Хаббл нанес на карту гигантское гало вокруг галактики Андромеды

Ученые с помощью космического телескопа Хаббл нанесли на карту огромную газовую оболочку, ореол, которая окружает галактику Андромеды, нашего ближайшего галактического соседа.

Ученые были удивлены, когда обнаружили, что это тонкое, почти невидимое гало диффузной плазмы простирается на 1,3 миллиона световых лет от Галактики - примерно на полпути к Млечному Пути - и на 2 миллиона световых лет в некоторых направлениях. Это означает, что ореол Андромеды уже натыкается на ореол нашей галактики.

Они также обнаружили, что гало имеет слоистую структуру с двумя основными вложенными и отдельными оболочками газа. Это наиболее полное исследование гало, окружающего галактику.

«Понимание огромных газовых ореолов, окружающих галактики, чрезвычайно важно», - пояснила соисследователь Саманта Берек из Йельского университета. «Этот резервуар газа содержит топливо для будущего звездообразования в галактике, а также исходящие потоки от сверхновых. Он полон ключей к разгадке прошлой и будущей эволюции галактики, и мы можем изучить его в полной мере у нашего ближайшего галактического соседа».

«Мы обнаружили, что внутренняя оболочка, простирающаяся примерно на полмиллиона световых лет, намного более сложна и динамична», - объяснил руководитель исследования Николас Ленер из Университета Нотр-Дам в Индиане. «Внешняя оболочка более гладкая и горячая. Эта разница является результатом воздействия активности сверхновой в диске галактики, более непосредственно влияющей на внутреннее гало».

Признаком этой деятельности является открытие командой большого количества тяжелых элементов в газовом ореоле Андромеды. Более тяжелые элементы производятся в недрах звезд, а затем выбрасываются в космос. Затем гало загрязняется этим материалом от звездных взрывов.

Галактика Андромеды, известная как M31, представляет собой величественную спираль, состоящую примерно из 1 триллиона звезд и сопоставимую по размеру с нашим Млечным путем. На расстоянии 2,5 миллиона световых лет она настолько близко к нам, что галактика выглядит как светящееся пятно в форме сигары высоко в осеннем небе. Если бы его газовый ореол можно было увидеть невооруженным глазом, он был бы примерно в три раза шире Большой Медведицы. Это было бы самой большой особенностью ночного неба.

В рамках программы Project AMIGA («Карта поглощения ионизированного газа в Андромеде») исследователи изучали свет 43 квазаров - очень далеких, блестящих ядер активных галактик, питаемых черными дырами, - расположенных далеко за пределами Андромеды. Квазары разбросаны за гало, что позволяет ученым исследовать несколько регионов. Глядя через гало на свет квазаров, команда наблюдала, как этот свет поглощается гало Андромеды и как это поглощение изменяется в разных регионах. Огромный ореол Андромеды состоит из очень разреженного и ионизированного газа, который не испускает легко обнаруживаемого излучения. Следовательно, отслеживание поглощения света от фонового источника - лучший способ исследовать этот материал.

Исследователи использовали уникальную возможность спектрографа COS на Хаббле для изучения ультрафиолетового света квазаров. Ультрафиолетовый свет поглощается атмосферой Земли, что делает невозможным наблюдение с помощью наземных телескопов. Команда использовала COS для обнаружения ионизированного газа из углерода, кремния и кислорода. Атом становится ионизированным, когда радиация лишает его одного или нескольких электронов.

Ореол Андромеды уже исследовалась командой Ленера. В 2015 году они обнаружили, что ореол Андромеды большой и массивный. Но было мало намеков на его сложность. Теперь он нанесен на карту более подробно, что привело к более точному определению его размера и массы.

«Раньше было очень мало информации - всего шесть квазаров - в пределах 1 миллиона световых лет от галактики. Эта новая программа предоставляет гораздо больше информации о внутренней области гало Андромеды», - объяснил соисследователь Дж. Кристофер Хоук из Нотр-Дам. «Зондирование газа в пределах этого радиуса важно, так как он представляет собой что-то вроде гравитационной сферы влияния Андромеды».

Поскольку мы живем внутри Млечного Пути, ученые не могут легко интерпретировать сигнатуру гало нашей собственной галактики. Однако они считают, что ореолы Андромеды и Млечного Пути должны быть очень похожи, поскольку сами галактики очень похожи. Две галактики находятся на пути столкновения и сольются, образуя гигантскую эллиптическую галактику, примерно через 4 миллиарда лет.

Ученые изучали газовые гало более далеких галактик, но эти галактики намного меньше, а это означает, что количество достаточно ярких фоновых квазаров, чтобы исследовать их гало, обычно составляет только один на галактику. Поэтому пространственная информация по существу теряется. Из-за близости к Земле газовый ореол Андромеды вырисовывается в небе, что позволяет собирать гораздо более обширные образцы.

«Это действительно уникальный эксперимент, потому что только с Андромедой у нас есть информация о ее ореоле не только по одной или двум линиям обзора, а более чем 40», - пояснил Ленер. «Это новаторский способ запечатлеть сложность гало галактики за пределами нашего Млечного Пути».

Фактически, Андромеда - единственная галактика во Вселенной, для которой этот эксперимент может быть проведен сейчас, и только с Хабблом. Только с помощью чувствительного к ультрафиолету космического телескопа будущего ученые смогут регулярно проводить эксперименты такого типа за пределами примерно 30 галактик, входящих в Местную группу.

«Таким образом, Project AMIGA дал нам возможность заглянуть в будущее», - сказал Ленер.

Результаты исследования опубликованы 27 августа в журнале Astrophysical Journal.

Исследование описывает одну из самых экстремальных планет во Вселенной

CHEOPS сдерживает своё обещание: наблюдения с помощью космического телескопа позволили выявить детали экзопланеты WASP-189b - одной из самых экстремальных известных планет.

CHEOPS - это совместная миссия Европейского космического агентства (EКA) и Швейцарии под эгидой Бернского университета в сотрудничестве с Женевским университетом. Через 8 месяцев после запуска космического телескопа CHEOPS была выпущена первая научная публикация с использованием данных CHEOPS. CHEOPS - это первая миссия ЕКА, посвященная изучению известных экзопланет, вращающихся вокруг звезд ...
28.09.20 18:58
Новые измерения показывают, что на Луне опасный уровень радиации

Будущие исследователи Луны будут подвергаться облучению в 2-3 раза больше, чем астронавты на борту Международной космической станции, что представляет опасность для здоровья, для защиты от которой потребуются укрытия с толстыми стенами.

В исследовании отмечается, что посадочный модуль Китая на обратной стороне Луны обеспечивает первые полные измерения радиационного воздействия на поверхности Луны, что является важной информацией для НАСА и других организаций, стремящихся отправить астронавтов на Луну. Китайско-немецкая группа сообщила о радиационных данных, собранных спускаемым аппаратом Chang'e 4 (в честь китайской богини луны)...
26.09.20 19:03
Гигантская черная дыра M87* сверкает

В прошлом году мир впервые взглянул на реальное прямое изображение тени черной дыры.

Теперь, оглядываясь на более ранние, более рудиментарные изображения, ученые обнаружили доказательства того, что кольцо вокруг M87* колеблется, из-за чего кажется, будто она блестит. Исторический снимок прошлого года стал результатом кропотливой работы, который довел нашу технологию наблюдений до предела. Это было кульминацией многолетних усилий и планирования, но окончательный снимок был составл...
25.09.20 20:11
Странные бури на Юпитере

На южном полюсе Юпитера таится поразительное зрелище даже для планеты-гиганта, покрытой красочными полосами, с большим красным пятном. Внизу у южного полюса планеты находится группа бурных штормов, расположенных в необычной геометрической форме.

С тех пор, как они были впервые обнаружены космическим зондом НАСА Juno в 2019 году, штормы стали для ученых загадкой. Штормы аналогичны ураганам на Земле. Но на нашей планете ураганы не собираются на полюсах и не кружатся друг вокруг друга в форме пятиугольника или шестиугольника, как это делают штормы Юпитера. Исследовательская группа, работающая в лаборатории Энди Ингерсолла, профессора планет...