Solar Orbiter пройдет сквозь хвосты кометы ATLAS

В течение следующих нескольких дней Solar Orbiter пересечет то, что осталось от хвостов кометы ATLAS.

Космический аппарат не планировал собирать научные данные, но эксперты миссии решили включить четыре наиболее важных прибора во время уникального столкновения.

Solar Orbiter был запущен 10 февраля 2020 года. С тех пор, кроме краткого перерыва из-за пандемии коронавируса, ученые и инженеры проводят серии тестов и настроек, чтобы ввести аппарат в эксплуатацию 15 июня, благодаря чему Solar Orbiter сможет полностью функционировать при своем первом близком прохождении Солнца в середине июня. Но открытие случайной встречи с кометой заставляет ускориться.

По счастливой случайности полет через хвост кометы - это редкое событие для космической миссии. Подобное случалось всего 6 раз для миссий, которые не преследовали кометы специально. Все такие встречи обнаруживались в данных космических аппаратов после события. Предстоящее пересечение Solar Orbiter - первое, предсказанное заранее.

Встречу заметил Герайнт Джонс из UCL Mullard Space Science Laboratory, Великобритания, уже двадцать лет занимающийся расследованием подобных столкновений. Он обнаружил первое случайное пересечение хвоста в 2000 году, когда исследовал странность в данных, зарегистрированных космическим кораблем Ulysses, изучающим Солнце, в 2001 году. Это исследование показало, что космический аппарат прошел через хвост кометы Хякутакэ, также известной как «Большая комета 1996 года». Вскоре после объявления Ulysses пересек хвост другой кометы, а затем и третьей в 2007 году.

Поняв, что всего за несколько недель Solar Orbiter будет через 44 миллиона километров ниже по течению от кометы C/2019 Y4 (ATLAS), ученый немедленно предупредил команду ЕКА.

Solar Orbiter оборудован набором из 10 приборов для дистанционного наблюдения за Солнцем и солнечным ветром - потоком заряженных частиц, которые оно выбрасывает в космос. Четыре прибора идеально подходят для обнаружения хвостов кометы, потому что измеряют условия вокруг космического корабля, и поэтому смогут собрать данные о пылевых зернах и электрически заряженных частицах, испускаемых кометой. Эти выбросы создают два хвоста кометы: хвост пыли, оставленный на орбите кометы, и ионный хвост, направленный прямо от Солнца.

Ионный хвост кометы ATLAS Solar Orbiter пересечет 31 мая - 1 июня, а пылевой хвост - 6 июня. Если ионный хвост достаточно плотный, магнитометр (MAG) может обнаружить изменение межпланетного магнитного поля из-за его взаимодействия с ионами в хвосте кометы, а анализатор солнечного ветра (SWA) может захватить некоторые частицы хвоста.

Когда Solar Orbiter будет пересекать пылевой хвост, в зависимости от его плотности (что крайне сложно предсказать), возможно, одна или несколько крошечных частиц пыли могут ударить космический корабль со скоростью десятков километров в секунду. Это не несет серьезного риска для космического корабля, а сами частицы пыли испарятся при ударе, образуя крошечные облачка электрически заряженного газа или плазмы, которые могут быть обнаружены анализатором радио и плазменных волн (RPW).

Одна из проблем заключалась в том, что инструменты не были готовы к работе из-за ввода в эксплуатацию. Но благодаря специальным усилиям команд по приборам и оперативной команды ЕКА, все четыре прибора будут включены и собирать данные, хотя в определенные моменты приборы должны будут переключаться обратно в режим ввода в эксплуатацию, чтобы обеспечить соблюдение срока к 15 июня.

Еще одна проблема связана с поведением кометы. Комета ATLAS была обнаружена 28 декабря 2019 года. В течение следующих нескольких месяцев она стала очень яркой и астрономам стало интересно, станет ли она видимой невооруженным глазом в мае.

В начале апреля комета раздробилась. В результате её яркость значительно снизилась. Дальнейшая фрагментация в середине мая еще больше уменьшила комету, что снизило вероятность ее обнаружения Solar Orbiter.

Хотя шансы на обнаружение уменьшились, по словам Герайнта, усилия все же стоит предпринять.

Впервые представлен бестопливный генератор электроэнергии от компании Neutrino Energy Group

Технологическое развитие экономики и общества неразрывно связано с появлением новых материалов и исследованием их свойств, в частности наноматериалов.

Если проанализировать наиболее критичные области экономики, которые находятся сегодня в эпицентре санкций и антисанкций, - это энергоресурсы и IT, в первую очередь, разработки различных чипов. Но развитие любой из стран, в первую очередь, попадающих под различные ограничения, показывает, что не только правительста и госкомпании, но и национальный бизнес готов направлять финансовые инвестиции и ин...
27.01.23 18:23
Тороидальные винты: бесшумный переворот в воздухе и воде

Такие винты странной формы с витыми тороидами выглядят как революционное достижение для авиации и морского сектора. Радикально тише, чем традиционные пропеллеры как в воздухе, так и в воде, они также демонстрируют значительный прирост эффективности.

Пропеллеры предназначены для подачи воздуха или воды и использования вращательного движения для их проталкивания. В некотором смысле они являются эволюцией винта Архимеда, который использовался в Древнем Египте за тысячи лет до того, как он был описан Архимедом в 234 году до нашей эры. Однако для устройств, предназначенных для вращения, в течение очень долгого времени было мало революционных изме...
27.01.23 16:16

Двигатели спутников могут стать намного мощнее

Считалось, что двигатели на эффекте Холла, широко используемые на орбите, должны быть большими для создания большей тяги. Новое исследование Мичиганского университета предполагает, что небольшие двигатели Холла могут генерировать гораздо большую тягу, что потенциально делает их кандидатами для межпланетных миссий.

«Раньше люди думали, что можно пропустить только определенное количество тока через площадь двигателя, что, в свою очередь, напрямую переводится в то, сколько силы или тяги получится создать на единицу площади», — сказал Бенджамин Йорнс, доцент аэрокосмической техники Университета штата Массачусетс, возглавивший исследование нового Холловского двигателя. Команда бросила вызов этому пределу, запус...
25.01.23 12:18
Миллиарды небесных объектов обнаружены в новом обзоре Млечного Пути

Астрономы выпустили гигантский обзор галактической плоскости Млечного Пути. Новый набор данных содержит ошеломляющие 3,32 миллиарда небесных объектов —самый большой такой каталог на сегодняшний день.

Данные для этого беспрецедентного исследования были получены с помощью Dark Energy Camera, созданной Министерством энергетики США в Межамериканской обсерватории Национального научного фонда Серро-Тололо в Чили, программа NOIRLab. Галактика Млечный Путь содержит сотни миллиардов звезд, мерцающие области звездообразования и возвышающиеся темные облака пыли и газа. Отображение и каталогизация этих о...