Экзопланеты: поиск жизни за пределами Солнечной системы

В этом году Нобелевскую премию по физике вручили швейцарским астрономам Мишелю Майор и Дидье Кело, которые доказали существование планеты, вращающейся вокруг звезды далеко за пределами Солнечной системы.

Их находка вызвала серию открытий экзопланет, часто особенных, которые не имеют ничего общего с девятью планетами, вращающимися вокруг нашего Солнца.

Итак, немного информации по поиску далеких планет, которые могли бы поддерживать какую-то форму жизни - не обязательно той, какую мы знаем.

Любая планета за пределами Солнечной системы считается экзопланетой. В теории все давно знали о том, что они существуют, они описывались и в исследовательских лабораториях, и в популярной культуре, но до 1995 года никто не смог доказать, что они существуют.

Направив свои телескопы на солнцеподобную звезду 51 Пегас, Майор и Кело обнаружили, что она колеблется - излучаемый свет был синим, когда приближался, и красным, когда удалялся.

Это доказало, что что-то кружит вокруг звезды, но они не могли увидеть это непосредственно, так как звезда находится на расстоянии 50 световых лет от Земли.

Тем не менее они смогли подтвердить, что планета газообразная и такая же большая, как Юпитер, но находится очень близко к звезде (у нее четырехдневная орбита) и очень горячая.

«Мы думали, что другие системы будут похожи на нашу», - заявил Ульф Даниэльссон из Нобелевского комитета по физике, представляя награду во вторник. «Мы были неправы».

По данным архива экзопланет НАСА, сегодня насчитывается 4057 подтвержденных экзопланет и примерно столько же вероятных кандидатов. Подавляющее большинство планет гораздо больше, чем планеты Солнечной системы: здесь насчитываются более тысячи ледяных гигантов, около 1000 газовых гигантов и суперземель с массами, многократно превышающими массу Земли.

Есть только около 350 небольших планет с массой, как у Земле, и лишь немногие из них находятся в «умеренной» зоне, которая допускала бы присутствие жидкой воды - ключевого ингредиента для знакомой нам жизни. Но это только те планеты, которые обнаружили ученые: по данным нескольких исследований, только в нашей галактике может быть триллион экзопланет.

Во Вселенной может быть столько экзопланет, сколько звезд.

Есть несколько способов найти планеты, которые нельзя наблюдать непосредственно, часто из-за слишком яркого света их звезд, условно говоря, блокирующего небольшие объекты поблизости.

Метода Доплера. Включает в себя поиск изменений в цветовом спектре, излучаемом звездой из-за гравитационного притяжения одной или нескольких невидимых планет.

Если эти закономерности регулярные и циклические, что соответствует крошечному колебанию звезды, скорее всего, они вызваны планетой. Почти 18% экзопланет были найдены таким образом.

Транзитный метод. Когда планета проходит непосредственно между звездой и наблюдателем, она ??уменьшает яркость света звезды на крошечную, но измеримую величину. Этот метод до сих пор был самым успешным - космический корабль НАСА Кеплер использовал его для поиска планет-кандидатов с 2009 по 2013 год, и около 80% всех экзопланет были найдены таким образом.

Совсем недавно в 2018 году был запущен спутник НАСА TESS, способный анализировать гораздо более яркие звезды для малых планет, а европейский спутник CHEOPS, который стремится улучшить анализ известных экзопланет, должен быть запущен в ближайшие недели.

Прямое наблюдение. Сфотографировать экзопланету перед звездой сродни попытке сфотографировать микроскопическую пылинку на светящейся лампочке. Но, удаляя ослепительные блики звезды, астрономы могут сделать изображение.

Только чуть более 1% экзопланет были обнаружены таким образом.

Гравитационное микролинзирование. В этой технике свет от далекой звезды изгибается и фокусируется под действием силы тяжести, когда вращающаяся планета проходит между звездой и Землей. Гравитация планеты и звезды фокусируют световые лучи экзопланеты на наблюдателя так же, как лупа фокусирует солнечный свет. Только несколько экзопланет были обнаружены с помощью этого метода.

Из обнаруженных на сегодняшний день экзопланет только несколько находятся в зоне Златовласки: не настолько горячей, чтобы вода испарялась, и не такой холодной, чтобы она замерзала.

Жизнь на Земле немыслима без атмосферы, содержащей кислород, необходимый для выживания. Атмосфера также защищает от повреждения высокоэнергетическим излучением от ультрафиолета и рентгеновских лучей Солнца.

Но без четкого понимания возникновения жизни на Земле, можно предполагать, что живые существа в других частях Вселенной могли выжить и процветать в газах, химических веществах или температурах, которые были бы смертельными для нас.

Постоянные астероидные дожди разрушают предыдущие представления о кратерах Марса

Исследование университета Нового Кертина подтвердило, что частота столкновений астероидов, образовавших ударные кратеры на Марсе, была постоянной на протяжении последних 600 миллионов лет.

В исследовании проанализировано образование более 500 крупных марсианских кратеров с использованием алгоритма обнаружения кратеров, ранее разработанного в Кертине, который автоматически подсчитывает видимые ударные кратеры на изображении с высоким разрешением. Несмотря на предыдущие исследования, предполагающие всплески частоты столкновений с астероидами, ведущий исследователь Энтони Лагейн из Шк...
24.01.22 15:27
Квантовые точки улучшили перовскитные солнечные панели

Солнечные элементы на основе перовскита прошли долгий путь за короткое время, но продолжают совершенствоваться. Теперь инженеры добавили в рецепт слой квантовых точек, в результате чего получился более стабильный солнечный элемент с почти рекордной эффективностью.

Перовскитные материалы делают солнечные батареи эффективными по нескольким причинам. Тонкие пленки из них способны эффективно поглощать весь спектр видимого света, они недорогие в изготовлении, легкие и гибкие. Но есть загвоздка. Перовскитные солнечные элементы имеют проблемы со стабильностью и могут разрушаться в реальных условиях, а их эффективность имеет тенденцию падать в больших масштабах. В...
22.01.22 14:11
Подтверждено эксцентричное слияние черных дыр

Ученые считают, что впервые зафиксировали слияние двух черных дыр с эксцентричными орбитами.

Открытие поможет объяснить, почему некоторые из слияний черных дыр, обнаруженных LIGO Scientific Collaboration и Virgo Collaboration, намного тяжелее, чем считалось возможным ранее. Эксцентричные (вытянутые) орбиты могут быть признаком того, что черные дыры могут неоднократно поглощать другие во время случайных столкновений в областях, густо населенных черными дырами. Ученые изучили самую массивн...
21.01.22 11:33
На Мимасе обнаружен внутренний океан

Ученый Юго-Западного научно-исследовательского института решил доказать, что крошечный, самый внутренний спутник Сатурна - это замороженный инертный спутник, а вместо этого обнаружил убедительные доказательства жидкого внутреннего океана Мимаса.

В последние дни миссии космический корабль Кассини обнаружил любопытные колебания (либрации) во вращении луны, что часто указывает на наличие геологически активного тела, способного поддерживать внутренний океан. «Если на Мимасе есть океан, он представляет новый класс небольших «невидимых» океанских миров с поверхностью, которая не выдает существования океана», — сказала доктор Алисса Роден из Sw...
20.01.22 11:47

24.01.22 15:27
Подтверждено эксцентричное слияние черных дыр

21.01.22 11:33
На Мимасе обнаружен внутренний океан

20.01.22 11:47
Первый археологический эксперимент в космосе

На этой неделе на Международной космической станции начался первый в мире — или первый в Солнечной системе — археологический проект.

Под руководством археологов Элис Горман из Университета Флиндерса и Джастина Уолша из Университета Чепмена в Калифорнии Археологический проект Международной космической станции (ISSAP) стал первым археологическим исследованием космической среды обитания. «Мы первые, кто пытается понять, как люди относятся к предметам, с которыми они живут в космосе», — говорит доцент Уолш. «Привнося археологическ...