Деформация Млечного Пути вызвана галактическим столкновением

Астрономы годами размышляли, почему Млечный Путь искривлен.

Данные со спутника Gaia позволяют предположить, что искривление могло возникнуть из-за продолжающегося столкновения с меньшей галактикой, которое отправляет рябь через галактический диск, как камень, брошенный в воду.

С конца 1950-х годов астрономы знали, что диск Млечного Пути, где находится большинство из сотен миллиардов его звезд, не плоский, а несколько изогнутый вверх с одной стороны и вниз с другой. В течение многих лет они обсуждали, что вызвало эту деформацию. Предполагались различные теории, включая влияние межгалактического магнитного поля или эффекты гало темной материи. Если бы такое гало имело неправильную форму, его гравитационная сила могла бы изогнуть галактический диск.

Благодаря уникальному исследованию более чем миллиарда звезд в нашей галактике, Gaia может стать ключом к разгадке этой тайны. Команда ученых, использующая данные из второго обзора данных Gaia, подтвердила предыдущие намеки на то, что этот перекос не статичный, и со временем меняет свою ориентацию. Астрономы называют это явление прецессией, и его можно сравнить с колебанием волчка, когда его ось вращается.

Более того, скорость деформации намного быстрее, чем ожидалось, быстрее, чем позволяло бы межгалактическое магнитное поле или гало темной материи. Это говорит о том, что деформация вызвана чем-то другим. Что-то более мощное, например, столкновение с другой галактикой.

«Мы измерили скорость деформации путем сравнения данных с нашими моделями. Основываясь на полученной скорости, деформация совершит один оборот вокруг центра Млечного пути за 600–700 миллионов лет», - говорит Элоиза Поджио из Астрофизической обсерватории Турина, ведущий автор исследования, опубликованного в Nature Astronomy. «Это намного быстрее, чем ожидалось, основываясь на прогнозах других моделей».

Скорость деформации ниже, чем скорость вращения звезд вокруг центра галактики. Например, Солнце совершает один оборот за 220 миллионов лет.

Это понимание стало возможным только благодаря беспрецедентной способности миссии Gaia нанести на карту нашу галактику Млечный путь в трех измерениях путем точного определения положения более одного миллиарда звезд на небе и оценки их расстояния от нас. Похожий на летающую тарелку телескоп также измеряет скорости, с которыми движутся отдельные звезды, позволяя астрономам «воспроизводить» фильм истории Млечного пути назад и вперед во времени на протяжении миллионов лет.

Астрономам еще не известно, какая галактика может вызывать рябь или когда началось столкновение. Одним из претендентов стала карликовая галактика Стрелец, вращающаяся вокруг Млечного Пути, которая в прошлом уже прорвалась через галактический диск Млечного Пути несколько раз. Астрономы считают, что Стрелец будет постепенно поглощен Млечным путем.

«С помощью Gaia мы впервые получили большое количество данных о звездах, движение которых измеряется настолько точно, что можно попытаться понять крупномасштабные движения галактики и смоделировать историю ее формирования», говорит Йос де Брюйне. «Это нечто уникальное. Это действительно революция Gaia».

Несмотря на то, что деформация и её прецессия проявляются в галактическом масштабе, ученые уверяют, что они не оказывают заметного влияния на жизнь на Земле.

«Солнце находится на расстоянии 26 000 световых лет от центра галактики, где амплитуда деформации очень мала», - говорит Поджио. «Наши измерения были в основном посвящены внешним частям галактического диска, на расстоянии 52 000 световых лет от галактического центра и далее».

Ранее Gaia обнаружил свидетельства столкновений между Млечным путем и другими галактиками в недавнем и далеком прошлом, которые все еще можно наблюдать на картинах движения больших групп звезд спустя миллиарды лет после произошедших событий.

Крупнейшая в мире проточная батарея подключена к сети в Китае

В китайском городе Далянь была запущена ведущая в мире новая система хранения энергии, которая будет ежедневно снабжать энергией до 200 000 жителей.

Имея начальную мощность 400 МВт/ч и выходную мощность 100 МВт, аккумулирующая электростанция Dalian Flow Battery будет служить источником энергии для города и способствовать освоению возобновляемых источников энергии, таких как ветер и солнечная энергия. Будучи проточной ванадиевой батареей, новая система накопления энергии отличается от обычных литий-ионных батарей, используемых в современных эл...
03.10.22 12:46
Гигантский супертанкер экономит топливо благодаря парусам

По мере движения судоходной отрасли к обезуглероживанию, огромные паруса кораблей могут вернуться. Компания China Merchant Energy Shipping (CMES) получила новый супертанкер, 4 больших паруса которого позволят сократить средний расход топлива почти на 10%.

Паруса были основным источником энергии для больших кораблей на протяжении тысячелетий. Затем немецкий изобретатель Рудольф Дизель запустил первый двигатель в 1897 году, а первые корабли с дизельным двигателем вышли на воду в 1903 году. Более безопасные и эффективные, чем паровые, они постепенно захватили мир судоходства и с тех пор стали опорой международной торговли. И все же они вредны: около 5...