VLBA обнаружил планету, вращающуюся вокруг маленькой звезды

Используя сверхострое зрение Антенной решётки со сверхдлинными базами (Very Long Baseline Array, VLBA), астрономы обнаружили планету размером с Сатурн, находящуюся в непосредственной близости от маленькой прохладной звезды в 35 световых годах от Земли.

Это первое открытие внесолнечной планеты с помощью радиотелескопа, использующего технику, которая требует чрезвычайно точных измерений положения звезды на небе.

Техника давно известна, но трудна в использовании. Она включает в себя отслеживание фактического движения звезды в космосе, а затем обнаружение незначительного «колебания» в этом движении, вызванного гравитационным эффектом планеты. Звезда и планета вращаются вокруг места, которое представляет центр масс для обоих. Планета открывается косвенно, если это место, называемое барицентром, находится достаточно далеко от центра звезды, чтобы вызвать колебание, обнаруживаемое телескопом.

Ожидается, что этот астрометрический метод будет особенно хорош для обнаружения планет, подобных Юпитеру, на удаленных от звезды орбитах. Это происходит из-за того, что при вращении массивной планеты вокруг звезды, создаваемое ею колебание увеличивается с увеличением расстояния между планетой и звездой, и на заданном расстоянии от звезды, чем массивнее планета, тем больше возникает колебание.

Начиная с июня 2018 года и продолжая в течение полутора лет, астрономы отследили звезду по имени TVLM 513-46546 - карлика с массой менее одной десятой солнечной. Кроме того, они использовали данные из девяти предыдущих наблюдений VLBA звезды за период с марта 2010 года по август 2011 года.

Обширный анализ данных за эти периоды выявил явное колебание в движении звезды, указывающее на присутствие планеты, сопоставимой по массе с Сатурном, вращающейся вокруг звезды один раз каждые 221 день. Эта планета ближе к звезде, чем Меркурий к Солнцу.

Такие маленькие прохладные звезды, как TVLM 513-46546, являются самым многочисленным звездным типом в нашей галактике Млечный Путь, и было обнаружено, что у многих из них есть небольшие планеты, сравнимые с Землей и Марсом.

«Гигантские планеты, такие как Юпитер и Сатурн будут редко встречаться вокруг таких маленьких звезд, как эта, и астрометрическая техника лучше всего находит планеты, подобные Юпитеру, на широких орбитах, поэтому мы были удивлены, обнаружив небольшую массу планеты на относительно компактной орбите. Мы ожидали найти более массивную планету на более широкой орбите», - сказал Сальвадор Куриэль из Национального автономного университета Мексики.

Было обнаружено более 4200 планет, вращающихся вокруг звезд, отличных от Солнца, но планета вокруг TVLM 513-46546 - только вторая найденная с использованием астрометрической техники. Другой очень успешный метод, метод Доплера, также основан на гравитационном воздействии планеты на звезду. Эта техника обнаруживает небольшое ускорение звезды к Земле или от Земли, вызванное движением звезды вокруг барицентра.

«Наш метод дополняет метод Доплера, который более чувствителен к планетам, вращающимся на близких орбитах, в то время как наш метод более чувствителен к массивным планетам на орбитах, более удаленных от звезды», - сказала Гизела Ортис-Леон из Института радиоастрономии Макса Планка в Германия. «Эти другие методы обнаружили только несколько планет с такими характеристиками, как масса планеты, размер орбиты и масса звезды-хозяйки, аналогично планете, которую мы обнаружили. Мы считаем, что VLBA и техника астрометрии в целом могут выявить больше похожих планет».

Третий метод – транзита - также очень успешный. Он обнаруживает небольшое затемнение света звезды, когда планета проходит перед ней.

«VLBA с антеннами, разнесенными на 5000 миль, предоставил нам большую разрешающую способность и чрезвычайно высокую точность, необходимые для этого открытия», - сказала Эми Миодушевски из Национальной радиоастрономической обсерватории. «Кроме того, улучшения, которые были сделаны для чувствительности VLBA, дали нам качество данных, которое позволило выполнить эту работу», - добавила она.

Ученые сообщили о своих выводах в Astronomical Journal.

Инженерное чудо: отливка шестого зеркала для Гигантского Магелланова телескопа

Гигантский телескоп Магеллана объявляет о производстве шестого из семи крупнейших монолитных зеркал в мире.

Эти зеркала позволят астрономам заглянуть во Вселенную с большей детализацией, чем любой другой оптический телескоп. Шестое 8,4-метровое (27,5 фута) зеркало изготавливается в лаборатории зеркал Ричарда Ф. Кариса Университета Аризоны, и на его изготовление уйдет почти 4 года. Отливка зеркал считается чудом современной инженерии и обычно отмечается большим личным мероприятием с участием участников с...
07.03.21 13:53
Perseverance совершил первую поездку на 21 фут

На этой неделе новейший марсоход НАСА отправился на пыльную красную дорогу, показав на одометре 21 фут во время первого тест-драйва.

Марсоход Perseverance спустился со своей посадочной позиции в четверг, через две недели после приземления на Красной планете в поисках признаков прошлой жизни. Поездка по кругу длилась всего 33 минуты и прошла настолько хорошо, что в пятницу и субботу у шестиколесного вездехода было больше возможностей вождения. «Это действительно начало нашего пути», - сказал Рич Рибер, инженер НАСА, проложивши...
06.03.21 13:59
Впервые обнаружены органические материалы, необходимые для жизни, на поверхности астероида

Новое исследование Royal Holloway обнаружило воду и органические вещества на поверхности образца астероида, привезенного из внутренней части Солнечной системы. Это первый случай, когда на астероиде были обнаружены органические материалы, которые могли стать химическими предшественниками происхождения жизни на Земле.

Образец был привезен на Землю с астероида Итокава во время первой миссии JAXA Хаябуса в 2010 году. Образец показывает, что вода и органическое вещество, происходящие от самого астероида, с течением времени химически эволюционировали. В исследовательском документе говорится, что Итокава постоянно эволюционировал на протяжении миллиардов лет, включая воду и органические материалы из чужеродных внез...
05.03.21 16:30
Открыта суперземля возле Gliese 486

За последние 25 лет астрономы открыли множество экзопланет из камня, льда и газа благодаря конструкции астрономических инструментов, разработанных специально для поиска планет.

Кроме того, используя комбинацию различных методов наблюдений, они смогли определить большое количество масс, размеров и плотности планет, что помогает оценить их внутренний состав и увеличивает количество планет, которые были обнаружены за пределами Солнечной системы. Но изучение атмосферы каменистых планет, которое позволило бы полностью охарактеризовать те экзопланеты, которые похожи на Землю,...