XMM-Newton показывает гигантскую вспышку от крошечной звезды

Звезда около 8% массы Солнца была поймана, испускающей огромную «супервспышку» рентгеновских лучей, создающей фундаментальную проблему для астрономов, которые не подозревали, что это возможно на столь маленьких звездах.

Виновник известен по каталожному номеру J0331-27 и является звездой L-карликом. Это звезда с такой небольшой массой, что находится чуть выше границы того, чтобы быть звездой. Если бы у нее была меньшей массы, то не обладала бы внутренними условиями, необходимыми для генерации собственной энергии.

Астрономы обнаружили огромную рентгеновскую вспышку в данных, зарегистрированных 5 июля 2008 года European Photon Imaging Camera (EPIC) на борту рентгеновской обсерватории XMM-Newton. За считанные минуты крошечная звезда испустила более чем в 10 раз больше энергии даже самых интенсивных вспышек, от которых страдает Солнце.

Вспышки испускаются, когда магнитное поле в атмосфере звезды становится нестабильным и разрушается в более простую конфигурацию. В процессе, это выпускает большую часть энергии, которая была сохранена в нем.

Этот взрывной выброс энергии создал внезапную вспышку и эти новые наблюдения представляют самую большую загадку.

«Это самая интересная научная часть открытия, потому что мы не ожидали, что звезды L-карлики сохраняют достаточно энергии в магнитных полях, чтобы вызвать такие вспышки», - говорит Беате Стельцер, которая была частью исследовательской группы.

Энергия помещается в магнитное поле звезды только заряженными частицами, которые также известны как ионизированный материал и создаются в высокотемпературных средах. Но, как L-карлик, у J0331-27 низкая температура поверхности звезды - всего 2100 К по сравнению с 6000 К на Солнце. Астрономы не думали, что такая низкая температура способна генерировать достаточно заряженных частиц, чтобы подавать столько энергии в магнитном поле. Таким образом, загадка: как супервспышка возможна на такой звезде?

Супервспышка была обнаружена в архиве данных XMM-Newton как часть большого исследовательского проекта, возглавляемого Андреа Де Лука из INAF. В рамках проекта изучалась временная изменчивость около 400 000 источников, обнаруженных XMM-Newton за 13 лет.

Андреа с коллегами искали специфические явления, и в J0331-27 они, безусловно, нашли это. Было замечено, что ряд подобных звезд испускает супервспышки в оптической части спектра, но это первое однозначное обнаружение такого извержения на рентгеновских волнах.

Понимание сходства и различий между этой новой - и пока уникальной - супервспышкой на L-карлике и ранее наблюдаемыми вспышками, обнаруженными на всех длинах волн на звездах с большей массой, теперь стала приоритетом для команды. Но для этого нужно найти больше примеров.

«В архиве XMM-Newton еще многое предстоит обнаружить», - говорит Андреа. «В некотором смысле, я думаю, что это только вершина айсберга».

У них есть только одна подсказка, что в данных есть только одна вспышка от J0331-27, несмотря на то, что XMM-Newton наблюдал звезду в общей сложности 3,5 миллиона секунд - около 40 дней. Это необычно, потому что другие вспыхивающие звезды страдают от многочисленных небольших вспышек.

«Данные подразумевают, что для накопления энергии L-карликe требуется больше времени, а затем происходит один внезапный большой выброс», - говорит Беат.

Звезды, которые вспыхивают чаще, высвобождают меньше энергии каждый раз, а этот L-карлик выделяет энергию очень редко, но затем в действительно большом событии. Почему это так, все еще остается открытым вопросом, требующим дальнейшего изучения.

«Обнаружение этой супер-вспышки L-карлика отличный пример исследований, основанных на архиве XMM-Newton, демонстрирующих огромный научный потенциал миссии», - говорит Норберт Шартель, исследователь проекта XMM-Newton для ESA. «Я с нетерпением жду следующего сюрприза».

Хаббл обнаружил первые свидетельства наличия водяного пара на Ганимеде

Впервые астрономы обнаружили свидетельства водяного пара в атмосфере спутника Юпитера Ганимеда. Водяной пар образуется, когда лед с поверхности луны сублимируется, то есть превращается из твердого вещества в газ.

Предыдущие исследования предоставили косвенные доказательства того, что Ганимед, самая большая луна в Солнечной системе, содержит больше воды, чем все океаны Земли. При этом температура там настолько низкая, что вода на поверхности замерзает. Океан Ганимеда будет располагаться примерно на 100 миль ниже земной коры; следовательно, водяной пар – это не испарение океана. Астрономы пересмотрели наблю...
27.07.21 10:28
НАСА выбрало SpaceX для миссии к Европе

В пятницу НАСА заявило, что выбрало SpaceX для запуска запланированного рейса к ледяному спутнику Юпитера Европе, что стало огромной победой компании Илона Маска, которая нацелена глубже в Солнечную систему.

Миссия Europa Clipper будет запущена в октябре 2024 года на ракете Falcon Heavy из Космического центра Кеннеди во Флориде, общая стоимость контракта составляет 178 миллионов долларов. Ранее предполагалось, что миссия будет запущена на собственной ракете НАСА Space Launch System (SLS), страдающей от задержек и перерасхода средств. И хотя SLS еще не работает, Falcon Heavy уж использовался как в ком...
26.07.21 10:59
Искусственный интеллект помогает НАСА точнее рассматривать Солнце

Группа исследователей использует методы искусственного интеллекта для калибровки некоторых изображений Солнца, помогая улучшить данные, которые ученые используют для исследований Солнца.

У солнечного телескопа тяжелая работа. Рассмотрение Солнца наносит тяжелый урон, с постоянной атакой нескончаемым потоком солнечных частиц и интенсивным солнечным светом. Со временем чувствительные линзы и сенсоры солнечных телескопов начинают разрушаться. Чтобы гарантировать точность данных, отправляемых такими инструментами, ученые периодически проводят повторную калибровку, чтобы понять, как ме...
25.07.21 13:32
Астрономы впервые четко обнаружили диск формирующейся луны вокруг экзопланеты

Используя Атакамскую большую [антенну] решётку миллиметрового диапазона (ALMA), астрономы впервые однозначно обнаружили присутствие диска вокруг планеты за пределами Солнечной системы. Наблюдения прольют новый свет на образование лун и планет в молодых звездных системах.

«Наша работа представляет собой четкое обнаружение диска, в котором могут формироваться спутники», - говорит Мириам Бенисти, исследователь из Университета Гренобля, Франция, и Университета Чили, возглавлявшая новое исследование. «Наши наблюдения ALMA были получены с таким прекрасным разрешением, что мы смогли четко определить, что диск связан с планетой, и впервые смогли вычислить его размер». Ра...