Бетельгейзе не охлаждается, он просто запылился

В конце прошлого года ученые сообщили о том, что звезда Бетельгейзе значительно угасла, упав до 40% от обычной яркости. Предполагалось, что красный сверхгигант скоро взорвется как массивная сверхновая.

Но у астрономов есть и другие теории, объясняющие тусклое поведение звезды. Ученые из Вашингтонского университета и обсерватории Лоуэлла поддерживают одну из них: Бетельгейзе не тускнеет, потому что он вот-вот взорвется - он просто запылился.

Эмили Левеск, доцент Вашингтонского университета по астрономии, и Филипп Месси, астроном Обсерватории Лоуэлла, сообщают, что наблюдения Бетельгейзе, сделанные 14 февраля в обсерватории в Флагстаффе, позволили им рассчитать среднюю температуру поверхности звезды. Они обнаружили, что Бетельгейзе значительно теплее, чем ожидалось, если недавнее затемнение было вызвано охлаждением поверхности звезды.

Новые расчеты подтверждают теорию о том, что Бетельгейзе, как и многие красные сверхгиганты, удалял некоторый материал из внешних слоев.

«Мы постоянно видим это в красных супергигантах, и это нормальная часть их жизненного цикла», - сказал Левеск. «Красные сверхгиганты время от времени сбрасывают с поверхности материал, который конденсируется вокруг звезды в виде пыли. По мере охлаждения и рассеивания частицы пыли поглощают часть света, направленного к нам».

Астрономы ожидают, что Бетельгейзе взорвется как сверхновая в течение следующих 100 000 лет, когда ядро ??разрушится. По словам Месси, уменьшение яркости звезды, которое началось в октябре, не обязательно было признаком неизбежной сверхновой звезды.

Одна теория заключалась в том, что вновь образованная пыль поглощала часть света Бетельгейзе. Другая утверждала, что конвективная зона Бетельгейзе вытягивала горячий материал на поверхность, где он охлаждался, прежде чем вернуться обратно внутрь.

«Простой способ определить разницу между этими теориями - определить эффективную температуру поверхности Бетельгейзе», - сказал Месси.

Измерение температуры звезды не простая задача. Ученые не могут просто навести термометр на звезду и получить показания. Но, глядя на спектр света, исходящего от звезды, астрономы могут рассчитать ее температуру.

Свет от ярких звезд часто слишком сильный для детального спектра, но Мэсси использовал фильтр на 4,3-метровом телескопе Lowell Discovery, который эффективно «демпфировал» сигнал, чтобы они могли анализировать спектр для определенной сигнатуры: поглощения света молекулами оксида титана.

Согласно Левеску, оксид титана может образовываться и накапливаться в верхних слоях крупных, относительно холодных звезд, таких как Бетельгейзе. Он поглощает световые волны определенной длины, оставляя контрольные «метки» в спектре красных сверхгигантов, которые ученый может использовать для определения температуры поверхности звезды.

По их расчетам, средняя температура поверхности Бетельгейзе 14 февраля составляла около 3 325 градусов Цельсия, или 6 017 градусов по Фаренгейту. Это всего лишь на 50-100 градусов Цельсия ниже, чем температура, которую ученые рассчитывали, как температуру поверхности Бетельгейзе в 2004 году. За годы до того, как началось его затемнение.

Эти данные заставляют усомниться в том, что Бетельгейзе тускнеет, потому что одна из массивных конвективных ячеек звезды доставила горячий газ изнутри на поверхность, где она остыла. Многие звезды имеют эти конвективные ячейки, в том числе наше Солнце. Но конвективные ячейки на Солнце многочисленны и относительно малы - размером с Мексику, а красные супергиганты, такие как Бетельгейзе, которые крупнее, холоднее и с более слабой гравитацией, содержат всего три или четыре массивные ячейки, которые простираются на большую часть их поверхности.

Если бы одна из этих массивных ячеек поднялась на поверхность Бетельгейзе, Левеск и Месси зарегистрировали бы значительно большее понижение температуры, чем наблюдали между 2004 и 2020 годами.

«Сравнение с нашим спектром 2004 года сразу показало, что температура существенно не изменилась», - сказал Мэсси. «Мы знали, что ответ - пыль».

Астрономы уже наблюдали облака пыли вокруг других красных сверхгигантов, и дополнительные наблюдения могут выявить похожий беспорядок вокруг Бетельгейзе.

За последние несколько недель Бетельгейзе снова начала светлеть, хотя и немного. Даже если недавнее затемнение не указывало на то, что звезда скоро взорвется, для Левеска и Месси это не повод прекратить наблюдения.

«Красные супергиганты - очень динамичные звезды», - сказал Левеск. «Чем больше мы сможем узнать об их нормальном поведении - колебаниях температуры, пыли, конвективных ячейках - тем лучше сможем понять их и распознать, когда может произойти нечто действительно уникальное, такое как сверхновая».

Топ-5 электросамокатов Xiaomi

Китайский бренд Xiaomi славен не только производством мощных и доступных смартфонов, но и созданием различных видов электрического транспорта, включая электросамокаты.

Мы выделили для вас топ-5 лучших электросамокатов Xiaomi, которые изготовлены из инновационных материалов, обладают неповторимым дизайном и могут похвастать солидными техническими характеристиками. Xiaomi MiJia Electric Scooter M365 - самая популярная модель самоката При изготовлении корпуса самоката MiJia Electric Scooter M365 применялся авиационный алюминий, который не только придал устройству...
03.04.20 13:07
SpaceX готова начать тестирование третьего прототипа Starship

Уже почти год SpaceX строит серию прототипов Starship, которым предстоит тестирование работы системы при запуске на орбиту.

Вслед за успешными испытаниями эти испытания позволят проверить космический корабль и его двигатели Raptor в космосе. К сожалению, компания столкнулась с некоторыми сбоями с этими прототипами, так как первые два взорвались во время теста. Первый прототип, Starship Mk1, взорвался на стартовой площадке 20 ноября 2019 года во время испытания на герметичность. Второй прототип, SN1, также взорвался во...
02.04.20 16:58
Хаббл нашел неуловимую черную дыру средней массы

Астрономы обнаружили лучшее доказательство существования черной дыры - космическое убийство: черная дыра промежуточной массы раскрыла свое существование, разорвав звезду, которая прошла слишком близко.

При весе примерно в 50 000 масс нашего Солнца, черная дыра средней массы меньше сверхмассивных черных дыр (вес которых миллионы или миллиарды солнечных масс), которые лежат в ядрах больших галактик, но больше, чем черные дыры звездной массы, образованные коллапсом массивной звезды. Черные дыры средней массы являются долгожданным «недостающим звеном» в эволюции черной дыры. Хотя было несколько дру...
01.04.20 16:53
Искаженное пространство-время поможет WFIRST найти экзопланеты

Телескоп НАСА WFIRST будет искать планеты вне Солнечной системы в направлении центра Млечного Пути, где находится большинство звезд.

Изучение свойств экзопланетных миров поможет понять, на что похожи планетные системы по всей галактике, как формируются и развиваются планеты. Объединение результатов WFIRST с результатами миссий Kepler и TESS завершит первую перепись планет и приблизит нас к открытию пригодных для жизни миров за пределами нашего. На сегодняшний день астрономы обнаружили большинство планет во время транзита, ког...
31.03.20 20:44
SpaceX готова начать тестирование третьего прототипа Starship

02.04.20 16:58
Хаббл нашел неуловимую черную дыру средней массы

01.04.20 16:53
Искаженное пространство-время поможет WFIRST найти экзопланеты

31.03.20 20:44
Новый китайский корабль может состыковаться с МКС

Но это политически невозможно в данный момент.

Похоже, что космический корабль нового поколения, который Китай готовит к летным испытаниям этой весной, способен стыковаться с Международной космической станцией (МКС). На снимке, опубликованном Шанхайской академией космических полетов (SAST), показана стыковочная система нового космического корабля, которая совместима с международным стандартом стыковочной системы (IDSS). Роскосмос, НАСА и Евр...