Найдена первая гигантская планета вокруг белого карлика

Исследователи с помощью Очень Большого Телескопа обнаружили свидетельство гигантской планеты, связанной с белым карликом.

Планета вращается вокруг горячего белого карлика, остатка звезды, похожей на Солнце, на близком расстоянии, в результате чего ее атмосфера разрушается и образует газовый диск вокруг звезды. Эта уникальная система намекает на то, как может выглядеть наша собственная Солнечная система в отдаленном будущем.

«Это было одно из случайных открытий», - говорит исследователь Борис Гансике из Университета Уорика в Великобритании, который возглавлял исследование. Команда проверила около 7000 белых карликов, наблюдавшихся в Sloan Digital Sky Survey, и обнаружила, что один из них не похож на другие. Анализируя тонкие изменения в свете звезды, они обнаружили следы химических элементов в количествах, которые ученые никогда ранее не наблюдали у белого карлика. «Мы знали, что в этой системе должно происходить что-то исключительное, и предполагали, что это может быть связано с каким-то остатком планеты».

Чтобы лучше понять свойства необычной звезды WDJ0914 + 1914, команда проанализировала ее с помощью инструмента X-shooter на Очень Большом Телескопе в чилийской пустыне Атакама. Эти последующие наблюдения подтвердили наличие водорода, кислорода и серы, связанных с белым карликом. Изучив тонкие детали в спектрах, снятых X- shooter, команда обнаружила, что эти элементы были в виде диска газа, закрученного вокруг белого карлика и не исходящие от самой звезды.

«Потребовалось несколько недель размышлений, чтобы понять, что единственный способ сделать такой диск – это испарение гигантской планеты», - говорит Матиас Шрайбер из Университета Вальпараисо в Чили.

Обнаруженное количество водорода, кислорода и серы аналогичны количествам в глубоких слоях атмосферы ледяных, гигантских планет, таких как Нептун и Уран. Если бы такая планета вращалась рядом с горячим белым карликом, ультрафиолетовое излучение звезды оторвало бы ее внешние слои, и часть очищенного газа закрутилась бы в диск, который сам бы прирос к белому карлику. Ученые считают, что видят первую испаряющуюся планету, которая вращается вокруг белого карлика.

Комбинируя данные наблюдений с теоретическими моделями, команда астрономов из Великобритании, Чили и Германии смогла нарисовать более четкое изображение этой уникальной системы. Белый карлик маленький, с температурой 28 000 градусов по Цельсию (в 5 раз выше температуры Солнца). В отличие от него, планета ледяная и большая, примерно в 2 раза больше звезды. Так как она вращается вокруг горячего белого карлика на близком расстоянии, обходя его всего за 10 дней, высокоэнергетические фотоны от звезды постепенно уносят атмосферу планеты. Большая часть газа улетучивается, но часть затягивается в диск, вращающийся вокруг звезды с большой скоростью. Именно этот диск делает видимой скрытую, подобную Нептуну, планету.

«Впервые мы можем измерить количество кислорода и серы в диске, что дает представление о составе атмосферы экзопланеты», - говорит Одетт Толоза из Университета Уорика, которая разработала модель газового диска белого карлика.

«Это также открывает новое окно в окончательную судьбу планетных систем», добавляет Гансике.

Звезды, похожие на Солнце, сжигают водород в ядрах большую часть своей жизни. Как только у них кончается топливо, они превращаются в красных гигантов, становясь в сотни раз больше и поглощая близлежащие планеты. В случае с Солнечной системой, Меркурий, Венера и даже Земля будут поглощены красным гигантом, в которого превратится Солнцем примерно через 5 миллиардов лет. В конце концов, похожие на Солнце звезды теряют свои внешние слои, оставляя после себя только выгоревшее ядро - белого карлика. Такие звездные остатки могут по-прежнему принимать планеты, и считается, что многие из этих звездных систем существуют в нашей галактике. Но до сих пор ученые никогда не находили свидетельств выживания гигантской планеты вокруг белого карлика. Обнаружение экзопланеты на орбите вокруг WDJ0914 + 1914, расположенной на расстоянии около 1500 световых лет в созвездии Рака, может быть первым из многих.

По словам исследователей, экзопланета была найдена с помощью X- shooter на орбите белого карлика на расстоянии всего 10 миллионов километров, или в 15 раз больше солнечного радиуса. Необычное положение планеты подразумевает, что в какой-то момент после того, как звезда стала белым карликом, планета приблизилась к ней. Астрономы считают, что эта новая орбита может быть результатом гравитационных взаимодействий с другими планетами в системе, а это означает, что пережить насильственный переход принимающей звезды могло больше одной планеты.

«Это открытие планеты, вращающейся близко вокруг сгоревшего ядра звезды, убедительно демонстрирует, что Вселенная снова и снова бросает вызов выйти за пределы наших устоявшихся идей», заключает Гансике.

Это исследование было опубликовано в Nature.

Тефлоновая опреснительная мембрана быстро очищает воду

Инженеры Токийского университета разработали новый тип опреснительной мембраны, которая работает быстрее и требует меньшего давления и энергии, чем существующие технологии.

Новая мембрана состоит из ряда наноразмерных трубок, облицованных материалом на основе тефлона, который отталкивает соли, позволяя воде проходить с небольшим трением. Многие регионы мира сталкиваются с нехваткой чистой питьевой воды, и с изменением климата эта проблема будет только усугубляться. Опреснение солоноватой или морской воды жизненно важно, и в работах нет недостатка в творческих устрой...
17.05.22 15:03
Крошечные стоматологические нанороботы генерируют тепло для глубокой очистки зубов

Скопление бактерий глубоко в зубах может вызвать инфекции, и ученые из Индийского института науки разработали набор крошечных роботов-уборщиков, которые справятся с этой задачей.

Наноразмерных роботов можно направлять с помощью магнитного поля в микроскопические каналы в зубах и уничтожать бактерии с помощью тепла, предлагая безопасный и эффективный способ повысить эффективность стандартного лечения корневых каналов. Роботы появились благодаря поиску новых и улучшенных способов борьбы с бактериями, обитающими в так называемых дентинных канальцах. Эти микроскопические кана...
17.05.22 14:07

Найден «переключатель», который даёт надежду при потере слуха

Ученые, изучающие механизмы, лежащие в основе глухоты, определили единственный ген, который они описывают как тип главного переключателя для дифференцировки клеток, открывая новые захватывающие возможности для восстановления слуха.

Утверждается, что открытие «преодолело серьезное препятствие» в этой области и заложило основу для лечения общей причины необратимой потери слуха.Исследование сосредоточено на волосковых клетках уха, которые представляют собой сенсорные клетки, выстилающие внутреннее ухо и имеющие основополагающее значение для слуха. Смерть этих клеток из-за старения и стрессов, таких как чрезмерный шум, приводит ...
15.05.22 11:49

Ученые-планетологи предлагают решение парадокса Ферми: сверхлинейное масштабирование, ведущее к сингулярности

Пара исследователей из Института науки Карнеги и Калифорнийского технологического института разработали возможное решение парадокса Ферми.

В статье, опубликованной в Journal of the Royal Society Interface, Майкл Вонг и Стюарт Бартлетт предполагают, что причина того, что нас не посетили инопланетяне с других планет, заключается в сверхлинейном масштабировании, которое приводит к сингулярности. Несколько лет назад физик Энрико Ферми спросил коллегу, почему инопланетяне из космоса не посетили Землю. Они отметили, что из-за огромных раз...
13.05.22 15:37
Китайский марсоход нашел доказательства более позднего исчезновения воды на Марсе

Группа исследователей Китайской академии наук нашла доказательства того, что вода на Марсе исчезла позже, чем предполагалось.

Предыдущие исследования показали, что части марсианской поверхности были покрыты водой примерно до 3 миллиардов лет назад. Время, когда вода на Марсе высохла, известно как амазонский период. В новой работе данные китайского марсохода Zhurong продемонстрировали исследователям доказательства того, что вода на Марсе могла сохраняться дольше, чем считалось ранее. Марсоход Zhurong уже около года путеш...