Обнаружена экзопланета, где год длится 18 часов

Астрономы наблюдали экзопланету, вращающуюся вокруг звезды всего за 18 часов - самый короткий орбитальный период, когда-либо наблюдавшийся для планеты такого типа.

Это означает, что один год для этого горячего Юпитера - газового гиганта, похожего по размеру и составу с Юпитером в нашей Солнечной системе - проходит менее чем за сутки земного времени.

Планета NGTS-10b была обнаружена на расстоянии около 1000 световых лет от Земли в рамках Next-Generation Transit Survey (NGTS), исследования экзопланет в Чили, цель которого обнаружение планет размером до Нептуна с использованием транзитного метода. Это включает в себя наблюдение за звездами на предмет явного падения яркости, которое указывает на то, что планета прошла перед звездой.

В любое время при съемке наблюдается 100 квадратных градусов неба, включая около 100 000 звезд. Из этих 100 000 звезд эта привлекла внимание астрономов из-за очень частых провалов в свете звезды, вызванных быстрой орбитой планеты.

Ведущий автор, доктор Джеймс МакКормак, сказал: «Мы рады объявить об открытии NGTS-10b, планеты размером с Юпитер, вращающейся вокруг звезды, не слишком отличающейся от нашего Солнца. Также приятно, что NGTS продолжает раздвигать границы наземной транзитной науки экзопланет путем открытия редких классов экзопланет. Хотя теоретически горячие Юпитеры с короткими орбитальными периодами (менее 24 часов) легче всего обнаружить из-за их большого размера и частых транзитов, но они оказались крайне редкими. Из сотен известных горячих Юпитеров существует только семь с орбитальным периодом менее одного дня».

NGTS-10b вращается так быстро, потому что находится очень близко к звезде - всего в два раза больше диаметра звезды, которая, в контексте нашей Солнечной системы, расположила бы ее в 27 раз ближе, чем Меркурий к нашему Солнцу. Ученые отметили, что это опасно близко к точке, в которой приливные силы звезды в конечном итоге разорвут планету на части.

Скорее всего, одна сторона планеты постоянно обращена к звезде и постоянно нагревается - астрономы оценивают среднюю температуру более 1000 градусов по Цельсию. Сама звезда составляет около 70% радиуса Солнца и на 1000 градусов холоднее. NGTS-10b также является отличным кандидатом для определения характеристик атмосферы будущим космическим телескопом Джеймса Уэбба.

Используя транзитную фотометрию, ученые знают, что планета на 20% больше Юпитера и чуть более чем вдвое большей массы, согласно измерениям радиальной скорости, чтобы помочь ответить на вопросы об эволюции таких планет.

Массивные планеты обычно формируются далеко от звезды и затем мигрируют либо посредством взаимодействий с диском, пока планета еще формируется, либо от взаимодействий с другими планетами. Астрономы планируют подать заявку на получение времени для получения высокоточных измерений NGTS-10b и продолжить наблюдение за ней в течение следующего десятилетия, чтобы определить, останется ли планета на этой орбите в течение некоторого времени или будет спирально влетать в звезду.

Соавтор доктор Дэвид Браун добавляет: «Считается, что эти сверхкороткие планеты мигрируют из внешних областей своих солнечных систем и в конечном итоге поглощаются или разрушаются звездой. Нам очень повезло поймать её в этот короткий период, когда орбита или процессы, посредством которых планета мигрирует в звезду, менее эффективны, чем мы думаем, и в этом случае она может жить в этой конфигурации в течение более длительного периода времени».

Соавтор доктор Даниэль Бэйлисс сказал: «В течение следующих десяти лет можно будет увидеть, как эта планета входит в спираль. Мы сможем использовать NGTS для наблюдения за этим в течение десятилетия. Если бы мы могли видеть начало уменьшения орбитального периода, и как планета начнет вращаться, это многое скажет о структуре планеты, которую мы еще не знаем. Все, что мы знаем о формировании планет, говорит нам, что планеты и звезды формируются одновременно. Лучшая модель, которую мы имеем, предполагает, что звезде около десяти миллиардов лет, и можно предположить, что планете столько же».

NGTS находится в Паранальской обсерватории Европейской южной обсерватории в самом сердце пустыни Атакама, Чили.

Хаббл обнаружил первые свидетельства наличия водяного пара на Ганимеде

Впервые астрономы обнаружили свидетельства водяного пара в атмосфере спутника Юпитера Ганимеда. Водяной пар образуется, когда лед с поверхности луны сублимируется, то есть превращается из твердого вещества в газ.

Предыдущие исследования предоставили косвенные доказательства того, что Ганимед, самая большая луна в Солнечной системе, содержит больше воды, чем все океаны Земли. При этом температура там настолько низкая, что вода на поверхности замерзает. Океан Ганимеда будет располагаться примерно на 100 миль ниже земной коры; следовательно, водяной пар – это не испарение океана. Астрономы пересмотрели наблю...
27.07.21 10:28
НАСА выбрало SpaceX для миссии к Европе

В пятницу НАСА заявило, что выбрало SpaceX для запуска запланированного рейса к ледяному спутнику Юпитера Европе, что стало огромной победой компании Илона Маска, которая нацелена глубже в Солнечную систему.

Миссия Europa Clipper будет запущена в октябре 2024 года на ракете Falcon Heavy из Космического центра Кеннеди во Флориде, общая стоимость контракта составляет 178 миллионов долларов. Ранее предполагалось, что миссия будет запущена на собственной ракете НАСА Space Launch System (SLS), страдающей от задержек и перерасхода средств. И хотя SLS еще не работает, Falcon Heavy уж использовался как в ком...
26.07.21 10:59
Искусственный интеллект помогает НАСА точнее рассматривать Солнце

Группа исследователей использует методы искусственного интеллекта для калибровки некоторых изображений Солнца, помогая улучшить данные, которые ученые используют для исследований Солнца.

У солнечного телескопа тяжелая работа. Рассмотрение Солнца наносит тяжелый урон, с постоянной атакой нескончаемым потоком солнечных частиц и интенсивным солнечным светом. Со временем чувствительные линзы и сенсоры солнечных телескопов начинают разрушаться. Чтобы гарантировать точность данных, отправляемых такими инструментами, ученые периодически проводят повторную калибровку, чтобы понять, как ме...
25.07.21 13:32
Астрономы впервые четко обнаружили диск формирующейся луны вокруг экзопланеты

Используя Атакамскую большую [антенну] решётку миллиметрового диапазона (ALMA), астрономы впервые однозначно обнаружили присутствие диска вокруг планеты за пределами Солнечной системы. Наблюдения прольют новый свет на образование лун и планет в молодых звездных системах.

«Наша работа представляет собой четкое обнаружение диска, в котором могут формироваться спутники», - говорит Мириам Бенисти, исследователь из Университета Гренобля, Франция, и Университета Чили, возглавлявшая новое исследование. «Наши наблюдения ALMA были получены с таким прекрасным разрешением, что мы смогли четко определить, что диск связан с планетой, и впервые смогли вычислить его размер». Ра...