Найдена первая гигантская планета вокруг белого карлика

Исследователи с помощью Очень Большого Телескопа обнаружили свидетельство гигантской планеты, связанной с белым карликом.

Планета вращается вокруг горячего белого карлика, остатка звезды, похожей на Солнце, на близком расстоянии, в результате чего ее атмосфера разрушается и образует газовый диск вокруг звезды. Эта уникальная система намекает на то, как может выглядеть наша собственная Солнечная система в отдаленном будущем.

«Это было одно из случайных открытий», - говорит исследователь Борис Гансике из Университета Уорика в Великобритании, который возглавлял исследование. Команда проверила около 7000 белых карликов, наблюдавшихся в Sloan Digital Sky Survey, и обнаружила, что один из них не похож на другие. Анализируя тонкие изменения в свете звезды, они обнаружили следы химических элементов в количествах, которые ученые никогда ранее не наблюдали у белого карлика. «Мы знали, что в этой системе должно происходить что-то исключительное, и предполагали, что это может быть связано с каким-то остатком планеты».

Чтобы лучше понять свойства необычной звезды WDJ0914 + 1914, команда проанализировала ее с помощью инструмента X-shooter на Очень Большом Телескопе в чилийской пустыне Атакама. Эти последующие наблюдения подтвердили наличие водорода, кислорода и серы, связанных с белым карликом. Изучив тонкие детали в спектрах, снятых X- shooter, команда обнаружила, что эти элементы были в виде диска газа, закрученного вокруг белого карлика и не исходящие от самой звезды.

«Потребовалось несколько недель размышлений, чтобы понять, что единственный способ сделать такой диск – это испарение гигантской планеты», - говорит Матиас Шрайбер из Университета Вальпараисо в Чили.

Обнаруженное количество водорода, кислорода и серы аналогичны количествам в глубоких слоях атмосферы ледяных, гигантских планет, таких как Нептун и Уран. Если бы такая планета вращалась рядом с горячим белым карликом, ультрафиолетовое излучение звезды оторвало бы ее внешние слои, и часть очищенного газа закрутилась бы в диск, который сам бы прирос к белому карлику. Ученые считают, что видят первую испаряющуюся планету, которая вращается вокруг белого карлика.

Комбинируя данные наблюдений с теоретическими моделями, команда астрономов из Великобритании, Чили и Германии смогла нарисовать более четкое изображение этой уникальной системы. Белый карлик маленький, с температурой 28 000 градусов по Цельсию (в 5 раз выше температуры Солнца). В отличие от него, планета ледяная и большая, примерно в 2 раза больше звезды. Так как она вращается вокруг горячего белого карлика на близком расстоянии, обходя его всего за 10 дней, высокоэнергетические фотоны от звезды постепенно уносят атмосферу планеты. Большая часть газа улетучивается, но часть затягивается в диск, вращающийся вокруг звезды с большой скоростью. Именно этот диск делает видимой скрытую, подобную Нептуну, планету.

«Впервые мы можем измерить количество кислорода и серы в диске, что дает представление о составе атмосферы экзопланеты», - говорит Одетт Толоза из Университета Уорика, которая разработала модель газового диска белого карлика.

«Это также открывает новое окно в окончательную судьбу планетных систем», добавляет Гансике.

Звезды, похожие на Солнце, сжигают водород в ядрах большую часть своей жизни. Как только у них кончается топливо, они превращаются в красных гигантов, становясь в сотни раз больше и поглощая близлежащие планеты. В случае с Солнечной системой, Меркурий, Венера и даже Земля будут поглощены красным гигантом, в которого превратится Солнцем примерно через 5 миллиардов лет. В конце концов, похожие на Солнце звезды теряют свои внешние слои, оставляя после себя только выгоревшее ядро - белого карлика. Такие звездные остатки могут по-прежнему принимать планеты, и считается, что многие из этих звездных систем существуют в нашей галактике. Но до сих пор ученые никогда не находили свидетельств выживания гигантской планеты вокруг белого карлика. Обнаружение экзопланеты на орбите вокруг WDJ0914 + 1914, расположенной на расстоянии около 1500 световых лет в созвездии Рака, может быть первым из многих.

По словам исследователей, экзопланета была найдена с помощью X- shooter на орбите белого карлика на расстоянии всего 10 миллионов километров, или в 15 раз больше солнечного радиуса. Необычное положение планеты подразумевает, что в какой-то момент после того, как звезда стала белым карликом, планета приблизилась к ней. Астрономы считают, что эта новая орбита может быть результатом гравитационных взаимодействий с другими планетами в системе, а это означает, что пережить насильственный переход принимающей звезды могло больше одной планеты.

«Это открытие планеты, вращающейся близко вокруг сгоревшего ядра звезды, убедительно демонстрирует, что Вселенная снова и снова бросает вызов выйти за пределы наших устоявшихся идей», заключает Гансике.

Это исследование было опубликовано в Nature.

Предложен новый метод уточнения постоянной Хаббла

Группа международных ученых предложила простой и новый метод, позволяющий снизить погрешность измерений постоянной Хаббла до 2% с использованием однократного наблюдения пары сливающихся нейтронных звезд.

Вселенная непрерывно расширяется. Из-за этого далекие объекты удаляются от нас. Фактически, чем дальше они находятся, тем быстрее движутся. Ученые описывают это расширение через известное число, постоянную Хаббла, которая сообщает, насколько быстро объекты во Вселенной удаляются от нас в зависимости от их расстояния до нас. Путем точного измерения постоянной Хаббла можно определить некоторые из са...
05.05.21 10:59
Раскрыт секрет долгожителей о здоровом старение

В наиболее подробном геномном исследовании с участием людей старше 100 лет, исследователи сосредоточили внимание на нескольких конкретных генетических характеристиках, которые обеспечивают защиту от возрастных заболеваний.

Варианты генов, улучшающие процессы репарации ДНК, были особенно заметны именно у пожилых людей. Если хорошо питаться, часто заниматься спортом и избегать пагубных пороков, есть все основания надеяться на долгую и здоровую жизнь. Конечно, многие возрастные заболевания кажутся почти неизбежными, независимо от того, настигнут ли они вас в 80 или 90 лет. Но некоторые люди демонстрируют склонность к ...
05.05.21 10:15
Новый инструмент для редактирования генов «проникает» в ДНК клетки без разрезов

CRISPR-Cas9 - революционный инструмент для редактирования генов, но у него есть и недостатки.

Ученые из Гарварда продемонстрировали альтернативную систему генной инженерии под названием Retron Library Recombineering (RLR), которая работает без разрезания ДНК и может быть быстро применена к огромным популяциям клеток. CRISPR работает как генетические ножницы, способные вносить точные изменения «вырезать и вставить» в геном живых клеток. Система может искать определенную последовательность ...
04.05.21 13:29
4 астронавтов вернулись с МКС

SpaceX благополучно вернула четырех астронавтов с Международной космической станции в воскресенье, совершив первое приводнение экипажа в США в темноте после полета Apollo-8.

Капсула Dragon спустилась с парашютом в Мексиканском заливе у побережья Панама-Сити, Флорида, незадолго до 3 часов ночи, завершив второй полет астронавтов компании Илона Маска. Это была экспресс-поездка домой, продолжавшаяся всего шесть с половиной часов. Астронавты, трое американцев и один японец, прилетели обратно в той же капсуле под названием «Resilience», в которой они стартовали из Космиче...
03.05.21 12:16
Предложен новый метод уточнения постоянной Хаббла

05.05.21 10:59
4 астронавтов вернулись с МКС

03.05.21 12:16
Вертолет Ingenuity совершил четвертый полет на Марсе

Доказав, что управляемый полет на Красной планете возможен, вертолет НАСА Ingenuity получил новый приказ - разведать путь для марсохода Perseverance, чтобы помочь в поиске прошлых признаков микробной жизни.

Следующий этап расширяет миссию вертолета за пределы первоначальной демонстрации технологии продолжительностью в месяц. Новая цель - оценить, насколько летчики могут помочь в будущем исследовании Марса и других миров. «Мы соберем информацию об оперативной поддержке вертолета пока Perseverance сосредоточится на своей научной миссии», - заявила Лори Глейз, директор отдела планетарной науки НАСА. Р...
01.05.21 21:29
Эксперимент DALI займется поиском аксиона - предполагаемого компонента темной материи

Обнаружение аксиона станет ключевым эпизодом в истории науки. Эта гипотетическая частица может решить две фундаментальные проблемы современной физики одновременно: проблему заряда и четности в сильном взаимодействии и загадку темной материи.

Но несмотря на высокий научный интерес к его обнаружению, поиск на высоких радиочастотах - выше 6 ГГц - был почти оставлен в стороне из-за отсутствия технологии высокой чувствительности, которую можно было бы построить по разумной цене. До настоящего времени. Instituto de Astrof?sica de Canarias (IAC) примет участие в международном сотрудничестве по разработке эксперимента DALI (Dark-photons &...