Найдена первая гигантская планета вокруг белого карлика

Исследователи с помощью Очень Большого Телескопа обнаружили свидетельство гигантской планеты, связанной с белым карликом.

Планета вращается вокруг горячего белого карлика, остатка звезды, похожей на Солнце, на близком расстоянии, в результате чего ее атмосфера разрушается и образует газовый диск вокруг звезды. Эта уникальная система намекает на то, как может выглядеть наша собственная Солнечная система в отдаленном будущем.

«Это было одно из случайных открытий», - говорит исследователь Борис Гансике из Университета Уорика в Великобритании, который возглавлял исследование. Команда проверила около 7000 белых карликов, наблюдавшихся в Sloan Digital Sky Survey, и обнаружила, что один из них не похож на другие. Анализируя тонкие изменения в свете звезды, они обнаружили следы химических элементов в количествах, которые ученые никогда ранее не наблюдали у белого карлика. «Мы знали, что в этой системе должно происходить что-то исключительное, и предполагали, что это может быть связано с каким-то остатком планеты».

Чтобы лучше понять свойства необычной звезды WDJ0914 + 1914, команда проанализировала ее с помощью инструмента X-shooter на Очень Большом Телескопе в чилийской пустыне Атакама. Эти последующие наблюдения подтвердили наличие водорода, кислорода и серы, связанных с белым карликом. Изучив тонкие детали в спектрах, снятых X- shooter, команда обнаружила, что эти элементы были в виде диска газа, закрученного вокруг белого карлика и не исходящие от самой звезды.

«Потребовалось несколько недель размышлений, чтобы понять, что единственный способ сделать такой диск – это испарение гигантской планеты», - говорит Матиас Шрайбер из Университета Вальпараисо в Чили.

Обнаруженное количество водорода, кислорода и серы аналогичны количествам в глубоких слоях атмосферы ледяных, гигантских планет, таких как Нептун и Уран. Если бы такая планета вращалась рядом с горячим белым карликом, ультрафиолетовое излучение звезды оторвало бы ее внешние слои, и часть очищенного газа закрутилась бы в диск, который сам бы прирос к белому карлику. Ученые считают, что видят первую испаряющуюся планету, которая вращается вокруг белого карлика.

Комбинируя данные наблюдений с теоретическими моделями, команда астрономов из Великобритании, Чили и Германии смогла нарисовать более четкое изображение этой уникальной системы. Белый карлик маленький, с температурой 28 000 градусов по Цельсию (в 5 раз выше температуры Солнца). В отличие от него, планета ледяная и большая, примерно в 2 раза больше звезды. Так как она вращается вокруг горячего белого карлика на близком расстоянии, обходя его всего за 10 дней, высокоэнергетические фотоны от звезды постепенно уносят атмосферу планеты. Большая часть газа улетучивается, но часть затягивается в диск, вращающийся вокруг звезды с большой скоростью. Именно этот диск делает видимой скрытую, подобную Нептуну, планету.

«Впервые мы можем измерить количество кислорода и серы в диске, что дает представление о составе атмосферы экзопланеты», - говорит Одетт Толоза из Университета Уорика, которая разработала модель газового диска белого карлика.

«Это также открывает новое окно в окончательную судьбу планетных систем», добавляет Гансике.

Звезды, похожие на Солнце, сжигают водород в ядрах большую часть своей жизни. Как только у них кончается топливо, они превращаются в красных гигантов, становясь в сотни раз больше и поглощая близлежащие планеты. В случае с Солнечной системой, Меркурий, Венера и даже Земля будут поглощены красным гигантом, в которого превратится Солнцем примерно через 5 миллиардов лет. В конце концов, похожие на Солнце звезды теряют свои внешние слои, оставляя после себя только выгоревшее ядро - белого карлика. Такие звездные остатки могут по-прежнему принимать планеты, и считается, что многие из этих звездных систем существуют в нашей галактике. Но до сих пор ученые никогда не находили свидетельств выживания гигантской планеты вокруг белого карлика. Обнаружение экзопланеты на орбите вокруг WDJ0914 + 1914, расположенной на расстоянии около 1500 световых лет в созвездии Рака, может быть первым из многих.

По словам исследователей, экзопланета была найдена с помощью X- shooter на орбите белого карлика на расстоянии всего 10 миллионов километров, или в 15 раз больше солнечного радиуса. Необычное положение планеты подразумевает, что в какой-то момент после того, как звезда стала белым карликом, планета приблизилась к ней. Астрономы считают, что эта новая орбита может быть результатом гравитационных взаимодействий с другими планетами в системе, а это означает, что пережить насильственный переход принимающей звезды могло больше одной планеты.

«Это открытие планеты, вращающейся близко вокруг сгоревшего ядра звезды, убедительно демонстрирует, что Вселенная снова и снова бросает вызов выйти за пределы наших устоявшихся идей», заключает Гансике.

Это исследование было опубликовано в Nature.

Обнаружено большое количество кислорода в атмосфере древней звезды

Астрономы обнаружили большое количество кислорода в атмосфере одной из старейших и наиболее истощенных звезд J0815 + 4729.

Открытие было сделано международной группой астрономов из Калифорнийского университета в Сан-Диего, Института астрофизики Канарских островов (IAC) и Кембриджского университета с использованием обсерватории Кека на Гавайях для анализа химического состава древней звезды, что дает важную подсказку о том, как кислород и другие важные элементы появились в первых поколениях звезд Вселенной. «Это порази...
24.01.20 17:47
Астрономы исследуют физические свойства галактики PGC 26218

Проводя спектроскопические наблюдения, астрономы из Китая и Испании исследовали физические свойства линзовидной галактики PGC 26218.

Линзовидные галактики (S0) считаются промежуточными между спиральными и эллиптическими галактиками. Их форма напоминает линзу, с выпуклостью и диском, похожие на спиральные галактики, но без спиральных рукавов. Наблюдения показывают, что в некоторых линзовидных галактиках наблюдается звездообразующая активность в ядре даже после большого всплеска звездообразования. Исследование, проведенное в 201...
23.01.20 20:30
В акватории Индонезии обнаружены шагающие акулы

Ученые обнаружили четыре новых вида акул с удивительным способом передвижения в воде.

Команда наблюдала за тропическими морскими существами, использующими плавники для ходьбы по морскому дну. Это движение, редко встречающееся у акул, дает им сильное преимущество перед меньшими существами, на которых они охотятся. Четыре новых вида акул были обнаружены в тропических водах Индо-Австралийского архипелага, который находится между материковой частью Индонезии и Австралией. Ученые работ...
22.01.20 21:48
Астрономы используют космическую эхолокацию для картирования окрестностей черных дыр

Материал, падающий в черную дыру, выбрасывает рентгеновские лучи в космос, и астрономы решили использовать эхо этого излучения для картирования динамического поведения и окружения самой черной дыры.

Большинство черных дыр слишком мало для определения их непосредственного окружения, но можно исследовать эти таинственные объекты с помощью наблюдений за поведением материи по мере того, как она приближается и падает в них. Пока материал движется по спирали к черной дыре, он нагревается и испускает рентгеновские лучи, которые отражаются по мере взаимодействия с близлежащим газом. Эти области прос...
21.01.20 22:44
Обнаружено большое количество кислорода в атмосфере древней звезды

24.01.20 17:47
Астрономы исследуют физические свойства галактики PGC 26218

23.01.20 20:30

21.01.20 22:44
SpaceX протестировал систему эвакуации Crew Dragon

В воскресенье SpaceX успешно проверила систему аварийного спасения на беспилотном космическом корабле через несколько секунд после запуска.

Это последнее серьезное испытание перед планируемой отправкой астронавтов НАСА на Международную космическую станцию. «Насколько мы можем судить, это была идеальная миссия, - заявил журналистам основатель SpaceX Илон Маск. Он добавил, что первый пилотируемый полет капсулы состоится «во второй четверти», событие, которое впервые за девять лет знаменует отправку американцев в космос на американской ...