. Зонд должен отработать последовательность приземления во второй раз во вторник, 11 августа. Во время тренировочной сессии космический корабль отрепетирует сбор образцов методом касания и движения, аналогичный репетиции миссии 14 апреля, на которой отрабатывались первые два...