Детекторы LIGO и Virgo уловили первую гравитационную волну от слияния двойной черной дыры с неравными массами

Исследователи опубликовали сигнал, не похожий ни на один из предыдущих.

GW190412 - это первое наблюдение слияния бинарных черных дыр, когда две черные дыры имеют совершенно разные массы, примерно в 8 и 30 раз больше нашего Солнца. Это не только позволило более точно измерить астрофизические свойства системы, но и позволило ученым LIGO/Virgo проверить до сих пор непроверенный прогноз Теории общей относительности Эйнштейна.

«Впервые в GW190412 мы «услышали» безошибочный гравитационно-волновой гул высшей гармоники, похожий на обертоны музыкальных инструментов», - объясняет Фрэнк Оме, руководитель исследовательской группы Института гравитационной физики Общества Макса Планка (AEI). «В системах с неравными массами, таких как GW190412 - наше первое наблюдение такого типа - эти обертоны в сигнале гравитационной волны намного громче, чем в обычных наблюдениях. Вот почему мы не могли слышать их раньше». Это наблюдение еще раз подтверждает Теорию общей относительности Эйнштейна, которая предсказывает существование гравитационных волн в 2 или 3 раза превышающих основную частоту, наблюдаемую до сих пор.

«Черные дыры в основе GW190412 больше массу нашего Солнца в 8 и 30 раз. Это первая обнаруженная нами система двух черных дыр, для которой разница между массами черных дыр настолько велика!» говорит Роберто Котеста из Института гравитационной физики Общества Макса Планка (AEI). «Эта большая разница в массе означает, что мы можем более точно измерить несколько свойств системы: ее расстояние до нас, угол, под которым мы смотрим на нее, и как быстро тяжелая черная дыра вращается вокруг своей оси».

GW190412 был обнаружен как детекторами LIGO, так и детектором Virgo 12 апреля 2019 года, в начале третьего наблюдения детекторов O3. Анализ показывает, что слияние произошло на расстоянии от 1,9 до 2,9 миллиардов световых лет от Земли. Новая система неравных масс является уникальным открытием, поскольку все двойные черные дыры, обнаруженные ранее детекторами LIGO и Virgo, состояли из двух примерно одинаковых масс.

Неравные массы накладывают отпечаток на наблюдаемый гравитационно-волновой сигнал, что позволяет ученым более точно измерять некоторые астрофизические свойства системы. Наличие высших гармоник позволяет преодолеть неоднозначность между расстоянием до системы и углом, под которым мы смотрим на ее орбитальную плоскость; следовательно, эти свойства могут быть измерены с большей точностью.

«Во время O1 и O2 мы наблюдали лишь малую часть системы, состоящей из черных дыр звездной массы», - говорит Алессандра Буонанно из Института гравитационной физики Общества Макса Планка (AEI). «Благодаря улучшенной чувствительности, GW190412 начал раскрывать нам более разнообразную информацию о системе, характеризующуюся разницей масс до 4 и вращающимися черными дырами со скоростью около 40% от возможного максимального значения, допускаемого общей теорией относительностью».

Исследователи предоставили точные модели гравитационных волн от сливающихся черных дыр, которые впервые включали как прецессию вращения черных дыр, так и мультипольные моменты за доминирующим квадруполем. Эти особенности, запечатленные в форме волны, были важны для извлечения уникальной информации о свойствах источника и проведения испытаний Общей теории относительности. Высокопроизводительные кластеры Minerva, Hypatia и Holodeck в AEI внесли значительный вклад в анализ сигнала.

Ученые LIGO/Virgo также использовали GW190412 для поиска отклонений сигналов от того, что предсказывает Общая теория относительности Эйнштейна. Несмотря на то, что сигнал обладает отличительными свойствами, исследователи не смогли найти существенного отклонения от общих релятивистских предсказаний.

Это открытие является вторым сообщением из третьей серии наблюдений (O3) международной сети детекторов гравитационных волн. Ученые трех больших детекторов сделали несколько технологических обновлений приборов.

«В O3 сжатый свет использовался для повышения чувствительности LIGO и Virgo. Этот метод тщательной настройки квантово-механических свойств лазерного света был впервые применен на немецко-британском детекторе GEO600», - объясняет Карстен Данцманн из AEI. «AEI возглавляет всемирные усилия по максимизации степени сжатия, что уже улучшило чувствительность детектора GEO600 в 2 раза. Наши достижения в этой технологии принесут пользу всем будущим детекторам гравитационных волн».

Сеть детекторов выпустила оповещения для 56 возможных гравитационно-волновых событий (кандидатов) в O3 (с 1 апреля 2019 года по 27 марта 2020 года с перерывом на модернизацию и ввод в эксплуатацию в октябре 2019 года). Из этих 56 уже опубликован один подтвержденный сигнал GW190425. Ученые LIGO и Virgo изучают оставшиеся 54 кандидата.

Наблюдение за GW190412 означает, что подобные системы не так редки, как предсказывали некоторые модели. Следовательно, с учетом дополнительных наблюдений гравитационных волн и растущих каталогов событий в будущем, следует ожидать большего количества таких сигналов. Каждый из них может помочь астрономам лучше понять, как образуются черные дыры и их двойные системы, и пролить новый свет на фундаментальную физику пространства-времени.

OSIRIS-REx готовится к последней репетиции взятия проб

Космический корабль НАСА OSIRIS-Rex готовится к последней репетиции перед приземлением этой осенью на астероиде Бенну, чтобы подцепить кусок космического камня.

OSIRIS-REx, который находится на орбите Бенну с 2018 года, стал первым космическим аппаратом НАСА для отбора проб астероидов. Зонд должен отработать последовательность приземления во второй раз во вторник, 11 августа. Во время тренировочной сессии космический корабль отрепетирует сбор образцов методом касания и движения, аналогичный репетиции миссии 14 апреля, на которой отрабатывались первые два...
08.08.20 21:08
Ракета НАСА обнаружила гелиевые структуры в атмосфере Солнца

Гелий - второй по распространенности элемент во Вселенной после водорода. Но ученые не уверены, сколько его содержится в атмосфере Солнца, и это трудно измерить.

Знание количества гелия в солнечной атмосфере важно для понимания происхождения и ускорения солнечного ветра - постоянного потока заряженных частиц от Солнца. В 2009 году НАСА начало исследование с помощью ракеты HERSCHEL для измерения содержания гелия в протяженной солнечной атмосфере. И вот впервые была собрана полная глобальная карта. Результаты, опубликованные в журнале Nature Astronomy, помо...
07.08.20 23:51
Хаббл использует Землю для определения кислорода на потенциально обитаемых экзопланетах

Воспользовавшись преимуществом полного лунного затмения, астрономы с помощью космического телескопа Хаббл обнаружили в нашей атмосфере озон. С помощью этого метода астрономы и астробиологии будут искать доказательства существования жизни за пределами Земли, наблюдая потенциальные «биосигнатуры» на экзопланетах.

Хаббл не смотрит на Землю напрямую. Вместо этого астрономы использовали Луну как зеркало для отражения солнечного света, который прошел через атмосферу Земли, а затем отразился в сторону Хаббла. Использование космического телескопа для наблюдений за затмениями воспроизводит условия, при которых будущие телескопы будут измерять атмосферы транзитных экзопланет. Их атмосферы могут содержать химически...
06.08.20 23:03
InSight делает глубокие измерения Марса

Используя данные посадочного модуля InSight на Марсе, сейсмологи из университета Райса провели первые измерения трех подповерхностных границ от коры до ядра Красной планеты.

«В итоге это поможет понять формирование планет», - сказал Алан Левандер, соавтор исследования, опубликованного в журнале Geophysical Research Letters. Толщина коры Марса и глубина его ядра были рассчитаны с помощью ряда моделей, и, по словам Левандера, данные InSight позволили провести первые прямые измерения, которые можно использовать для проверки моделей и их улучшения. «Из-за отсутствия тект...