Газ раскрывает существование планет вокруг молодых звезд

Местами рождения планет становятся диски из газа и пыли. Астрономы изучают эти протопланетные диски, чтобы понять процессы формирования планет.

Прекрасные изображения дисков, сделанные с помощью Атакамской большой [антенной] решётки миллиметрового диапазона (ALMA), показывают отчетливые зазоры и кольцевые элементы в пыли, которые могут быть вызваны молодыми планетами.

Чтобы быть более уверенными, что эти разрывы на самом деле вызваны планетами, и чтобы получить более полное представление о формировании планет, ученые изучают не только пыль, но и газ в дисках. 99% массы протопланетного диска составляют газы, из которых газ монооксида углерода (СО) наиболее яркий компонент, испускающий свет с очень характерным миллиметровым излучением, который может наблюдать ALMA.

В прошлом году две команды астрономов продемонстрировали новую технику охоты на планеты, используя этот газ. Они измерили скорость СО, вращающегося в диске вокруг молодой звезды HD 163296. Локализованные возмущения в движениях газа выявили три планетоподобные структуры.

В этом новом исследовании ведущий автор Ричард Тиг из Мичиганского университета и его команда использовали новые данные ALMA с высоким разрешением из проекта DSHARP для более детального изучения скорости газа.

«Благодаря высокой точности данных этой программы мы смогли измерить скорость газа в трех направлениях, а не в одном», - сказал Тиг. «Впервые мы измерили движение газа, вращающегося вокруг звезды, к звезде или от него и вверх или вниз в диске».

Тиг и его коллеги видели, как газ двигался от верхних слоев к середине диска в трех разных местах. «Скорее всего, это происходит из-за планеты на орбите вокруг звезды, которая отталкивает газ и пыль в сторону, открывая промежуток», - пояснил Тиг. «Газ над зазором затем падает в него, как водопад, вызывая вращательный поток газа в диске».

На сегодняшний день это лучшее доказательство формирования планет вокруг HD 163296. Но астрономы не могут со стопроцентной уверенностью сказать, что потоки газа вызваны планетами. Например, магнитное поле звезды также может вызвать помехи в газе. «Только прямое наблюдение за планетами может исключить другие варианты. Но схемы этих газовых потоков уникальны, и очень вероятно, что они вызваны именно планетами», - считает соавтор Джихан Бае из Научного института Карнеги, который проверил эту теорию с помощью компьютерного моделирования диска.

Местоположение трех предсказанных планет в этом исследовании соответствует результатам прошлого года: они расположены в 87, 140 и 237 а.е. Ближайшая планета к HD 163296 рассчитана как половина массы Юпитера, средняя планета - масса Юпитера, а самая дальняя планета в два раза больше Юпитера.

С конца 90-х годов теоретические модели предсказывают, что существуют потоки газа от поверхности к средней плоскости протопланетного диска, но наблюдается это впервые. Они не только могут использоваться для обнаружения планет-младенцев, но и формируют наше понимание того, как планеты-гиганты получают свою атмосферу.

«Планеты образуются в среднем слое диска, так называемой средней плоскости. Это холодное место, защищенное от излучения звезды», - пояснил Тиг. «Мы думаем, что разрывы, вызванные планетами, приносят более теплый газ из более химически активных внешних слоев диска, и что этот газ будет формировать атмосферу планеты».

Ученые не ожидали, что смогут увидеть это явление. «Диск вокруг HD 163296 - самый яркий и самый большой диск, который мы можем видеть с ALMA», - сказал Тиг. «Но для меня было большим сюрпризом так четко видеть потоки газа. Диски кажутся гораздо более динамичными, чем мы думали».

«Это дает нам гораздо более полную картину формирования планет, чем мы когда-либо мечтали», - сказал соавтор Тед Бергин из Мичиганского университета. «Характеризуя эти потоки, мы можем определить, как рождаются планеты, подобные Юпитеру, и охарактеризовать их химический состав при рождении. Мы могли бы использовать это для отслеживания места рождения этих планет, поскольку они могут двигаться во время формирования».

Обнаружен первый ультра-горячий Нептун

Международная группа астрономов открыла первый ультра-горячий Нептун, вращающуюся вокруг звезды LTT 9779.

Планета вращается так близко к звезде, что год там длится всего 19 часов, а это означает, что звездное излучение нагревает планету до более чем 1700 градусов по Цельсию. При таких температурах тяжелые элементы, такие как железо, могут ионизироваться в атмосфере, а молекулы диссоциировать, что создает уникальную лабораторию для изучения химии планет за пределами Солнечной системы. Хотя мир весит ...
22.09.20 21:54
На Энцеладе был замечен свежий лед в северном полушарии

Ученые использовали данные, собранные космическим аппаратом Кассини за 13 лет исследования системы Сатурна, чтобы сделать подробные изображения ледяной луны и выявить геологическую активность.

Новые составные изображения, сделанные с космического корабля Кассини, представляют собой наиболее подробные глобальные инфракрасные изображения спутника Сатурна Энцелада. И данные, использованные для создания этих изображений, предоставляют убедительные доказательства того, что северное полушарие Луны было покрыто льдом изнутри. Видимый и инфракрасный картографический спектрометр Кассини (VIMS) ...
21.09.20 20:15
VLBA выполнил первое прямое измерение расстояния до магнитара

Астрономы, использующие VLBA (Антенная решётка со сверхдлинными базами), провели первое прямое геометрическое измерение расстояния до магнитара в галактике Млечный Путь - измерение, которое может помочь определить, являются ли они источниками загадочных быстрых радиовсплесков (FRB).

Магнитары - это разнообразные нейтронные звезды, сверхплотные останки массивных звезд, взорвавшихся как сверхновые, с чрезвычайно сильными магнитными полями. Типичное магнитное поле магнитара в триллион раз сильнее, чем земное, что делает магнитары самыми магнитными объектами во Вселенной. Они могут испускать сильные всплески рентгеновского и гамма-излучения, и в последнее время стали ведущими кан...
19.09.20 14:33
Четыре самых многообещающих мира для инопланетной жизни в Солнечной системе

Биосфера Земли содержит все известные ингредиенты, необходимые для жизни, какой мы ее знаем. В широком смысле это: жидкая вода, по крайней мере, один источник энергии и перечень биологически полезных элементов и молекул.

Но недавнее открытие биогенного фосфина в облаках Венеры напоминает, что некоторые из этих ингредиентов существуют и в других местах Солнечной системы. Так где же другие наиболее перспективные места для внеземной жизни? Марс Марс - один из самых похожих на Землю миров Солнечной системы. У него 24,5-часовой день, полярные ледяные шапки, которые расширяются и уменьшаются в зависимости от времени г...