Появляется все больше свидетельств существования подледных озер На Марсе

Пару недель назад стало известно, что на Венере может быть жизнь на высоте около 50 км над поверхностью. Новое исследование показывает, что лучшее место для жизни на Марсе может находиться на глубине более километра ниже поверхности, где была обнаружена целая сеть подледниковых озер.

Марс не всегда был таким холодным и сухим, как сейчас. Есть множество признаков того, что вода текла по его поверхности в далеком прошлом, но сегодня сложно найти даже какие-либо трещины, которые можно было бы назвать влажными.

Тем не менее, сегодня на Марсе много воды, но практически вся она заморожена, поэтому от нее мало пользы для жизни. Даже в местах, где полуденная температура поднимается выше нуля, признаки жидкой воды на поверхности удручающе редки. Это связано со слишком малым атмосферным давлением для удержания воды в жидком состоянии, поэтому при нагревании лед обычно превращается непосредственно в пар.

Озера подо льдом

Создается впечатление, что самое благоприятное место для жидкой воды на Марсе находится под обширной южной полярной ледяной шапкой. На Земле такие озера начали открывать в Антарктиде в 1970-х годах; сейчас известно около 400. Большинство из них было обнаружено с помощью радиоэхо-зондирования, при котором оборудование исследовательского самолета излучает радиоимпульсы.

Часть сигнала отражается от поверхности льда, но часть отражается снизу, особенно там, где есть граница между льдом и жидкой водой. Самым крупным подледниковым озером Антарктиды является озеро Восток, длина которого составляет 240 км, ширина 50 км и глубина - сотни метров. Оно расположено на 4 км ниже поверхности.

Радиолокационный спутниковый снимок озера Восток под антарктическим льдом. Показанная территория составляет около 300 км в поперечнике.

Признаки подобных озер ниже южной полярной ледяной шапки Марса были впервые предположены радиолокационными отражениями на 1,5 км ниже поверхности льда в регионе под названием Ultimi Scopuli. Они были обнаружены в период с мая 2012 года по декабрь 2015 года с помощью MARSIS (Марсианский усовершенствованный радар для зондирования недр и ионосферы), который находится на борту космического корабля Mars Express Европейского космического агентства, который вращается вокруг планеты с 2003 года.

Новое исследование данных MARSIS с использованием методов обработки сигналов, которые учитывают как интенсивность, так и резкость отражений, продемонстрировало, что ранее обнаруженная область действительно отмечает жидкое тело. Это подледниковое озеро Ultimi Scopuli и также есть небольшие пятна жидкости поблизости в области 250 км на 300 км, охваченной исследованием. Авторы предполагают, что жидкие тела состоят из гиперсоленых растворов, в которых высокие концентрации солей растворены в воде.

Область шириной 4 км в Ultimi Scopuli: странная текстура льда не дает никаких сведений о наличии жидкой воды на 1,5 км ниже.

Они отмечают, что соли кальция, магния, натрия и калия повсеместно присутствуют в марсианской почве, и что растворенные соли могут помочь объяснить, как подледные озера на Марсе могут оставаться жидкими, несмотря на низкую температуру у основания ледяной шапки. Вес вышележащего льда обеспечивает давление, необходимое для поддержания воды в жидком состоянии, а не превращения в пар.

Озеро Восток представляется как возможная среда обитания для жизни, которая была изолирована от поверхности Земли в течение миллионов лет, и как аналог предлагаемой среды обитания микробов (и, возможно, более сложных организмов) во внутренних океанах ледяных спутников, таких как спутники Юпитера Европы и Энцелада Сатурна.

Хотя гиперсоленая вода дала бы микробам место для жизни ниже южной полярной шапки Марса, без какого-либо источника энергии (пищи) они не смогли бы выжить. Химические реакции между водой и камнями могут высвободить некоторую энергию, но ее недостаточно. Было бы полезно случайное извержение вулкана или, по крайней мере, горячий источник, питающийся озером.

Южный полярный ледяной покров Марса, сделанный Mars Global Surveyor (MGS) Mars Orbiter Camera (MOC) 17 апреля 2000 года.

У нас нет доказательств этого на Марсе, в отличие от Европы и Энцелада. Хотя новые открытия делают Марс еще более интересным, чем раньше, они не повысили его рейтинг в списке тел Солнечной системы, где с наибольшей вероятностью может существовать жизнь.

Тем не менее, соленая вода может действовать как хранилище, помогая нам находить инопланетные организмы, которые сейчас вымерли, но когда-то прибыли на Марс из других частей Солнечной системы.

Ультрафиолет проливает свет на истоки Солнечной системы

В поисках истоков нашей системы международная группа исследователей сравнила состав Солнца с составом самых древних материалов, которые образовались в нашей Солнечной системе, с тугоплавкими включениями в неметаморфизованных метеоритах.

Анализируя изотопы кислорода (разновидности элементов, которые имеют несколько дополнительных нейтронов) этих тугоплавких включений, исследовательская группа определила, что различия в составе между Солнцем, планетами и другими материалами Солнечной системы были унаследованы от существовавшего протосолнечного молекулярного облака еще до Солнечной системы. Результаты исследования недавно были опубл...
20.10.20 18:52
Крот InSight скрылся из виду

Посадочный модуль InSight продолжает работать над тем, чтобы его крот находился глубоко под поверхностью Марса. Камера на руке InSight недавно сделала снимки частично заполненной «кротовой норы», показывая только кабель устройства, торчащий из земли.

Датчики, встроенные в кабель, предназначены для измерения тепла, исходящего от планеты, после того, как крот зароется на глубину не менее 3 метров. Команда миссии работала над тем, чтобы помочь кроту зарыться хотя бы на такую ??глубину, чтобы он мог измерять температуру Марса. Крот был спроектирован таким образом, чтобы рыхлая почва текла вокруг него, создавая трение о его внешний корпус, чтобы о...
19.10.20 22:05
Звезда-сверхгигант Бетельгейзе оказалась меньше и ближе

Согласно новому исследованию международной группы исследователей, может пройти еще 100000 лет, прежде чем гигантская красная звезда Бетельгейзе взорвётся.

Исследование, проведённое доктором Меридит Джойс из Австралийского национального университета (ANU), не только даёт Бетельгейзе новую жизнь, но и показывает, что она меньше и ближе к Земле, чем считалось ранее. Сверхгигант, входящий в созвездие Ориона, издавна очаровывал учёных. Но в последнее время ведёт себя странно. «Обычно это одна из самых ярких звёзд на небе, но с конца 2019 года мы наблюд...
18.10.20 15:18
Обнаружены две планеты вокруг красного карлика

Красные карлики - самые лучшие звезды. Они потенциально позволяют жидкой воде существовать на близких к ним планетах.

В поисках обитаемых миров за пределами Солнечной системы это большое преимущество: расстояние между экзопланетой и звездой является решающим фактором для ее обнаружения. Чем они ближе, тем выше шанс, что астрономы смогут обнаружить планету с Земли. «Эти звезды довольно маленькие и излучают мало света по сравнению с большинством других звезд, таких как наше Солнце», - объясняет Брис-Оливье Демори,...