Переосмысление гелиосферы Солнечной системы

Мы живем в пузыре. Не метафорическом, а настоящем пузыре. В этом отношении наша Земля и остальные планеты Солнечной системы тоже находятся в пузыре. И нашим существованием мы обязаны ему.

Космические физики называют этот пузырь гелиосферой. Это обширный регион, простирающийся на расстоянии в два раза большим расстояния от Солнца до Плутона, который создает магнитное силовое поле вокруг всех планет, отклоняя заряженные частицы, которые в противном случае могли бы проникнуть в Солнечную систему и даже разорвать вашу ДНК, если не повезет оказаться у них на пути.

Гелиосфера обязана своим существованием взаимодействию солнечного ветра и частиц вне Солнечной системы. Хотя считается, что пространство между звездами совершенно пустое, на самом деле оно заполнено тонким бульоном из пыли и газа от других звезд - живых, мертвых и еще не рожденных. Усредненный по всей галактике, каждый объем пространства размером с сахарный кубик содержит только один атом, а область вокруг нашей Солнечной системы еще менее плотна.

Солнечный ветер постоянно давит на этот межзвездный материал. Но чем дальше от Солнца, тем слабее становится это давление. После десятков миллиардов миль межзвездный материал начинает также давить. Гелиосфера заканчивается там, где уравновешиваются два давления. Но где именно эта граница и как она выглядит?

Мерав Офер, профессор астрономии в Колледже искусств и наук Бостонского университета и в Центре космической физики, изучает эти вопросы почти 20 лет. И в последнее время ее ответы вызвали переполох.

Поскольку вся наша Солнечная система движется через межзвездное пространство, гелиосфера, несмотря на свое название, на самом деле не сфера. Космические физики долго сравнивали ее форму с кометой, с круглым «носом» на одной стороне и длинным хвостом, простирающимся в противоположном направлении.

Но в 2015 году, используя новую компьютерную модель и данные с космического корабля Вояджер 1, Офер и ее соавтор Джеймс Дрейк из Университета Мэриленда пришли к другому выводу: они предположили, что гелиосфера имеет форму полумесяца. В этой модели "круассана" две струи простираются вниз по течению от носа.

Спустя два года после начала дискуссии о «круассанах», показания космического корабля Кассини, который вращался вокруг Сатурна с 2004 по 2017 год, предложили еще одно видение гелиосферы. Ученые из Кассини сделали вывод, что частицы, отражающиеся от границы гелиосферы, связаны с ионами, измеренными космическим аппаратом-близнецом Вояджер, пришли к выводу, что гелиосфера на самом деле почти круглая и симметричная: ни комета, ни круассан, а больше похожа на пляжный мяч. Их результат был столь же спорным, как и круассан.

Теперь Офер, Дрейк и коллеги Ави Леб из Гарвардского университета и Габор Тот из Мичиганского университета разработали новую трехмерную модель гелиосферы, которая могла бы примирить «круассан» с пляжным мячом. Их работа была опубликована в Nature Astronomy 16 марта.

В отличие от большинства предыдущих моделей, в которых предполагалось, что все заряженные частицы в Солнечной системе колеблются вокруг одной и той же средней температуры, новая модель разбивает частицы на две группы. Сначала это заряженные частицы, поступающие непосредственно от солнечного ветра. Во-вторых, это то, что космические физики называют «поглощением» ионов. Это частицы, которые попали в Солнечную систему в электрически нейтральной форме - поскольку они не отклоняются магнитными полями, нейтральные частицы могут "просто войти", говорит Офер, - но затем их электроны выбивает.

Космический корабль «Новые горизонты», который исследует пространство за Плутоном, обнаружил, что эти частицы становятся в сотни или тысячи раз жарче, чем обычные ионы солнечного ветра, поскольку переносятся солнечным ветром и ускоряются его электрическим полем. Путем моделирования температуры, плотности и скорости двух групп частиц по отдельности исследователи обнаружили их огромное влияние на форму гелиосферы.

Эта форма, согласно новой модели, фактически разделяет разницу между круассаном и сферой. Назовите это спущенным пляжным мячом или выпуклым круассаном: в любом случае, с этим согласились и команда Офера, и исследователи Кассини.

Новая модель сильно отличается от классической модели кометы. Но на самом деле они могут быть более похожими, чем кажутся, в зависимости от того, как именно определять границу гелиосферы. Представьте фотографию в оттенках серого и черно-белого. Окончательное изображение во многом зависит от того, какой именно серый оттенок вы выберете в качестве разделительной линии между черным и белым.

Так зачем вообще беспокоиться о форме гелиосферы? Исследователи, изучающие экзопланеты очень заинтересованы в сравнении нашей гелиосферы с теми, что вокруг других звезд. Может ли солнечный ветер и гелиосфера быть ключевыми ингредиентами в рецепте жизни? «Если мы хотим понять окружающую среду, нам лучше понять гелиосферу», - говорит Лоэб.

Также речь идет о измельчающих ДНК межзвездных частицах. Исследователи все еще работают над тем, что именно они означают для жизни на Земле и на других планетах. Некоторые считают, что они могут вызвать генетические мутации, которые привели к такой жизни, как мы. «В нужном количестве они вносят изменения, мутации, которые позволяют организму развиваться и становиться более сложным. Но при превышении дозы, лекарство становится ядом. «В жизни всегда существует тонкий баланс. Слишком много хорошего - это плохо», - говорит Леб.

Но когда дело доходит до данных, редко бывает слишком много хорошего. И хотя модели кажутся сходящимися, они все еще ограничены недостатком данных из внешних источников Солнечной системы. Вот почему такие исследователи, как Офер, надеются заставить НАСА запустить межзвездный зонд следующего поколения, который прорежет путь через гелиосферу и непосредственно обнаружит ионы вблизи периферии гелиосферы. Пока что только космические корабли Вояджер 1 и Вояджер 2 перешли эту границу, но их запустили более 40 лет назад, и у них на борту инструменты более старой эпохи, которые были предназначены для другой работы. Новый зонд может появиться в 2030-е годы и начать исследование края гелиосферы через 10 или 15 лет после этого.

«С помощью Межзвездного зонда мы надеемся раскрыть хотя бы некоторые из многочисленных загадок, которые Вояджеры начали раскрывать», - говорит Офер. И этого стоит подождать.

НАСА выбрало SpaceX для миссии к Европе

В пятницу НАСА заявило, что выбрало SpaceX для запуска запланированного рейса к ледяному спутнику Юпитера Европе, что стало огромной победой компании Илона Маска, которая нацелена глубже в Солнечную систему.

Миссия Europa Clipper будет запущена в октябре 2024 года на ракете Falcon Heavy из Космического центра Кеннеди во Флориде, общая стоимость контракта составляет 178 миллионов долларов. Ранее предполагалось, что миссия будет запущена на собственной ракете НАСА Space Launch System (SLS), страдающей от задержек и перерасхода средств. И хотя SLS еще не работает, Falcon Heavy уж использовался как в ком...
26.07.21 10:59
Искусственный интеллект помогает НАСА точнее рассматривать Солнце

Группа исследователей использует методы искусственного интеллекта для калибровки некоторых изображений Солнца, помогая улучшить данные, которые ученые используют для исследований Солнца.

У солнечного телескопа тяжелая работа. Рассмотрение Солнца наносит тяжелый урон, с постоянной атакой нескончаемым потоком солнечных частиц и интенсивным солнечным светом. Со временем чувствительные линзы и сенсоры солнечных телескопов начинают разрушаться. Чтобы гарантировать точность данных, отправляемых такими инструментами, ученые периодически проводят повторную калибровку, чтобы понять, как ме...
25.07.21 13:32
Астрономы впервые четко обнаружили диск формирующейся луны вокруг экзопланеты

Используя Атакамскую большую [антенну] решётку миллиметрового диапазона (ALMA), астрономы впервые однозначно обнаружили присутствие диска вокруг планеты за пределами Солнечной системы. Наблюдения прольют новый свет на образование лун и планет в молодых звездных системах.

«Наша работа представляет собой четкое обнаружение диска, в котором могут формироваться спутники», - говорит Мириам Бенисти, исследователь из Университета Гренобля, Франция, и Университета Чили, возглавлявшая новое исследование. «Наши наблюдения ALMA были получены с таким прекрасным разрешением, что мы смогли четко определить, что диск связан с планетой, и впервые смогли вычислить его размер». Ра...
23.07.21 11:21
Марсоход Perseverance готовится подобрать первый образец

НАСА завершает подготовку марсохода Perseverance к сбору первого в истории образца марсианской породы, который в будущих запланированных миссиях доставят на Землю.

Шестиколесный ровер ищет интересную с научной точки зрения цель в кратере Езеро. Ожидается, что эта важная часть миссии начнется в течение следующих двух недель. 18 февраля Perseverance приземлился в кратере Езеро, и 1 июня НАСА начало научную фазу миссии, исследуя участок дна кратера площадью 4 квадратных километра, который может содержать самые глубокие и самые древние слои обнаженной коренной ...