Вселенная расширяется неравномерно

Одним из основных компонентов космологии является понимание того, что Вселенная расширяется равномерно во всех направлениях. Это было предсказано теорией десятилетия назад и подтверждено измерениями космического микроволнового фона.

Но новые рентгенологические наблюдения предполагают, что это не так - некоторые области могут расширяться быстрее, чем другие.

Гипотеза изотропии говорит, что Вселенная обладает более или менее одинаковыми свойствами в любом направлении. Во всяком случае, это верно в абсолютно гигантских масштабах космоса - в местном масштабе есть различия.

Эта идея была стержнем космологии на протяжении десятилетий, и недавние наблюдения поддерживали её. В 2013 году ЕКА представила карту, сделанную космическим телескопом Планка, с космическим микроволновым фоном (КМФ) - излучением, оставшимся от Большого взрыва. Как и предполагалось, он был «почти идеальным», с небольшими колебаниями температуры в разных направлениях.

Но смотреть на КМФ - это смотреть на Вселенную, когда она была космическим новорожденным, всего лишь 380 000 лет. Перенесемся в будущее на 13,5 миллиардов лет, и нет никакой гарантии, что сегодня Вселенная все еще так однородна. Это именно то, что новое исследование намеревалось исследовать - и результаты удивили исследователей.

«Вместе с коллегами из Университета Бонна и Гарвардского университета мы рассмотрели поведение более 800 скоплений галактик в современной Вселенной», - говорит Константинос Мигкас, соавтор исследования. «Если бы гипотеза изотропии была правильной, свойства скоплений были бы одинаковыми по всему небу. Но мы увидели значительные различия».

Группа провела эти наблюдения с использованием ряда рентгеновских обсерваторий, включая XMM-Newton ЕКА, Chandra НАСА и ROSAT Германии. Это позволило им измерить температуру горячего газа в этих скоплениях галактик и сравнить результаты с яркостью этих объектов на небе.

Если Вселенная одинакова во всех направлениях - и расширялась с одинаковой скоростью везде - тогда скопления, примерно одинаковой температуры и размера, должны иметь одинаковую яркость. Но, к удивлению, исследователи заметили, что это не так.

«Мы увидели, что кластеры с одинаковыми свойствами и схожими температурами оказались менее яркими, чем мы ожидаем в одном направлении неба, и ярче, чем ожидалось в другом направлении», - говорит Томас Райприч, со-ведущий автор. «Разница была довольно значительной, около 30 %. Эти различия не случайны, а имеют четкую картину в зависимости от направления, в котором мы наблюдали».

Команда исключила другие факторы, которые могут повлиять на результаты. Данные не подтверждают идею того, что облака пыли и газа делают определенные области более тусклыми, а также идею, что огромные гравитационные эффекты кластеров влияли на измерения. Это оставляет команду с ответом, что разные части Вселенной расширяются с разной скоростью.

Последствия этого огромны. Многие астрономические измерения основаны на фундаментальном предположении, что определенные космологические параметры постоянны во всей Вселенной, поэтому нельзя сказать, в чем еще мы ошибаемся.

«Если Вселенная действительно анизотропна, даже если только в последние несколько миллиардов лет, это будет означать огромный сдвиг парадигмы, потому что направление каждого объекта должно быть принято во внимание при анализе их свойств», - говорит Мигкас. «Например, сегодня мы оцениваем расстояние очень далеких объектов во Вселенной, применяя набор космологических параметров и уравнений. Мы считаем, что эти параметры везде одинаковы. Но если наши выводы верны, нам придется пересмотреть все наши предыдущие результаты».

К счастью, исследователи не рекомендуют поспешно возвращаться к чертежной доске. Они признают, что выборка относительно мала, и для принятия таких глубоких выводов необходимо больше данных. Будущие рентгеновские миссии, такие как Евклид ЕКА, смогут предоставить эти дополнительные данные.

Исследование было опубликовано в журнале Astronomy & Astrophysics.

Светлая галактика в центре темного спора

Темная материя считается клеем, который скрепляет галактики, но несколько лет назад группа астрономов заявила, что нашла галактику, в которой её было.

Другие ученые позже утверждали, что это была ошибка вычислений, но теперь первоначальная команда использовала Хаббл для более надежных наблюдений и подтвердила свои выводы. Новое исследование - последний эпизод в давней саге, которая действительно иллюстрирует действующий научный метод. В 2018 году группа астрономов из Йельского университета объявила об открытии DF2 - карликовой галактики, в кото...
19.06.21 11:37
Китайский экипаж отправился на новую космическую станцию

Три китайских астронавта прибыли в четверг на новую космическую станцию ??Китая, начиная трехмесячную миссию, что стало еще одной вехой в амбициозной космической программе страны.

Корабль Shenzhou-12 соединился с модулем космической станции примерно через 6 часов после взлета с космодрома Цзюцюань на окраине пустыни Гоби. Примерно через 3 часа 56-летний командир Не Хайшэн, за ним 54-летний Лю Бомин и 45-летний новичок Тан Хунбо открыли люки и поплыли в основной жилой модуль Tianhe-1. На фотографиях они были заняты распаковкой оборудования. «Впервые китайцы вошли на собств...
18.06.21 09:53
Тайна падения яркости Бетельгейзе раскрыта

В конце 2019 - начале 2020 года яркая оранжевая звезда Бетельгейзе в созвездии Ориона стала заметно темнее, что заставило астрономическое сообщество задуматься.

Группа астрономов опубликовала новые изображения поверхности звезды, сделанные с помощью Очень Большого Телескопа Европейской южной обсерватории (VLT ESO), которые ясно показывают, как изменилась ее яркость. Новое исследование показывает, что звезда была частично скрыта облаком пыли - открытие, которое раскрывает тайну Великого затемнения Бетельгейзе. Падение яркости Бетельгейзе - изменение, заме...
17.06.21 14:59
Самые большие структуры во Вселенной демонстрируют четкий сигнал вращения со смещением света

Нанося на карту движение галактик в огромных волокнах, соединяющих космическую сеть, астрономы из Потсдамского астрофизического института Лейбница (AIP) в сотрудничестве с учеными из Китая и Эстонии обнаружили, что длинные усики галактик вращаются в масштабе сотен миллионов световых лет. Ротации в таких огромных масштабах еще не наблюдались.

Результаты, опубликованные в Nature Astronomy, показывают, что угловой момент может генерироваться в беспрецедентных масштабах. Космические нити - это огромные мосты из галактик и темной материи, которые соединяют скопления галактик друг с другом. Они направляют галактики к большим скоплениям, расположенным на концах. «Картографируя движение галактик на этих огромных космических супермагистралях ...