Странные бури на Юпитере

На южном полюсе Юпитера таится поразительное зрелище даже для планеты-гиганта, покрытой красочными полосами, с большим красным пятном. Внизу у южного полюса планеты находится группа бурных штормов, расположенных в необычной геометрической форме.

С тех пор, как они были впервые обнаружены космическим зондом НАСА Juno в 2019 году, штормы стали для ученых загадкой. Штормы аналогичны ураганам на Земле. Но на нашей планете ураганы не собираются на полюсах и не кружатся друг вокруг друга в форме пятиугольника или шестиугольника, как это делают штормы Юпитера.

Исследовательская группа, работающая в лаборатории Энди Ингерсолла, профессора планетологии Калифорнийского технологического института, обнаружила, почему штормы Юпитера ведут себя так странно. Они сделали это, используя математику, основанную на доказательстве, написанном лордом Кельвином, британским физиком-математиком и инженером, почти 150 лет назад.

Ингерсолл, который был членом команды Juno, говорит, что штормы на Юпитере удивительно похожи на те, которые обрушиваются на восточное побережье Соединенных Штатов каждое лето и осень, только в гораздо большем масштабе.

Как и на Земле, штормы на Юпитере имеют тенденцию формироваться ближе к экватору, а затем дрейфовать к полюсам. Но земные ураганы и тайфуны рассеиваются до того, как уйдут слишком далеко от экватора. А юпитерианские просто продолжают движение, пока не достигнут полюса.

«Разница в том, что на Земле ураганы выходят из теплой воды и натыкаются на континенты», - говорит Ингерсолл. «У Юпитера нет земли, поэтому трение гораздо меньше. Просто больше газа под облаками. У Юпитера также есть тепло, оставшееся от его образования, сопоставимое с теплом, которое он получает от Солнца, поэтому температурная разница между экватором и полюсами не так велика, как на Земле».

Но это объяснение не объясняет поведение штормов, когда они достигают южного полюса Юпитера, что необычно даже по сравнению с другими газовыми гигантами. Сатурн, который также является газовым гигантом, имеет по одной огромной буре на каждом из полюсов, а не геометрически организованную группу бурь.

Ингерсолл и его коллеги обнаружили, что ответ на загадку того, почему у Юпитера есть эти геометрические образования, а у других планет нет, можно было найти в прошлом, особенно в работе, проведенной в 1878 году американским физиком Альфредом Майером и лордом Кельвином. Майер поместил плавающие круглые магниты в бассейн с водой и заметил, что они самопроизвольно выстраиваются в геометрические конфигурации, подобные тем, которые наблюдаются на Юпитере, причем формы зависят от количества магнитов. Кельвин использовал наблюдения Майера для разработки математической модели, объясняющей поведение магнитов.

«Еще в 19 веке люди размышляли о том, как вращающиеся частицы в жидкости будут организовываться в многоугольники», - говорит Ингерсолл. «Хотя было проведено множество лабораторных исследований этих жидких многоугольников, никто не подумал применить это к поверхности планеты».

Для этого исследовательская группа использовала набор уравнений мелкой воды, чтобы построить компьютерную модель того, что может происходить на Юпитере, и начала проводить симуляции.

«Мы хотели изучить комбинацию параметров, которая делает эти циклоны стабильными», - говорит Ченг Ли, ведущий автор. «Существуют устоявшиеся теории, предсказывающие, что циклоны имеют тенденцию сливаться на полюсе из-за вращения планеты, и это мы и обнаружили в ходе первых пробных запусков».

В конце концов команда обнаружила, что стабильное геометрическое расположение штормов, как на Юпитере, могло сформироваться, если бы каждый шторм был окружен кольцом ветров, которое вращалось в противоположном направлении от вращающихся штормов, или так называемом антициклоническим кольцом. Наличие антициклонических колец заставляет штормы отталкивать друг друга, а не сливаться.

Ингерсолл говорит, что исследование может помочь ученым лучше понять, как ведет себя погода на Земле.

«Другие планеты обладают гораздо более широким диапазоном поведения, чем то, что видим на Земле, поэтому необходимо изучать погоду на других планетах, чтобы проверить свои теории», говорит он.

Светлая галактика в центре темного спора

Темная материя считается клеем, который скрепляет галактики, но несколько лет назад группа астрономов заявила, что нашла галактику, в которой её было.

Другие ученые позже утверждали, что это была ошибка вычислений, но теперь первоначальная команда использовала Хаббл для более надежных наблюдений и подтвердила свои выводы. Новое исследование - последний эпизод в давней саге, которая действительно иллюстрирует действующий научный метод. В 2018 году группа астрономов из Йельского университета объявила об открытии DF2 - карликовой галактики, в кото...
19.06.21 11:37
Китайский экипаж отправился на новую космическую станцию

Три китайских астронавта прибыли в четверг на новую космическую станцию ??Китая, начиная трехмесячную миссию, что стало еще одной вехой в амбициозной космической программе страны.

Корабль Shenzhou-12 соединился с модулем космической станции примерно через 6 часов после взлета с космодрома Цзюцюань на окраине пустыни Гоби. Примерно через 3 часа 56-летний командир Не Хайшэн, за ним 54-летний Лю Бомин и 45-летний новичок Тан Хунбо открыли люки и поплыли в основной жилой модуль Tianhe-1. На фотографиях они были заняты распаковкой оборудования. «Впервые китайцы вошли на собств...
18.06.21 09:53
Тайна падения яркости Бетельгейзе раскрыта

В конце 2019 - начале 2020 года яркая оранжевая звезда Бетельгейзе в созвездии Ориона стала заметно темнее, что заставило астрономическое сообщество задуматься.

Группа астрономов опубликовала новые изображения поверхности звезды, сделанные с помощью Очень Большого Телескопа Европейской южной обсерватории (VLT ESO), которые ясно показывают, как изменилась ее яркость. Новое исследование показывает, что звезда была частично скрыта облаком пыли - открытие, которое раскрывает тайну Великого затемнения Бетельгейзе. Падение яркости Бетельгейзе - изменение, заме...
17.06.21 14:59
Самые большие структуры во Вселенной демонстрируют четкий сигнал вращения со смещением света

Нанося на карту движение галактик в огромных волокнах, соединяющих космическую сеть, астрономы из Потсдамского астрофизического института Лейбница (AIP) в сотрудничестве с учеными из Китая и Эстонии обнаружили, что длинные усики галактик вращаются в масштабе сотен миллионов световых лет. Ротации в таких огромных масштабах еще не наблюдались.

Результаты, опубликованные в Nature Astronomy, показывают, что угловой момент может генерироваться в беспрецедентных масштабах. Космические нити - это огромные мосты из галактик и темной материи, которые соединяют скопления галактик друг с другом. Они направляют галактики к большим скоплениям, расположенным на концах. «Картографируя движение галактик на этих огромных космических супермагистралях ...