Странные бури на Юпитере

На южном полюсе Юпитера таится поразительное зрелище даже для планеты-гиганта, покрытой красочными полосами, с большим красным пятном. Внизу у южного полюса планеты находится группа бурных штормов, расположенных в необычной геометрической форме.

С тех пор, как они были впервые обнаружены космическим зондом НАСА Juno в 2019 году, штормы стали для ученых загадкой. Штормы аналогичны ураганам на Земле. Но на нашей планете ураганы не собираются на полюсах и не кружатся друг вокруг друга в форме пятиугольника или шестиугольника, как это делают штормы Юпитера.

Исследовательская группа, работающая в лаборатории Энди Ингерсолла, профессора планетологии Калифорнийского технологического института, обнаружила, почему штормы Юпитера ведут себя так странно. Они сделали это, используя математику, основанную на доказательстве, написанном лордом Кельвином, британским физиком-математиком и инженером, почти 150 лет назад.

Ингерсолл, который был членом команды Juno, говорит, что штормы на Юпитере удивительно похожи на те, которые обрушиваются на восточное побережье Соединенных Штатов каждое лето и осень, только в гораздо большем масштабе.

Как и на Земле, штормы на Юпитере имеют тенденцию формироваться ближе к экватору, а затем дрейфовать к полюсам. Но земные ураганы и тайфуны рассеиваются до того, как уйдут слишком далеко от экватора. А юпитерианские просто продолжают движение, пока не достигнут полюса.

«Разница в том, что на Земле ураганы выходят из теплой воды и натыкаются на континенты», - говорит Ингерсолл. «У Юпитера нет земли, поэтому трение гораздо меньше. Просто больше газа под облаками. У Юпитера также есть тепло, оставшееся от его образования, сопоставимое с теплом, которое он получает от Солнца, поэтому температурная разница между экватором и полюсами не так велика, как на Земле».

Но это объяснение не объясняет поведение штормов, когда они достигают южного полюса Юпитера, что необычно даже по сравнению с другими газовыми гигантами. Сатурн, который также является газовым гигантом, имеет по одной огромной буре на каждом из полюсов, а не геометрически организованную группу бурь.

Ингерсолл и его коллеги обнаружили, что ответ на загадку того, почему у Юпитера есть эти геометрические образования, а у других планет нет, можно было найти в прошлом, особенно в работе, проведенной в 1878 году американским физиком Альфредом Майером и лордом Кельвином. Майер поместил плавающие круглые магниты в бассейн с водой и заметил, что они самопроизвольно выстраиваются в геометрические конфигурации, подобные тем, которые наблюдаются на Юпитере, причем формы зависят от количества магнитов. Кельвин использовал наблюдения Майера для разработки математической модели, объясняющей поведение магнитов.

«Еще в 19 веке люди размышляли о том, как вращающиеся частицы в жидкости будут организовываться в многоугольники», - говорит Ингерсолл. «Хотя было проведено множество лабораторных исследований этих жидких многоугольников, никто не подумал применить это к поверхности планеты».

Для этого исследовательская группа использовала набор уравнений мелкой воды, чтобы построить компьютерную модель того, что может происходить на Юпитере, и начала проводить симуляции.

«Мы хотели изучить комбинацию параметров, которая делает эти циклоны стабильными», - говорит Ченг Ли, ведущий автор. «Существуют устоявшиеся теории, предсказывающие, что циклоны имеют тенденцию сливаться на полюсе из-за вращения планеты, и это мы и обнаружили в ходе первых пробных запусков».

В конце концов команда обнаружила, что стабильное геометрическое расположение штормов, как на Юпитере, могло сформироваться, если бы каждый шторм был окружен кольцом ветров, которое вращалось в противоположном направлении от вращающихся штормов, или так называемом антициклоническим кольцом. Наличие антициклонических колец заставляет штормы отталкивать друг друга, а не сливаться.

Ингерсолл говорит, что исследование может помочь ученым лучше понять, как ведет себя погода на Земле.

«Другие планеты обладают гораздо более широким диапазоном поведения, чем то, что видим на Земле, поэтому необходимо изучать погоду на других планетах, чтобы проверить свои теории», говорит он.

Ультрафиолет проливает свет на истоки Солнечной системы

В поисках истоков нашей системы международная группа исследователей сравнила состав Солнца с составом самых древних материалов, которые образовались в нашей Солнечной системе, с тугоплавкими включениями в неметаморфизованных метеоритах.

Анализируя изотопы кислорода (разновидности элементов, которые имеют несколько дополнительных нейтронов) этих тугоплавких включений, исследовательская группа определила, что различия в составе между Солнцем, планетами и другими материалами Солнечной системы были унаследованы от существовавшего протосолнечного молекулярного облака еще до Солнечной системы. Результаты исследования недавно были опубл...
20.10.20 18:52
Крот InSight скрылся из виду

Посадочный модуль InSight продолжает работать над тем, чтобы его крот находился глубоко под поверхностью Марса. Камера на руке InSight недавно сделала снимки частично заполненной «кротовой норы», показывая только кабель устройства, торчащий из земли.

Датчики, встроенные в кабель, предназначены для измерения тепла, исходящего от планеты, после того, как крот зароется на глубину не менее 3 метров. Команда миссии работала над тем, чтобы помочь кроту зарыться хотя бы на такую ??глубину, чтобы он мог измерять температуру Марса. Крот был спроектирован таким образом, чтобы рыхлая почва текла вокруг него, создавая трение о его внешний корпус, чтобы о...
19.10.20 22:05
Звезда-сверхгигант Бетельгейзе оказалась меньше и ближе

Согласно новому исследованию международной группы исследователей, может пройти еще 100000 лет, прежде чем гигантская красная звезда Бетельгейзе взорвётся.

Исследование, проведённое доктором Меридит Джойс из Австралийского национального университета (ANU), не только даёт Бетельгейзе новую жизнь, но и показывает, что она меньше и ближе к Земле, чем считалось ранее. Сверхгигант, входящий в созвездие Ориона, издавна очаровывал учёных. Но в последнее время ведёт себя странно. «Обычно это одна из самых ярких звёзд на небе, но с конца 2019 года мы наблюд...
18.10.20 15:18
Обнаружены две планеты вокруг красного карлика

Красные карлики - самые лучшие звезды. Они потенциально позволяют жидкой воде существовать на близких к ним планетах.

В поисках обитаемых миров за пределами Солнечной системы это большое преимущество: расстояние между экзопланетой и звездой является решающим фактором для ее обнаружения. Чем они ближе, тем выше шанс, что астрономы смогут обнаружить планету с Земли. «Эти звезды довольно маленькие и излучают мало света по сравнению с большинством других звезд, таких как наше Солнце», - объясняет Брис-Оливье Демори,...