Экзопланеты: поиск жизни за пределами Солнечной системы

В этом году Нобелевскую премию по физике вручили швейцарским астрономам Мишелю Майор и Дидье Кело, которые доказали существование планеты, вращающейся вокруг звезды далеко за пределами Солнечной системы.

Их находка вызвала серию открытий экзопланет, часто особенных, которые не имеют ничего общего с девятью планетами, вращающимися вокруг нашего Солнца.

Итак, немного информации по поиску далеких планет, которые могли бы поддерживать какую-то форму жизни - не обязательно той, какую мы знаем.

Любая планета за пределами Солнечной системы считается экзопланетой. В теории все давно знали о том, что они существуют, они описывались и в исследовательских лабораториях, и в популярной культуре, но до 1995 года никто не смог доказать, что они существуют.

Направив свои телескопы на солнцеподобную звезду 51 Пегас, Майор и Кело обнаружили, что она колеблется - излучаемый свет был синим, когда приближался, и красным, когда удалялся.

Это доказало, что что-то кружит вокруг звезды, но они не могли увидеть это непосредственно, так как звезда находится на расстоянии 50 световых лет от Земли.

Тем не менее они смогли подтвердить, что планета газообразная и такая же большая, как Юпитер, но находится очень близко к звезде (у нее четырехдневная орбита) и очень горячая.

«Мы думали, что другие системы будут похожи на нашу», - заявил Ульф Даниэльссон из Нобелевского комитета по физике, представляя награду во вторник. «Мы были неправы».

По данным архива экзопланет НАСА, сегодня насчитывается 4057 подтвержденных экзопланет и примерно столько же вероятных кандидатов. Подавляющее большинство планет гораздо больше, чем планеты Солнечной системы: здесь насчитываются более тысячи ледяных гигантов, около 1000 газовых гигантов и суперземель с массами, многократно превышающими массу Земли.

Есть только около 350 небольших планет с массой, как у Земле, и лишь немногие из них находятся в «умеренной» зоне, которая допускала бы присутствие жидкой воды - ключевого ингредиента для знакомой нам жизни. Но это только те планеты, которые обнаружили ученые: по данным нескольких исследований, только в нашей галактике может быть триллион экзопланет.

Во Вселенной может быть столько экзопланет, сколько звезд.

Есть несколько способов найти планеты, которые нельзя наблюдать непосредственно, часто из-за слишком яркого света их звезд, условно говоря, блокирующего небольшие объекты поблизости.

Метода Доплера. Включает в себя поиск изменений в цветовом спектре, излучаемом звездой из-за гравитационного притяжения одной или нескольких невидимых планет.

Если эти закономерности регулярные и циклические, что соответствует крошечному колебанию звезды, скорее всего, они вызваны планетой. Почти 18% экзопланет были найдены таким образом.

Транзитный метод. Когда планета проходит непосредственно между звездой и наблюдателем, она ??уменьшает яркость света звезды на крошечную, но измеримую величину. Этот метод до сих пор был самым успешным - космический корабль НАСА Кеплер использовал его для поиска планет-кандидатов с 2009 по 2013 год, и около 80% всех экзопланет были найдены таким образом.

Совсем недавно в 2018 году был запущен спутник НАСА TESS, способный анализировать гораздо более яркие звезды для малых планет, а европейский спутник CHEOPS, который стремится улучшить анализ известных экзопланет, должен быть запущен в ближайшие недели.

Прямое наблюдение. Сфотографировать экзопланету перед звездой сродни попытке сфотографировать микроскопическую пылинку на светящейся лампочке. Но, удаляя ослепительные блики звезды, астрономы могут сделать изображение.

Только чуть более 1% экзопланет были обнаружены таким образом.

Гравитационное микролинзирование. В этой технике свет от далекой звезды изгибается и фокусируется под действием силы тяжести, когда вращающаяся планета проходит между звездой и Землей. Гравитация планеты и звезды фокусируют световые лучи экзопланеты на наблюдателя так же, как лупа фокусирует солнечный свет. Только несколько экзопланет были обнаружены с помощью этого метода.

Из обнаруженных на сегодняшний день экзопланет только несколько находятся в зоне Златовласки: не настолько горячей, чтобы вода испарялась, и не такой холодной, чтобы она замерзала.

Жизнь на Земле немыслима без атмосферы, содержащей кислород, необходимый для выживания. Атмосфера также защищает от повреждения высокоэнергетическим излучением от ультрафиолета и рентгеновских лучей Солнца.

Но без четкого понимания возникновения жизни на Земле, можно предполагать, что живые существа в других частях Вселенной могли выжить и процветать в газах, химических веществах или температурах, которые были бы смертельными для нас.

НАСА дало разрешение на первый полет SpaceX с экипажем 27 мая

В пятницу НАСА дало зеленый свет запуску на следующей неделе двух астронавтов на борту корабля SpaceX - первый космический полет с экипажем с территории США за 9 лет.

Представители космического агентства США и компании Илона Маска с четверга встречались в Космическом центре Кеннеди во Флориде для окончательной проверки космической капсулы «Crew Dragon» в преддверии первой миссии 27 мая. Американские астронавты Роберт Бенкен и Дуглас Херли покинут историческую стартовую площадку 39А космического центра Кеннеди в среду в 23:33 по московскому времени и прибудут н...
24.05.20 13:13
ALMA наблюдает мерцающее сердце Млечного Пути

Комплекс ALMA обнаружил квазипериодические мерцания в миллиметровом диапазоне из черной дыры в центре Млечного пути, Sgr A *.

Команда объяснила это мерцание как вращение радио-пятен, окружающих сверхмассивную черную дыру с небольшим радиусом орбиты. Это интересная подсказка к исследованиям пространства-времени с чрезвычайной гравитацией. «Известно, что Sgr A * иногда вспыхивает в миллиметровом диапазоне», - говорит Юхей Ивата, ведущий автор статьи, опубликованной в Astrophysical Journal Letters. «С помощью ALMA мы получ...
23.05.20 15:28
Телескоп ATLAS обнаружил астероид с хвостом

Астероиды и кометы считаются разными типами небольших тел, но астрономы обнаружили объект, который кажется астероидом, а затем развивает хвост, который типичен для комет.

Система раннего предупреждения ATLAS (Asteroid Terrestrial-impact Last Alert System) обнаружила первый троянский астероид Юпитера, у которого появился кометоподобный хвост. ATLAS - это проект НАСА, использующий широкоугольные телескопы для быстрого сканирования неба на наличие представляющих угрозу для Земли астероидов. Рассматривая большую часть неба каждые две ночи, ATLAS часто находит другие ви...
22.05.20 16:19
ALMA обнаружила массивную вращающуюся галактику в ранней Вселенной

Во Вселенной, возраст которой 13,8 миллиардов лет, большинство галактик формируется постепенно, постепенно достигая своей наибольшей массы. Но не все.

Новое открытие, сделанное с помощью ALMA (Атакамская большая [антенная] решётка миллиметрового диапазона), массивной вращающейся дисковой галактики, в то время, когда возраст Вселенной составлял всего 10% нынешнего, что бросает вызов традиционным моделям формирования галактики. Галактика DLA0817g, известная как Диск Вулфа (в честь покойного астронома Артура М. Вульфа), самая отдаленная галактика...