Обсерватория Чандра празднует день рождения

Прошло уже 20 лет с момента запуска рентгеновской обсерватории НАСА Чандра, дарящей нам самые четкие рентгеновские снимки.

Названная в честь покойного нобелевского лауреата Субрахманьяна Чандрасекара, индийско-американского астрофизика, обсерватория была запущена 23 июля 1999 года. Она отправилась в космос на борту шаттла «Колумбия», и с тех пор вращается вокруг Земли и наблюдает за небом. В ознаменование годовщины НАСА выпустило 6 новых изображений от Чандры, показывающих все - от света маленьких звезд до структуры огромных скоплений галактик.

«Чандра остается бесподобной в своей способности находить и изучать источники рентгеновского излучения», говорится в заявлении Белинды Уилкс, директора рентгеновского центра Chandra. «Поскольку практически каждый астрономический источник излучает рентгеновские лучи, нам необходима Чандра для полного обзора и понимания нашей Вселенной».

Миссия Чандры развивалась с нашим пониманием пространства. Когда она была запущена два десятилетия назад, было известно лишь несколько экзопланет. Сегодня Чандра обычно смотрит на то, как излучение звезд влияет на планеты, вращающиеся вокруг них. Гравитационные волны (массивная рябь в пространстве-времени) были лишь теорией в 1999 году, но теперь Чандра наблюдает за результатом слияний чёрных дыр и другими событиями.

Телескоп также занимается изучением темной энергии - плохо изученного явления, которое составляет большую часть нашей Вселенной.

Лебедь OB2 - полна массивных молодых звезд, которые довольно быстро умирают. Данные Чандры показаны красным цветом и точками синего цвета. Пятна синего цвета наблюдались с помощью телескопа Newton, а оранжевые данные собирались в инфракрасном диапазоне с помощью телескопа Spitzer.

NGC 604

Это изображение объединяет данные от рентгеновской обсерватории Чандра (синий цвет) и космического телескопа Хаббл (пурпурный) о области звездообразования NGC 604.

G292.0+1.8

Взгляд Чандры на остаток сверхновой G282.0 + 1.8, который содержит необычно большое количество кислорода.

Abell 2146 - это массивная структура, которая образовалась при столкновении двух скоплений галактик. Данные Чандры показаны синим с наложением на данные Хаббла.

Млечный Путь

Составное изображение центра Млечного Пути показывает данные Чандры зеленым и синим цветом. Красные данные были получены с помощью телескопа MeerKAT, расположенного в Южной Африке.

Туманность Тарантул

Эта массивная область звездообразования около Млечного Пути называется туманностью Тарантул. Данные для этого изображения собирались 24 дня в течение двух лет.

Идея создания Чандры появилась более чем 40 лет назад, к первоначальному предложению Риккардо Джаккони и Харви Тананбаума в 1976 году. Джаккони получил Нобелевскую премию по физике 2002 года за вклад в рентгеновскую астрономию, а Тананбаум был первым директором Chandra X-Ray Center, в котором работает прибор.

На сегодняшний день телескоп работает хорошо после того, как в конце 2018 года отключил один из гироскопов. Ожидается, что Чандра продолжит работу как минимум до 2024 года, после чего возможны 2 трехлетних контракта.

На Энцеладе был замечен свежий лед в северном полушарии

Ученые использовали данные, собранные космическим аппаратом Кассини за 13 лет исследования системы Сатурна, чтобы сделать подробные изображения ледяной луны и выявить геологическую активность.

Новые составные изображения, сделанные с космического корабля Кассини, представляют собой наиболее подробные глобальные инфракрасные изображения спутника Сатурна Энцелада. И данные, использованные для создания этих изображений, предоставляют убедительные доказательства того, что северное полушарие Луны было покрыто льдом изнутри. Видимый и инфракрасный картографический спектрометр Кассини (VIMS) ...
21.09.20 20:15
VLBA выполнил первое прямое измерение расстояния до магнитара

Астрономы, использующие VLBA (Антенная решётка со сверхдлинными базами), провели первое прямое геометрическое измерение расстояния до магнитара в галактике Млечный Путь - измерение, которое может помочь определить, являются ли они источниками загадочных быстрых радиовсплесков (FRB).

Магнитары - это разнообразные нейтронные звезды, сверхплотные останки массивных звезд, взорвавшихся как сверхновые, с чрезвычайно сильными магнитными полями. Типичное магнитное поле магнитара в триллион раз сильнее, чем земное, что делает магнитары самыми магнитными объектами во Вселенной. Они могут испускать сильные всплески рентгеновского и гамма-излучения, и в последнее время стали ведущими кан...
19.09.20 14:33
Четыре самых многообещающих мира для инопланетной жизни в Солнечной системе

Биосфера Земли содержит все известные ингредиенты, необходимые для жизни, какой мы ее знаем. В широком смысле это: жидкая вода, по крайней мере, один источник энергии и перечень биологически полезных элементов и молекул.

Но недавнее открытие биогенного фосфина в облаках Венеры напоминает, что некоторые из этих ингредиентов существуют и в других местах Солнечной системы. Так где же другие наиболее перспективные места для внеземной жизни? Марс Марс - один из самых похожих на Землю миров Солнечной системы. У него 24,5-часовой день, полярные ледяные шапки, которые расширяются и уменьшаются в зависимости от времени г...
18.09.20 20:16
Может ли жизнь пережить смерть звезды?

Когда умирают звезды, похожие на наше Солнце, все, что остается, - это ядро ??- белый карлик. По мнению исследователей Корнельского университета, планета, вращающаяся вокруг белого карлика, дает многообещающую возможность определить, сможет ли жизнь пережить смерть своей звезды.

В исследовании, опубликованном в Astrophysical Journal Letters, они показывают, как будущий космический телескоп НАСА Джеймс Уэбб сможет находить признаки жизни на землеподобных планетах, вращающихся вокруг белых карликов. Планета, вращающаяся вокруг маленькой звезды, производит сильные атмосферные сигналы, когда проходит впереди или мимо своей звезды. Белые карлики доводят это до крайности: они ...
17.09.20 18:49
На Энцеладе был замечен свежий лед в северном полушарии

21.09.20 20:15
VLBA выполнил первое прямое измерение расстояния до магнитара

19.09.20 14:33
Четыре самых многообещающих мира для инопланетной жизни в Солнечной системе

18.09.20 20:16
Может ли жизнь пережить смерть звезды?

17.09.20 18:49