Откуда на Энцеладе полосы?

Ледяной Энцелад представляет большой интерес для ученых из-за своего подземного океана, что делает его главной целью для тех, кто ищет жизнь в другом месте.

Новое исследование Дуга Хемингуэя из Карнеги раскрывает физику, управляющую трещинами, через которые океанская вода вырывается из ледяной поверхности луны, придавая ее южному полюсу необычные «тигровые полоски».

«Впервые увиденные миссией Кассини на Сатурне, эти полосы не похожи ни на что в нашей Солнечной системе», - пояснил Хемингуэй. «Они параллельны и расположены равномерно, около 130 километров в длину и в 35 километрах друг от друга. Особенно интересно то, что они постоянно извергают водяной лед. Ни на одной другой ледяной планете или луне нет ничего подобного».

Работая с Максом Рудольфом из Калифорнийского университета, Дэвисом и Майклом Манга из Калифорнийского университета в Беркли, Хемингуэй использовал модели для исследования физических сил, действующих на Энцелад, которые позволяют формировать и оставляют трещины в виде полос тигра. Их результаты опубликованы Nature Astronomy.

Команда была особенно заинтересована в понимании того, почему полосы присутствуют только на южном полюсе луны, но также стремилась выяснить, почему трещины расположены так равномерно. Исследователи выяснили, что трещины Энцелада могли образоваться на любом полюсе, юг случайно раскололся первым.

Энцелад нагревается изнутри из-за эксцентриситета своей орбиты. Иногда он немного ближе к Сатурну, а иногда дальше, что приводит к легкой деформации в ответ на гравитацию планеты. Именно этот процесс удерживает луну от полного замерзания.

Ключом к образованию трещин стал тот факт, что полюса Луны испытывают наибольшие эффекты этой гравитационно-индуцированной деформации, поэтому ледяной покров самый тонкий над ними. В период постепенного похолодания на Энцеладе некоторые из подземных океанов замерзнут. Поскольку вода расширяется, когда замерзает, ледяная кора утолщается снизу, давление в нижележащем океане увеличивается, пока ледяная раковина не расколется, создавая трещину. Из-за сравнительно тонкого льда полюса наиболее подвержены образованию трещин.

Исследователи считают, что трещина, названная в честь города Багдад, сформировалась первой. Полосы названы в честь мест, упомянутых в рассказах «Тысяча и одна ночь». Но она не просто снова замерзла. Она оставалась открытой, позволяя океанской воде извергаться из трещины, что привело к образованию еще трех параллельных трещин.

«Наша модель объясняет постоянное расстояние между трещинами», - сказал Рудольф.

Дополнительные трещины образовались из-за массы льда и снега, накапливающихся по краям трещины Багдад, когда струи воды из подземного океана замерзли и снова упали. Этот вес добавил давления на ледяной покров.

«Это привело к тому, что ледяной покров изогнулся ровно настолько, чтобы образовалась параллельная трещина на расстоянии около 35 километров», - добавил Рудольф.

То, что трещины остаются открытыми и извергаются, также связано с приливными эффектами гравитации Сатурна. Деформация луны препятствует их заживлению - многократно расширяя и сужая трещины и промывая воду в них и из них - предотвращая повторное застывание льда.

Для большей луны ее собственная гравитация была бы сильнее и препятствовала бы открытию дополнительных трещин. Таким образом, эти полосы могли образоваться только на Энцеладе.

«Поскольку именно благодаря этим трещинам мы смогли изучить подземный океан Энцелада, любимый астробиологами, мы подумали, что важно понимать силы, которые их формировали и поддерживали», - сказал Хемингуэй. «Наше моделирование физических эффектов, испытываемых ледяной оболочкой Луны, указывает на потенциально уникальную последовательность событий и процессов, которая позволила существовать этим отличительным полосам».

Хаббл обнаружил первые свидетельства наличия водяного пара на Ганимеде

Впервые астрономы обнаружили свидетельства водяного пара в атмосфере спутника Юпитера Ганимеда. Водяной пар образуется, когда лед с поверхности луны сублимируется, то есть превращается из твердого вещества в газ.

Предыдущие исследования предоставили косвенные доказательства того, что Ганимед, самая большая луна в Солнечной системе, содержит больше воды, чем все океаны Земли. При этом температура там настолько низкая, что вода на поверхности замерзает. Океан Ганимеда будет располагаться примерно на 100 миль ниже земной коры; следовательно, водяной пар – это не испарение океана. Астрономы пересмотрели наблю...
27.07.21 10:28
НАСА выбрало SpaceX для миссии к Европе

В пятницу НАСА заявило, что выбрало SpaceX для запуска запланированного рейса к ледяному спутнику Юпитера Европе, что стало огромной победой компании Илона Маска, которая нацелена глубже в Солнечную систему.

Миссия Europa Clipper будет запущена в октябре 2024 года на ракете Falcon Heavy из Космического центра Кеннеди во Флориде, общая стоимость контракта составляет 178 миллионов долларов. Ранее предполагалось, что миссия будет запущена на собственной ракете НАСА Space Launch System (SLS), страдающей от задержек и перерасхода средств. И хотя SLS еще не работает, Falcon Heavy уж использовался как в ком...
26.07.21 10:59
Искусственный интеллект помогает НАСА точнее рассматривать Солнце

Группа исследователей использует методы искусственного интеллекта для калибровки некоторых изображений Солнца, помогая улучшить данные, которые ученые используют для исследований Солнца.

У солнечного телескопа тяжелая работа. Рассмотрение Солнца наносит тяжелый урон, с постоянной атакой нескончаемым потоком солнечных частиц и интенсивным солнечным светом. Со временем чувствительные линзы и сенсоры солнечных телескопов начинают разрушаться. Чтобы гарантировать точность данных, отправляемых такими инструментами, ученые периодически проводят повторную калибровку, чтобы понять, как ме...
25.07.21 13:32
Астрономы впервые четко обнаружили диск формирующейся луны вокруг экзопланеты

Используя Атакамскую большую [антенну] решётку миллиметрового диапазона (ALMA), астрономы впервые однозначно обнаружили присутствие диска вокруг планеты за пределами Солнечной системы. Наблюдения прольют новый свет на образование лун и планет в молодых звездных системах.

«Наша работа представляет собой четкое обнаружение диска, в котором могут формироваться спутники», - говорит Мириам Бенисти, исследователь из Университета Гренобля, Франция, и Университета Чили, возглавлявшая новое исследование. «Наши наблюдения ALMA были получены с таким прекрасным разрешением, что мы смогли четко определить, что диск связан с планетой, и впервые смогли вычислить его размер». Ра...