Бетельгейзе не охлаждается, он просто запылился

В конце прошлого года ученые сообщили о том, что звезда Бетельгейзе значительно угасла, упав до 40% от обычной яркости. Предполагалось, что красный сверхгигант скоро взорвется как массивная сверхновая.

Но у астрономов есть и другие теории, объясняющие тусклое поведение звезды. Ученые из Вашингтонского университета и обсерватории Лоуэлла поддерживают одну из них: Бетельгейзе не тускнеет, потому что он вот-вот взорвется - он просто запылился.

Эмили Левеск, доцент Вашингтонского университета по астрономии, и Филипп Месси, астроном Обсерватории Лоуэлла, сообщают, что наблюдения Бетельгейзе, сделанные 14 февраля в обсерватории в Флагстаффе, позволили им рассчитать среднюю температуру поверхности звезды. Они обнаружили, что Бетельгейзе значительно теплее, чем ожидалось, если недавнее затемнение было вызвано охлаждением поверхности звезды.

Новые расчеты подтверждают теорию о том, что Бетельгейзе, как и многие красные сверхгиганты, удалял некоторый материал из внешних слоев.

«Мы постоянно видим это в красных супергигантах, и это нормальная часть их жизненного цикла», - сказал Левеск. «Красные сверхгиганты время от времени сбрасывают с поверхности материал, который конденсируется вокруг звезды в виде пыли. По мере охлаждения и рассеивания частицы пыли поглощают часть света, направленного к нам».

Астрономы ожидают, что Бетельгейзе взорвется как сверхновая в течение следующих 100 000 лет, когда ядро ??разрушится. По словам Месси, уменьшение яркости звезды, которое началось в октябре, не обязательно было признаком неизбежной сверхновой звезды.

Одна теория заключалась в том, что вновь образованная пыль поглощала часть света Бетельгейзе. Другая утверждала, что конвективная зона Бетельгейзе вытягивала горячий материал на поверхность, где он охлаждался, прежде чем вернуться обратно внутрь.

«Простой способ определить разницу между этими теориями - определить эффективную температуру поверхности Бетельгейзе», - сказал Месси.

Измерение температуры звезды не простая задача. Ученые не могут просто навести термометр на звезду и получить показания. Но, глядя на спектр света, исходящего от звезды, астрономы могут рассчитать ее температуру.

Свет от ярких звезд часто слишком сильный для детального спектра, но Мэсси использовал фильтр на 4,3-метровом телескопе Lowell Discovery, который эффективно «демпфировал» сигнал, чтобы они могли анализировать спектр для определенной сигнатуры: поглощения света молекулами оксида титана.

Согласно Левеску, оксид титана может образовываться и накапливаться в верхних слоях крупных, относительно холодных звезд, таких как Бетельгейзе. Он поглощает световые волны определенной длины, оставляя контрольные «метки» в спектре красных сверхгигантов, которые ученый может использовать для определения температуры поверхности звезды.

По их расчетам, средняя температура поверхности Бетельгейзе 14 февраля составляла около 3 325 градусов Цельсия, или 6 017 градусов по Фаренгейту. Это всего лишь на 50-100 градусов Цельсия ниже, чем температура, которую ученые рассчитывали, как температуру поверхности Бетельгейзе в 2004 году. За годы до того, как началось его затемнение.

Эти данные заставляют усомниться в том, что Бетельгейзе тускнеет, потому что одна из массивных конвективных ячеек звезды доставила горячий газ изнутри на поверхность, где она остыла. Многие звезды имеют эти конвективные ячейки, в том числе наше Солнце. Но конвективные ячейки на Солнце многочисленны и относительно малы - размером с Мексику, а красные супергиганты, такие как Бетельгейзе, которые крупнее, холоднее и с более слабой гравитацией, содержат всего три или четыре массивные ячейки, которые простираются на большую часть их поверхности.

Если бы одна из этих массивных ячеек поднялась на поверхность Бетельгейзе, Левеск и Месси зарегистрировали бы значительно большее понижение температуры, чем наблюдали между 2004 и 2020 годами.

«Сравнение с нашим спектром 2004 года сразу показало, что температура существенно не изменилась», - сказал Мэсси. «Мы знали, что ответ - пыль».

Астрономы уже наблюдали облака пыли вокруг других красных сверхгигантов, и дополнительные наблюдения могут выявить похожий беспорядок вокруг Бетельгейзе.

За последние несколько недель Бетельгейзе снова начала светлеть, хотя и немного. Даже если недавнее затемнение не указывало на то, что звезда скоро взорвется, для Левеска и Месси это не повод прекратить наблюдения.

«Красные супергиганты - очень динамичные звезды», - сказал Левеск. «Чем больше мы сможем узнать об их нормальном поведении - колебаниях температуры, пыли, конвективных ячейках - тем лучше сможем понять их и распознать, когда может произойти нечто действительно уникальное, такое как сверхновая».

Бионический глаз готовится к испытаниям на людях

У людей с определенными видами слепоты может появиться новая надежда, поскольку экспериментальное устройство для восстановления зрения было признано безопасным для имплантации. Его еще предстоит испытать на людях, но он обещает обеспечить довольно элементарную форму зрения.

Протез Phoenix99 Bionic Eye разрабатывается учеными из Сиднейского университета Австралии и Университета Нового Южного Уэльса. Он предназначен для пациентов со слепотой, вызванной дегенеративными заболеваниями, такими как пигментный ретинит, при котором сетчатка нарушена, но зрительный нерв остается неповрежденным. Система включает в себя небольшую видеокамеру, крепящуюся к очкам, которая отображ...
05.12.21 15:28
Изучение защитного пузыря Солнечной системы

Группа астрофизиков сделала прорыв в понимании космических сил, которые формируют защитный пузырь, окружающий Солнечную систему - гелиосферу.

Астрофизики считают, что гелиосфера защищает планеты в Солнечной системе от мощной радиации, исходящей от сверхновых звезд, последних взрывов умирающих звезд по всей Вселенной. Они считают, что гелиосфера простирается далеко за пределы системы, но, несмотря на массивный буфер против космического излучения, который гелиосфера обеспечивает жизненным формам Земли, никто на самом деле не знает форму г...
05.12.21 14:45
Второй по высоте небоскреб в мире пронизывает небо над Куала-Лумпуром

Уже 5 лет строится новый мегатолл, который займет место второго по высоте небоскреба в мире. Поднявшись до впечатляющей высоты 678,9 метров, Merdeka 118 в Куала-Лумпуре теперь официально построен, то есть достиг максимальной высоты, и готовится к завершению в конце 2022 года.

Небоскреб-мегатолл спроектирован австралийской компанией Fender Katsalidis, которая также стоит за привлекательной башней Australia 108, и строится он уже пять лет. Его внешний вид вдохновлен узорами малазийского декоративно-прикладного искусства и представляет собой скульптурную композицию из треугольных стеклянных секций. Хотя очень высокие небоскребы регулярно строятся по всему миру, редко мож...
04.12.21 17:34
Астрономы открыли горячую и плотную планету с восьмичасовым годом

В новом исследовании ученые показывают, что планета, находящаяся на расстоянии 31 светового года от Земли, является одной из самых легких среди почти 5000 экзопланет, известных сегодня, массой в половину Земли. Ее диаметр составляет чуть более 9000 километров - немного больше, чем у Марса.

Команда утверждает, что это исследование, опубликованное в журнале Nature, представляет собой шаг вперед в поисках «второй Земли», поскольку показывает, что астрономы могут определять свойства даже очень маленьких планет. Соавтор, доктор Винсент Ван Эйлен сказал: «В новом исследовании размер и масса планеты были рассчитаны с использованием двух методов, каждый из которых включал анализ света звез...
04.12.21 17:14
Изучение защитного пузыря Солнечной системы

05.12.21 14:45
Астрономы открыли горячую и плотную планету с восьмичасовым годом

04.12.21 17:14
Новые свидетельства намекают на вулканическую активность внутри Венеры

Международная группа исследователей нашла доказательства, свидетельствующие о возможной вулканической активности Идунн Монс на Венере. Ученые описывают найденные доказательства, но и отмечают, что их теории не могут быть подтверждены, пока новый космический корабль не будет отправлен на Венеру.

Предыдущие исследования показали, что Венера - негостеприимное место. Размером примерно с Землю, у неё очень плотная атмосфера, состоящая в основном из углекислого газа, заполненная облаками серной кислоты. На планете экстремальное атмосферное давление и очень высокая температура. Средняя температура поверхности 464 градуса по Цельсию. Предыдущие исследования также намекали на возможность широкома...
03.12.21 11:29
Астрономы наблюдают новый тип двойной звезды, существование которой предсказывали

Исследователи Гарвард-Смитсоновского Центра астрофизики наблюдали новый тип двойной звезды, существование которой долгое время предполагалось. Открытие окончательно подтверждает, как формируется и эволюционирует редкий тип звезд во Вселенной.

Новый класс звезд, описанный в выпуске Ежемесячных уведомлений Королевского астрономического общества за этот месяц, был обнаружен Каримом Эль-Бадри с помощью телескопа Шейна в обсерватории Лик в Калифорнии и данных нескольких астрономических обзоров. «Мы наблюдали первое физическое доказательство новой популяции переходных двойных звезд», - говорит Эль-Бадри. «Это захватывающе. Это недостающее з...