Первое фото мощного джета, возникающего из сталкивающихся галактик

Группа исследователей из Клемсонского университетского научного колледжа в сотрудничестве с зарубежными коллегами сообщила о первом обнаружении релятивистской струи, возникающей из двух сталкивающихся галактик.

По сути, это первое фото, доказывающее, что слияние галактик может создавать джеты заряженных частиц, которые путешествуют почти со скоростью света.

Кроме того, ученые ранее обнаружили, что эти джеты могут быть обнаружены в галактиках эллиптической формы, которые могут образоваться в результате слияния двух спиральных галактик. Теперь у них есть изображение, показывающее формирование струи из двух молодых спиральных галактик.

«Впервые мы обнаружили две галактики спиральной формы, которые собирались столкнуться, в результате которого возник зарождающийся джет, который только начал свою жизнь в центре одной из галактик», - сказала Вайдехи Палия, ведущий автор статьи, опубликованной в Astrophysical Journal 7 апреля 2020 года.

Статья называется «TXS 2116-077: Релятивистская струя, испускающая гамма-излучение при слиянии галактик». В дополнение к Палии, которая в настоящее время работает в Deutsche Elektronen Synchrotron (DESY) в Германии, в число других авторов входят доцент Марко Аджелло, профессор Дитер Хартманн и адъюнкт-профессор Стефано Маркези из кафедры физики и астрономии.

Молодость джета позволила исследователям ясно увидеть его хозяина.

По словам Аджелло, другие уже много раз представляли галактические столкновения. Но он и его коллеги первыми захватили две галактики, сливающиеся так, что ??полностью сформированный джет, хотя и очень молодой, поэтому не настолько яркий, чтобы ослепить, направлен в сторону Земли.

«Как правило, струя излучает свет, который настолько силен, что мы не можем видеть галактику за ним», - сказал Маркези. «Это все равно что пытаться смотреть на объект, а кто-то направляет яркий фонарь в глаза. Все, что вы можете видеть, - это фонарик. Этот джет менее мощный, поэтому мы действительно можем видеть галактику там, где она рождается».

Джеты - самые мощные астрофизические явления во Вселенной. Они могут излучать во Вселенную больше энергии за одну секунду, чем наше Солнце произведет за всю свою жизнь. Эта энергия находится в форме излучения, такого как интенсивные радиоволны, рентгеновские лучи и гамма-лучи.

«Джеты являются лучшими ускорителями во Вселенной, гораздо лучше, чем суперколлайдеры, которые есть на Земле», - сказал Хартманн, имея в виду ускорители, используемые в исследованиях физики высоких энергий.

Считалось, что джеты рождаются из более старых галактик эллиптической формы с активным ядром галактики, представляющим собой сверхмассивную черную дыру, которая находится в центре. Ученые считают, что все галактики имеют центрально расположенные сверхмассивные черные дыры, но не все они с активным ядром. Например, массивная черная дыра нашего Млечного Пути находится в состоянии покоя.

Ученые предполагают, что активное ядро галактики увеличивается за счет гравитационного втягивания газа и пыли во время аккреции. Но не вся эта материя попадает в черную дыру. Некоторые частицы ускоряются и выбрасываются наружу в виде узких пучков - джетов.

«Трудно вытеснить газ из галактики и достичь её центра», - объяснил Аджелло. «Нужно что-то, чтобы немного встряхнуть галактику, чтобы заставить газ попасть туда. Слияние или столкновение галактик - самый простой способ переместить газ, и, если его будет достаточно, то сверхмассивная черная дыра станет чрезвычайно яркой и потенциально может создать джет».

Изображение команды запечатлело две галактики: сейфертовскую галактику TXS 2116-077 и другую галактику аналогичной массы.

«В конце концов весь газ будет вытеснен в космос, и без газа галактика не сможет больше образовывать звезды», - сказал Аджелло. «Без газа черная дыра заснет, и галактика будет бездействовать».

Спустя миллиарды лет наш собственный Млечный Путь сольется с близлежащей галактикой Андромеды.

«Ученые провели подробное численное моделирование и предсказали, что это событие может в конечном итоге привести к образованию одной гигантской эллиптической галактики», - сказала Палия. «В зависимости от физических условий, она может создать релятивистскую струю, но это в далеком будущем».

Команда сделала снимок с помощью одного из крупнейших наземных телескопов в мире, 8,2-метрового оптического инфракрасного телескопа Subaru, расположенного на вершине горы на Гавайях. Они выполнили последующие наблюдения с помощью Большого Канарского телескопа и Телескопа Уильяма Гершеля на острове Ла-Пальма у побережья Испании, а также с помощью космического телескопа НАСА Chandra.

Светлая галактика в центре темного спора

Темная материя считается клеем, который скрепляет галактики, но несколько лет назад группа астрономов заявила, что нашла галактику, в которой её было.

Другие ученые позже утверждали, что это была ошибка вычислений, но теперь первоначальная команда использовала Хаббл для более надежных наблюдений и подтвердила свои выводы. Новое исследование - последний эпизод в давней саге, которая действительно иллюстрирует действующий научный метод. В 2018 году группа астрономов из Йельского университета объявила об открытии DF2 - карликовой галактики, в кото...
19.06.21 11:37
Китайский экипаж отправился на новую космическую станцию

Три китайских астронавта прибыли в четверг на новую космическую станцию ??Китая, начиная трехмесячную миссию, что стало еще одной вехой в амбициозной космической программе страны.

Корабль Shenzhou-12 соединился с модулем космической станции примерно через 6 часов после взлета с космодрома Цзюцюань на окраине пустыни Гоби. Примерно через 3 часа 56-летний командир Не Хайшэн, за ним 54-летний Лю Бомин и 45-летний новичок Тан Хунбо открыли люки и поплыли в основной жилой модуль Tianhe-1. На фотографиях они были заняты распаковкой оборудования. «Впервые китайцы вошли на собств...
18.06.21 09:53
Тайна падения яркости Бетельгейзе раскрыта

В конце 2019 - начале 2020 года яркая оранжевая звезда Бетельгейзе в созвездии Ориона стала заметно темнее, что заставило астрономическое сообщество задуматься.

Группа астрономов опубликовала новые изображения поверхности звезды, сделанные с помощью Очень Большого Телескопа Европейской южной обсерватории (VLT ESO), которые ясно показывают, как изменилась ее яркость. Новое исследование показывает, что звезда была частично скрыта облаком пыли - открытие, которое раскрывает тайну Великого затемнения Бетельгейзе. Падение яркости Бетельгейзе - изменение, заме...
17.06.21 14:59
Самые большие структуры во Вселенной демонстрируют четкий сигнал вращения со смещением света

Нанося на карту движение галактик в огромных волокнах, соединяющих космическую сеть, астрономы из Потсдамского астрофизического института Лейбница (AIP) в сотрудничестве с учеными из Китая и Эстонии обнаружили, что длинные усики галактик вращаются в масштабе сотен миллионов световых лет. Ротации в таких огромных масштабах еще не наблюдались.

Результаты, опубликованные в Nature Astronomy, показывают, что угловой момент может генерироваться в беспрецедентных масштабах. Космические нити - это огромные мосты из галактик и темной материи, которые соединяют скопления галактик друг с другом. Они направляют галактики к большим скоплениям, расположенным на концах. «Картографируя движение галактик на этих огромных космических супермагистралях ...