ExoMars наблюдает уникальное зеленое свечение на Красной планете

Космический аппарат ExoMars обнаружил зеленое кислородное свечение в атмосфере Марса. Впервые это явление было замечено не у Земли.

На Земле свечение кислорода появляется во время полярных сияний, когда заряженные электроны из межпланетного пространства попадают в верхние слои атмосферы. Это излучение придает полярным сияниям их красивый и характерный зеленый оттенок.

Аврора - лишь один из способов освещения планетных атмосфер. Атмосфера планет, включая Землю и Марс, светится постоянно как днем, так и ночью, поскольку солнечный свет взаимодействует с атомами и молекулами в атмосфере. Дневное и ночное свечение обусловлено несколько иными механизмами: ночное свечение происходит, когда раздробленные молекулы рекомбинируют, а дневное свечение возникает, когда солнечный свет непосредственно воздействует на атомы и молекулы азота и кислорода.

На Земле зеленое ночное свечение довольно слабое, и лучше всего его можно увидеть, если взглянуть с точки зрения перспективы - как на многих впечатляющих снимках, сделанных астронавтами на Международной космической станции (МКС). Эта может стать проблемой при охоте на аврору вокруг других планет, поскольку их яркие поверхности могут заглушить ее.

Это зеленое свечение впервые обнаружено на Марсе космическим орбитальным аппаратом ExoMars (TGO), который вращается вокруг планеты с октября 2016 года.

«Предполагалось еще 40 лет назад, это сияние существует и на Марсе - и благодаря TGO мы его нашли», говорит Жан-Клод Жерар из Университета Льеж, Бельгия, автор нового исследования, опубликованного в Nature Astronomy

Ученые смогли обнаружить его, используя специальный режим наблюдения TGO. Один из продвинутых инструментов орбитального аппарата NOMAD, включающий в себя спектрометр ультрафиолетового и видимого света (UVIS), может вести наблюдение в различных конфигурациях, и в одной из них позиционирует приборы так, чтобы они были направлены прямо на марсианский поверхность – канал надира.

«Предыдущие наблюдения не зафиксировали какого-либо зеленого свечения на Марсе, поэтому мы решили переориентировать канал надира UVIS так, чтобы он указывал на «край» Марса, аналогично точке зрения, с которой видно Землю на снимках, полученных с МКС», добавляет Энн Карин Вандале из Королевского института космических исследований Бельгии и главный исследователь NOMAD.

В период с 24 апреля по 1 декабря 2019 года ученые использовали NOMAD-UVIS для сканирования высот от 20 до 400 километров от марсианской поверхности дважды на орбиту. Проанализировав наборы данных, они обнаружили зеленое кислородное свечение во всех из них.

«Самое сильное свечение было на высоте около 80 километров и варьировалось в зависимости от изменения расстояния между Марсом и Солнцем», - добавляет Энн Карин.

Изучение свечения планетарных атмосфер может дать богатую информацию о составе и динамике атмосферы и выявить, как энергия выделяется солнечным светом и солнечным ветром - потоком заряженных частиц, исходящих от Солнца.

Чтобы лучше понять зеленое свечение на Марсе и сравнить его с тземным, Жан-Клод и его коллеги углубились в то, как он образовался.

«Мы смоделировали это свечение и обнаружили, что оно в основном производится в виде углекислого газа (CO2), разбитого на составные части: окись углерода и кислород», - говорит Жан-Клод. «Мы увидели, что эти атомы кислорода светятся как в видимом, так и в ультрафиолетовом свете».

Одновременное сравнение двух видов излучения показало, что видимое излучение было в 16,5 раз интенсивнее, чем ультрафиолетовое.

«Наблюдения на Марсе согласуются с предыдущими теоретическими моделями, но не с фактическим сиянием, которое мы видели вокруг Земли, где видимое излучение намного слабее», - добавляет Жан-Клод. «Это говорит о том, что нам нужно больше узнать о том, как ведут себя атомы кислорода, что очень важно для понимания атомной и квантовой физики».

Это понимание является ключом к характеристике атмосфер планет и связанных с ними явлений, таких как полярные сияния. Расшифровывая структуру и поведение этого зеленого светящегося слоя атмосферы Марса, ученые смогут получить представление о диапазоне высот, который остается в значительной степени неисследованным, и отслеживать его изменение по мере изменения активности Солнца и движения Марса по орбите вокруг звезды.

Понимание свойств атмосферы Марса не только интересно с научной точки зрения, но и является ключом к выполнению миссий, которые отправятся на Красную планету. Например, плотность атмосферы напрямую влияет на сопротивление, испытываемое орбитальными спутниками и парашютами, используемыми для доставки зондов на марсианскую поверхность.

«Этот тип дистанционного зондирования в сочетании с измерениями на месте на больших высотах помогает предсказать, как атмосфера Марса будет реагировать на сезонные изменения и изменения солнечной активности», - добавляют ученые. «Предсказание изменений в плотности атмосферы особенно важно для предстоящих миссий, включая миссию ExoMars 2022, которая отправит научную платформу и ровер для исследования поверхности Красной планеты».

Обнаруженный углерод даст ключ к пониманию древнего Марса

Марсоход НАСА Curiosity приземлился на Марсе 6 августа 2012 года и с тех пор бродит по кратеру Гейла, собирая образцы и отправляя результаты домой для интерпретации исследователями.

Анализ изотопов углерода в образцах донных отложений, взятых из полудюжины открытых мест, включая обнаженную скалу, дает исследователям три правдоподобных объяснения происхождения углерода: космическая пыль, ультрафиолетовое разложение углекислого газа или ультрафиолетовое разложение биологически произведенного метана. Все три из сценария нетрадиционны, в отличие от процессов, распространенных на ...
18.01.22 12:21
Исследование опровергает марсианскую жизнь в метеорите, найденном в Антарктиде

Ученые сообщили в четверг, что марсианский метеорит возрастом 4 миллиарда лет, упавший на Землю несколько десятилетий назад, не содержит никаких доказательств древней, примитивной марсианской жизни.

Спустя миллионы лет дрейфования в космосе метеорит приземлился на ледяное поле в Антарктиде тысячи лет назад. Небольшой серо-зеленый фрагмент получил название Allan Hills 84001 — из-за холмов, на которых он был найден. Двухкилограммовый камень был найден в Антарктиде в 1984 году. В 1996 году команда под руководством НАСА объявила, что органические соединения в породе были оставлены живыми существ...
17.01.22 11:06
В Китае появится футуристический паромный терминал

Компания MAD Architects получила заказ на преображение существующего грузового терминала в Китае в новый паромный терминал и применила свой типично уникальный подход.

Фирма вдохновилась существующими на площадке козловыми кранами и спроектировала удивительно футуристический и инопланетный комплекс, который будет возвышаться над землей. Проект Международного круизного центра Чунцин Кунтан планируется к строительству в Чунцине, центральный Китай, и создается в сотрудничестве с Китайской академией строительных исследований. Он будет расположен на участке площадью...
16.01.22 17:45
Пребывание в космосе уничтожает эритроциты в крови

Первое в мире исследование показало, как космические путешествия могут вызвать снижение количества эритроцитов, известное как космическая анемия. Анализы 14 астронавтов показали, что их тела уничтожили на 54% больше эритроцитов в космосе, чем обычно на Земле.

«О космической анемии постоянно сообщалось, когда астронавты возвращались на Землю после первых космических полетов, но причин мы не знали», — сказал ведущий автор доктор Гай Трудель, врач-реабилитолог и исследователь из Оттавской больницы и профессор Университета Нью-Йорка. «Наше исследование показывает, что по прибытии в космос разрушается больше эритроцитов, и это продолжается на протяжении все...
15.01.22 15:45
Обнаруженный углерод даст ключ к пониманию древнего Марса

18.01.22 12:21
Исследование опровергает марсианскую жизнь в метеорите, найденном в Антарктиде

17.01.22 11:06
Пребывание в космосе уничтожает эритроциты в крови

15.01.22 15:45
Органические материалы марсианского метеорита не биологического происхождения

Органические молекулы, обнаруженные в метеорите, упавшем на Землю с Марса, были синтезированы во время взаимодействия между водой и горными породами, произошего на Красной планете около 4 миллиардов лет назад.

Метеорит Allan Hills (ALH) 84001 был обнаружен в Антарктике в 1984 году и считается одним из старейших, достигших Земли с Марса. «Анализ происхождения минералов, содержащихся в метеорите, может послужить окном, раскрывающим как геохимические процессы, происходившие в начале истории Земли, так и потенциал Марса для жизни», — пояснил Эндрю Стил из Карнеги, который провел обширные исследования орган...