Гигантская черная дыра M87* сверкает

В прошлом году мир впервые взглянул на реальное прямое изображение тени черной дыры.

Теперь, оглядываясь на более ранние, более рудиментарные изображения, ученые обнаружили доказательства того, что кольцо вокруг M87* колеблется, из-за чего кажется, будто она блестит.

Исторический снимок прошлого года стал результатом кропотливой работы, который довел нашу технологию наблюдений до предела. Это было кульминацией многолетних усилий и планирования, но окончательный снимок был составлен на основе всего недельного наблюдения, сделанного в 2017 году.

Но в более ранние годы работы над проектом телескопа горизонта событий (Event Horizon Telescope) команда провела наблюдения за черной дырой в центре галактики M87, расположенной в 55 миллионах световых лет от нас, используя прототипы телескопов.

Эти наблюдения, сделанные в период с 2009 по 2012 год, не собрали достаточно данных для изображения.

Но когда астрономы пытались определить, как кольцо вокруг черной дыры меняется с течением времени, они обнаружили, что там было достаточно данных, чтобы подтвердить симуляцию колебаний яркости кольца.

«В прошлом году мы видели изображение тени черной дыры, состоящее из яркого полумесяца, образованного горячей плазмой, вращающейся вокруг M87*, и темной центральной части, где, как мы ожидаем, будет горизонт событий черной дыры», - пояснил астроном Мацек Вильгус из Гарвардского Смитсоновского центра астрофизики.

«Основываясь на результатах прошлого года, мы задали следующие вопросы: соответствует ли этот полумесяц архивным данным? Могут ли архивные данные указывать на аналогичный размер и ориентацию полумесяца?»

Команда использовала подход статистического моделирования, основанный на структуре, использованной для анализа данных за 2017 год. Эти данные также послужили отправной точкой для их модели, и данные, полученные из массивов прототипов, использовались для ее ограничения.

И они обнаружили, как и предсказывает Общая теория относительности, что тень черной дыры - круг в середине светящегося золотого кольца - сохранялась на протяжении всего периода времени, сохраняя тот же диаметр на протяжении многих лет. Исследователи заявили, что это еще одно подтверждение природы M87*.

Когда вы смотрите на изображение M87*, нельзя не заметить, что часть кольца намного ярче.

Это кольцо состоит из пыли и газа, которые кружатся и попадают в черную дыру в аккреционном диске, а неравномерная яркость - это еще один эффект, предсказываемый Общей теорией относительности, который называется эффектом Доплера.

Поскольку часть кольца вращается к нам, зрителю, оно кажется ярче; другая часть кажется более тусклой.

В своей реконструкции команда обнаружила, что эта яркая область не фиксируется на месте - она ??движется, как будто блестит или колеблется.

Команда объясняет это движение турбулентностью потока. И это многое говорит нам о регионах вокруг сверхмассивной черной дыры и о влиянии, которое она оказывает на материал вокруг нее.

«Поскольку поток материи турбулентный, кажется, что полумесяц раскачивается», - сказал Вильгус.

«На самом деле, мы видим здесь довольно много вариаций, и не все теоретические модели аккреции допускают такое сильное колебание. Это означает, что мы можем начать исключать некоторые из моделей, основанные на наблюдаемой динамике источника».

Турбулентность потока может быть вызвана множеством причин. Величина вращения черной дыры равна единице. Другое дело - структура магнитного поля в самом аккреционном диске.

Это может быть вызвано магнитовращательной нестабильностью или несовпадением вращения черной дыры и аккреционного потока.

Это также могло иметь отношение к образованию релятивистских джетов. Это мощные потоки плазмы изнутри аккреционного кольца, которые ускоряются вокруг горизонта событий черной дыры и выпускаются в космос с релятивистскими скоростями.

Считается, что известно, как они образуются, но полной уверенности нет, поэтому M87* может помочь нам в этом разобраться.

Поскольку более ранние данные относительно слабы, сделать какие-либо выводы пока невозможно. Но работа телескопа Event Horizon еще далека от завершения. Он состоит из сети радиотелескопов, охватывающих весь земной шар, и каждый новый объект, который добавляет свои возможности к сотрудничеству, только увеличивает его мощность.

Еще один телескоп был добавлен для наблюдений в 2018 году - эти данные в настоящее время анализируются. В следующем году будут проведены новые наблюдения с участием еще двух телескопов.

«Расширенные возможности построения изображений, обеспечиваемые этим расширенным массивом, обеспечат более подробное изображение тени черной дыры M87* и внутреннего джета радиогалактики M87», - сказал астроном Антон Зенсус из Института радиоастрономии Макса Планка, Германия.

Нам не терпится увидеть, что они найдут.

Ультрафиолет проливает свет на истоки Солнечной системы

В поисках истоков нашей системы международная группа исследователей сравнила состав Солнца с составом самых древних материалов, которые образовались в нашей Солнечной системе, с тугоплавкими включениями в неметаморфизованных метеоритах.

Анализируя изотопы кислорода (разновидности элементов, которые имеют несколько дополнительных нейтронов) этих тугоплавких включений, исследовательская группа определила, что различия в составе между Солнцем, планетами и другими материалами Солнечной системы были унаследованы от существовавшего протосолнечного молекулярного облака еще до Солнечной системы. Результаты исследования недавно были опубл...
20.10.20 18:52
Крот InSight скрылся из виду

Посадочный модуль InSight продолжает работать над тем, чтобы его крот находился глубоко под поверхностью Марса. Камера на руке InSight недавно сделала снимки частично заполненной «кротовой норы», показывая только кабель устройства, торчащий из земли.

Датчики, встроенные в кабель, предназначены для измерения тепла, исходящего от планеты, после того, как крот зароется на глубину не менее 3 метров. Команда миссии работала над тем, чтобы помочь кроту зарыться хотя бы на такую ??глубину, чтобы он мог измерять температуру Марса. Крот был спроектирован таким образом, чтобы рыхлая почва текла вокруг него, создавая трение о его внешний корпус, чтобы о...
19.10.20 22:05
Звезда-сверхгигант Бетельгейзе оказалась меньше и ближе

Согласно новому исследованию международной группы исследователей, может пройти еще 100000 лет, прежде чем гигантская красная звезда Бетельгейзе взорвётся.

Исследование, проведённое доктором Меридит Джойс из Австралийского национального университета (ANU), не только даёт Бетельгейзе новую жизнь, но и показывает, что она меньше и ближе к Земле, чем считалось ранее. Сверхгигант, входящий в созвездие Ориона, издавна очаровывал учёных. Но в последнее время ведёт себя странно. «Обычно это одна из самых ярких звёзд на небе, но с конца 2019 года мы наблюд...
18.10.20 15:18
Обнаружены две планеты вокруг красного карлика

Красные карлики - самые лучшие звезды. Они потенциально позволяют жидкой воде существовать на близких к ним планетах.

В поисках обитаемых миров за пределами Солнечной системы это большое преимущество: расстояние между экзопланетой и звездой является решающим фактором для ее обнаружения. Чем они ближе, тем выше шанс, что астрономы смогут обнаружить планету с Земли. «Эти звезды довольно маленькие и излучают мало света по сравнению с большинством других звезд, таких как наше Солнце», - объясняет Брис-Оливье Демори,...