Бетельгейзе не охлаждается, он просто запылился

В конце прошлого года ученые сообщили о том, что звезда Бетельгейзе значительно угасла, упав до 40% от обычной яркости. Предполагалось, что красный сверхгигант скоро взорвется как массивная сверхновая.

Но у астрономов есть и другие теории, объясняющие тусклое поведение звезды. Ученые из Вашингтонского университета и обсерватории Лоуэлла поддерживают одну из них: Бетельгейзе не тускнеет, потому что он вот-вот взорвется - он просто запылился.

Эмили Левеск, доцент Вашингтонского университета по астрономии, и Филипп Месси, астроном Обсерватории Лоуэлла, сообщают, что наблюдения Бетельгейзе, сделанные 14 февраля в обсерватории в Флагстаффе, позволили им рассчитать среднюю температуру поверхности звезды. Они обнаружили, что Бетельгейзе значительно теплее, чем ожидалось, если недавнее затемнение было вызвано охлаждением поверхности звезды.

Новые расчеты подтверждают теорию о том, что Бетельгейзе, как и многие красные сверхгиганты, удалял некоторый материал из внешних слоев.

«Мы постоянно видим это в красных супергигантах, и это нормальная часть их жизненного цикла», - сказал Левеск. «Красные сверхгиганты время от времени сбрасывают с поверхности материал, который конденсируется вокруг звезды в виде пыли. По мере охлаждения и рассеивания частицы пыли поглощают часть света, направленного к нам».

Астрономы ожидают, что Бетельгейзе взорвется как сверхновая в течение следующих 100 000 лет, когда ядро ??разрушится. По словам Месси, уменьшение яркости звезды, которое началось в октябре, не обязательно было признаком неизбежной сверхновой звезды.

Одна теория заключалась в том, что вновь образованная пыль поглощала часть света Бетельгейзе. Другая утверждала, что конвективная зона Бетельгейзе вытягивала горячий материал на поверхность, где он охлаждался, прежде чем вернуться обратно внутрь.

«Простой способ определить разницу между этими теориями - определить эффективную температуру поверхности Бетельгейзе», - сказал Месси.

Измерение температуры звезды не простая задача. Ученые не могут просто навести термометр на звезду и получить показания. Но, глядя на спектр света, исходящего от звезды, астрономы могут рассчитать ее температуру.

Свет от ярких звезд часто слишком сильный для детального спектра, но Мэсси использовал фильтр на 4,3-метровом телескопе Lowell Discovery, который эффективно «демпфировал» сигнал, чтобы они могли анализировать спектр для определенной сигнатуры: поглощения света молекулами оксида титана.

Согласно Левеску, оксид титана может образовываться и накапливаться в верхних слоях крупных, относительно холодных звезд, таких как Бетельгейзе. Он поглощает световые волны определенной длины, оставляя контрольные «метки» в спектре красных сверхгигантов, которые ученый может использовать для определения температуры поверхности звезды.

По их расчетам, средняя температура поверхности Бетельгейзе 14 февраля составляла около 3 325 градусов Цельсия, или 6 017 градусов по Фаренгейту. Это всего лишь на 50-100 градусов Цельсия ниже, чем температура, которую ученые рассчитывали, как температуру поверхности Бетельгейзе в 2004 году. За годы до того, как началось его затемнение.

Эти данные заставляют усомниться в том, что Бетельгейзе тускнеет, потому что одна из массивных конвективных ячеек звезды доставила горячий газ изнутри на поверхность, где она остыла. Многие звезды имеют эти конвективные ячейки, в том числе наше Солнце. Но конвективные ячейки на Солнце многочисленны и относительно малы - размером с Мексику, а красные супергиганты, такие как Бетельгейзе, которые крупнее, холоднее и с более слабой гравитацией, содержат всего три или четыре массивные ячейки, которые простираются на большую часть их поверхности.

Если бы одна из этих массивных ячеек поднялась на поверхность Бетельгейзе, Левеск и Месси зарегистрировали бы значительно большее понижение температуры, чем наблюдали между 2004 и 2020 годами.

«Сравнение с нашим спектром 2004 года сразу показало, что температура существенно не изменилась», - сказал Мэсси. «Мы знали, что ответ - пыль».

Астрономы уже наблюдали облака пыли вокруг других красных сверхгигантов, и дополнительные наблюдения могут выявить похожий беспорядок вокруг Бетельгейзе.

За последние несколько недель Бетельгейзе снова начала светлеть, хотя и немного. Даже если недавнее затемнение не указывало на то, что звезда скоро взорвется, для Левеска и Месси это не повод прекратить наблюдения.

«Красные супергиганты - очень динамичные звезды», - сказал Левеск. «Чем больше мы сможем узнать об их нормальном поведении - колебаниях температуры, пыли, конвективных ячейках - тем лучше сможем понять их и распознать, когда может произойти нечто действительно уникальное, такое как сверхновая».

В уникальных окаменелостях сохранился мозг, возрастом 310 миллионов лет

Исследователи обнаружили один из старейших и лучше всего сохранившихся мозгов. Подковоносный краб возрастом 310 миллионов лет был обнаружен с целым мозгом благодаря ранее неизвестному методу сохранения.

Большая часть наших знаний о древних существах происходит от костей - мягкие ткани не очень хорошо сохраняются в окаменелостях. Некоторые механизмы лучше других сохраняют эти хрупкие ткани, и наиболее известный из них - янтарь. Ученые могут сканировать существ в янтарных оболочках, чтобы получить изображения их мозга и других органов. Самые старые янтарные включения датируются около 230 миллионов...
02.08.21 10:58
«Озера» с жидкой водой на Марсе могут быть просто замороженной глиной

Несколько лет назад астрономы объявили о невероятном открытии на Марсе озер с жидкой водой, погребенных под ледяной шапкой на южном полюсе. Но, к сожалению, три новых статьи опровергают это утверждение, а новые эксперименты предполагают, что сигнал «воды» создает замороженная глина.

Существует множество свидетельств, указывающих на очень влажное древнее прошлое Красной планеты, и обнаружение жидкой воды, которая все еще скапливается там сегодня, было чем-то вроде Святого Грааля. В 2018 году ученые наконец нашли это - орбитальный аппарат Mars Express вернул радиолокационные сигналы, соответствующие границе раздела с водой. Команда пришла к выводу, что озеро с жидкой водой нахо...
01.08.21 15:21
Первый коммерческий перепрограммируемый спутник запущен в космос

Первый в мире коммерческий полностью перепрограммируемый спутник был запущен из Французской Гвианы в пятницу на борту ракеты Ariane 5, открыв новую эру более гибких коммуникаций.

В отличие от обычных моделей, которые спроектированы и «зашиты» на Земле и не могут быть повторно использованы после выхода на орбиту, Eutelsat Quantum позволяет пользователям адаптировать связь к своим потребностям - почти в режиме реального времени. Спутник будет выведен на орбиту примерно через 36 минут после запуска. По данным Европейского космического агентства, поскольку его можно перепрог...
31.07.21 14:31
Новый взгляд на загадки образования планет

Астрономы впервые осуществили измерения вращения планет, составляющих звездную систему HR 8799.

Обнаруженная в 2008 году обсерваторией Кека и обсерваторией Gemini, которые расположены на Гавайях, звездная система HR 8799 расположена в 129 световых годах от нас и имеет четыре супер-Юпитера, каждая из которых массивнее Юпитера. HR 8799 - одна из первых планетных систем, сфотографированных непосредственно в телескоп. Но ни один из периодов вращения планет HR 8799 или скорости вращения не был и...
30.07.21 10:47
«Озера» с жидкой водой на Марсе могут быть просто замороженной глиной

01.08.21 15:21
Первый коммерческий перепрограммируемый спутник запущен в космос

31.07.21 14:31
Новый взгляд на загадки образования планет

30.07.21 10:47
Первое обнаружение света из-за черной дыры

Наблюдая за рентгеновскими лучами, выбрасываемыми во Вселенную сверхмассивной черной дырой в центре галактики на расстоянии 800 миллионов световых лет от нас, астрофизик Стэнфордского университета Дэн Уилкинс заметил интригующую закономерность.

Он наблюдал серию ярких рентгеновских вспышек, интересных, но не беспрецедентных, а затем телескопы зафиксировали нечто неожиданное: дополнительные рентгеновские вспышки, которые были меньше, позже и разных «цветов», чем яркие вспышки. Согласно теории, эти световые эхо соответствовали рентгеновским лучам, отраженным позади черной дыры, но даже базовое понимание черных дыр говорит нам, что это стр...