Индия теряет связь с Луной

Космическая программа Индии сильно пострадала после потери контакта с беспилотным кораблем за несколько секунд до того, как он должен был совершить историческую мягкую посадку на Луну.

В Бангалоре премьер-министр Нарендра Моди стремился утешить ученых и ошеломленную нацию из-за потери контроля над миссиями, заявив, что Индия все еще «горда», и крепко обнял главу космического агентства.

Взлетая в июле, зарождающийся азиатский гигант надеялся стать четвертой страной после США, России и регионального соперника Китая, совершившей успешную посадку на Луну, и первой на лунном Южном полюсе.

Но ночью в субботу, когда Моди и миллионы людей по всей стране затаив дыхание наблюдали за посадкой, аппарат Vikram (Викрам), названный в честь отца космической программы Индии, замолчал на высоте 2,1 километра над поверхностью Луны.

По словам председателя Индийской организации космических исследований (ISRO) Кайласавадивоо Сивана, спуск аппарата происходил «как запланировано, и наблюдалась его нормальная работа».

«Впоследствии связь между посадочным аппаратом и наземной станцией была потеряна», - сказал он после первоначальных аплодисментов, превратившихся в недоумение в операционном зале. «Данные анализируются».

По словам ISRO, орбитальный аппарат Chandrayaan-2, который будет кружить и изучать Луну в течение года, «цел, не поврежден, нормально и безопасно функционирует на лунной орбите».

Индийские СМИ поддержали Моди, процитировав информационный бюллетень НАСА, в котором говорится, что из 109 лунных миссий за последние шесть десятилетий 48 потерпели неудачу.

Чандраян-2 взлетел 22 июля, неся с собой орбитальный аппарат, посадочный аппарат и луноход, почти полностью спроектированный и изготовленный в Индии - миссия стоила относительно скромные 140 миллионов долларов - через неделю после того, как первоначальный запуск был отменен.

Перед мягкой посадкой ISRO признала, что это сложный маневр, который Сиван назвал «15 минутами ужаса». В посадочном аппарате находился луноход Pragyan, который должен был включиться через несколько часов после приземления, чтобы изучить поверхность Луны, в том числе для поиска воды.

По словам Матье Вайса, представителя французского космического агентства CNES в Индии, это жизненно важно для определения того, могут ли люди длительно находиться на Луне. Это означало бы, что однажды Луна сможет использоваться в качестве пит-стопа на пути к Марсу.

В марте Моди приветствовал Индию как «космическую сверхдержаву» после того, как сбил низкоорбитальный спутник, что вызвало критику за количество «космического мусора».

Третья по величине экономика Азии также надеется использовать коммерческие возможности космоса. Китай в январе стал первым, кто высадил ровер на противоположной стороне Луны. В апреле попытка Израиля потерпела неудачу в последнюю минуту, когда корабль потерпел крушение на поверхности Луны.

Индия также готовит Gaganyaan - свою первую пилотируемую космическую миссию, и хочет посадить зонд на Марсе.

В 2014 году она стала четвертой страной, которая вывела спутник на орбиту Марса, а в 2017 году космическое агентство Индии запустило 104 спутника в одной миссии.

Главный научный советник страны К. Виджай Рагхаван в Твиттере назвал Chandrayaan -2 «очень сложным и значительным технологическим скачком от предыдущих миссий ISRO».

По его словам, орбитальный аппарат поможет Индии лучше понять эволюцию Луны, составляя карту минералов и молекул воды, "используя 8 современных научных инструментов".

В заявлении ISRO, опубликованном в субботу, говорится, что «точный запуск и управление полетами обеспечили долгий срок службы - почти 7 лет вместо запланированного года».

«У камеры орбитального аппарата наиболее высокое разрешение (0,3м) на сегодняшний день среди любой лунной миссии и она будет делать изображения с высоким разрешением, которые будут чрезвычайно полезны для мирового научного сообщества», - добавила ISRO.

Новые измерения показывают, что на Луне опасный уровень радиации

Будущие исследователи Луны будут подвергаться облучению в 2-3 раза больше, чем астронавты на борту Международной космической станции, что представляет опасность для здоровья, для защиты от которой потребуются укрытия с толстыми стенами.

В исследовании отмечается, что посадочный модуль Китая на обратной стороне Луны обеспечивает первые полные измерения радиационного воздействия на поверхности Луны, что является важной информацией для НАСА и других организаций, стремящихся отправить астронавтов на Луну. Китайско-немецкая группа сообщила о радиационных данных, собранных спускаемым аппаратом Chang'e 4 (в честь китайской богини луны)...
26.09.20 19:03
Гигантская черная дыра M87* сверкает

В прошлом году мир впервые взглянул на реальное прямое изображение тени черной дыры.

Теперь, оглядываясь на более ранние, более рудиментарные изображения, ученые обнаружили доказательства того, что кольцо вокруг M87* колеблется, из-за чего кажется, будто она блестит. Исторический снимок прошлого года стал результатом кропотливой работы, который довел нашу технологию наблюдений до предела. Это было кульминацией многолетних усилий и планирования, но окончательный снимок был составл...
25.09.20 20:11
Странные бури на Юпитере

На южном полюсе Юпитера таится поразительное зрелище даже для планеты-гиганта, покрытой красочными полосами, с большим красным пятном. Внизу у южного полюса планеты находится группа бурных штормов, расположенных в необычной геометрической форме.

С тех пор, как они были впервые обнаружены космическим зондом НАСА Juno в 2019 году, штормы стали для ученых загадкой. Штормы аналогичны ураганам на Земле. Но на нашей планете ураганы не собираются на полюсах и не кружатся друг вокруг друга в форме пятиугольника или шестиугольника, как это делают штормы Юпитера. Исследовательская группа, работающая в лаборатории Энди Ингерсолла, профессора планет...
24.09.20 23:33
Индийские астрономы открыли 70 новых переменных звезд

Астрономы из Индии провели долгосрочное исследование фотометрической переменности рассеянного скопления NGC 559. В результате там они обнаружили 70 новых переменных звезд.

Звездные скопления предлагают отличные возможности для изучения звездной эволюции, поскольку представляют собой совокупность звезд с похожими свойствами, например, возрастом, расстоянием и начальным составом. В частности, астрономы часто ищут переменные звезды в скоплениях молодого и среднего возраста, что может иметь значение для улучшения понимания звезд до главной последовательности (PMS) и, сл...