Появляется все больше свидетельств существования подледных озер На Марсе

Пару недель назад стало известно, что на Венере может быть жизнь на высоте около 50 км над поверхностью. Новое исследование показывает, что лучшее место для жизни на Марсе может находиться на глубине более километра ниже поверхности, где была обнаружена целая сеть подледниковых озер.

Марс не всегда был таким холодным и сухим, как сейчас. Есть множество признаков того, что вода текла по его поверхности в далеком прошлом, но сегодня сложно найти даже какие-либо трещины, которые можно было бы назвать влажными.

Тем не менее, сегодня на Марсе много воды, но практически вся она заморожена, поэтому от нее мало пользы для жизни. Даже в местах, где полуденная температура поднимается выше нуля, признаки жидкой воды на поверхности удручающе редки. Это связано со слишком малым атмосферным давлением для удержания воды в жидком состоянии, поэтому при нагревании лед обычно превращается непосредственно в пар.

Озера подо льдом

Создается впечатление, что самое благоприятное место для жидкой воды на Марсе находится под обширной южной полярной ледяной шапкой. На Земле такие озера начали открывать в Антарктиде в 1970-х годах; сейчас известно около 400. Большинство из них было обнаружено с помощью радиоэхо-зондирования, при котором оборудование исследовательского самолета излучает радиоимпульсы.

Часть сигнала отражается от поверхности льда, но часть отражается снизу, особенно там, где есть граница между льдом и жидкой водой. Самым крупным подледниковым озером Антарктиды является озеро Восток, длина которого составляет 240 км, ширина 50 км и глубина - сотни метров. Оно расположено на 4 км ниже поверхности.

Радиолокационный спутниковый снимок озера Восток под антарктическим льдом. Показанная территория составляет около 300 км в поперечнике.

Признаки подобных озер ниже южной полярной ледяной шапки Марса были впервые предположены радиолокационными отражениями на 1,5 км ниже поверхности льда в регионе под названием Ultimi Scopuli. Они были обнаружены в период с мая 2012 года по декабрь 2015 года с помощью MARSIS (Марсианский усовершенствованный радар для зондирования недр и ионосферы), который находится на борту космического корабля Mars Express Европейского космического агентства, который вращается вокруг планеты с 2003 года.

Новое исследование данных MARSIS с использованием методов обработки сигналов, которые учитывают как интенсивность, так и резкость отражений, продемонстрировало, что ранее обнаруженная область действительно отмечает жидкое тело. Это подледниковое озеро Ultimi Scopuli и также есть небольшие пятна жидкости поблизости в области 250 км на 300 км, охваченной исследованием. Авторы предполагают, что жидкие тела состоят из гиперсоленых растворов, в которых высокие концентрации солей растворены в воде.

Область шириной 4 км в Ultimi Scopuli: странная текстура льда не дает никаких сведений о наличии жидкой воды на 1,5 км ниже.

Они отмечают, что соли кальция, магния, натрия и калия повсеместно присутствуют в марсианской почве, и что растворенные соли могут помочь объяснить, как подледные озера на Марсе могут оставаться жидкими, несмотря на низкую температуру у основания ледяной шапки. Вес вышележащего льда обеспечивает давление, необходимое для поддержания воды в жидком состоянии, а не превращения в пар.

Озеро Восток представляется как возможная среда обитания для жизни, которая была изолирована от поверхности Земли в течение миллионов лет, и как аналог предлагаемой среды обитания микробов (и, возможно, более сложных организмов) во внутренних океанах ледяных спутников, таких как спутники Юпитера Европы и Энцелада Сатурна.

Хотя гиперсоленая вода дала бы микробам место для жизни ниже южной полярной шапки Марса, без какого-либо источника энергии (пищи) они не смогли бы выжить. Химические реакции между водой и камнями могут высвободить некоторую энергию, но ее недостаточно. Было бы полезно случайное извержение вулкана или, по крайней мере, горячий источник, питающийся озером.

Южный полярный ледяной покров Марса, сделанный Mars Global Surveyor (MGS) Mars Orbiter Camera (MOC) 17 апреля 2000 года.

У нас нет доказательств этого на Марсе, в отличие от Европы и Энцелада. Хотя новые открытия делают Марс еще более интересным, чем раньше, они не повысили его рейтинг в списке тел Солнечной системы, где с наибольшей вероятностью может существовать жизнь.

Тем не менее, соленая вода может действовать как хранилище, помогая нам находить инопланетные организмы, которые сейчас вымерли, но когда-то прибыли на Марс из других частей Солнечной системы.

Обнаружены облака на далекой экзопланете

Международная группа астрономов не только обнаружила облака на далекой экзопланете WASP-127b, но и измерила их высоту с поразительной точностью.

Презентация Ромена Алларта на Европейском научном конгрессе (EPSC) 2021 показывает, как, объединив данные космического и наземного телескопов, команда смогла выявить верхнюю структуру атмосферы планеты. Это открывает путь для подобных исследований многих других далеких миров. WASP-127b расположилась на расстоянии более 525 световых лет от нас и представляет собой «горячий Сатурн» - гигантскую пла...
24.09.21 13:18
Гигантская полость в космосе проливает новый свет на формирование звезд

Астрономы, анализирующие трехмерные карты форм и размеров близлежащих молекулярных облаков, обнаружили гигантскую полость в космосе.

Сферическая пустота охватывает около 150 парсеков, почти 500 световых лет, и расположена на небе среди созвездий Персея и Тельца. Исследовательская группа, базирующаяся в Гарвард-Смитсоновсом центре астрофизики считают, что полость образовалась древними сверхновыми звездами, которые взорвались около 10 миллионов лет назад. Таинственная полость окружена молекулярными облаками Персея и Тельца - обл...
23.09.21 10:30
«Офис будущего» хочет стать восходящей звездой Голливуда

В последнем американском проекте MAD ??Architects спроектировала поразительную застекленную башню для Голливуда. Высотное здание, описанное фирмой как офис будущего, будет включать много зелени и поспособствует здоровому балансу между работой и личной жизнью для работающих внутри.

Башня носит название «Звезда», что является отсылкой к ее предполагаемому местоположению на бульваре Сансет в самом сердце Голливуда. MAD также заявляет, что дизайн призван напомнить о Голливудских холмах, которые уже нельзя увидеть в естественном виде, хотя черпать вдохновение в природе - это то, чем компания искренне увлечена, а предыдущие проекты имели форму гор и облаков. Несмотря на то, что ...
22.09.21 10:01
Craft Aero предлагает новый тип крыла на еСВВП

Большинство стартапов еСВВП сосредоточены на аэротакси, где от двух до шести мест, но некоторые думают о большем.

GKN Aerospace и Kelekona, например, работают над тем, чтобы запустить в небо 30-50-местных монстров, используя в большей степени подход общественного транспорта. Калифорнийская Craft Aerospace стремится к чему-то посередине: девятиместному самолету с акцентом на междугородние региональные рейсы. И это делается с помощью силовой установки вертикального взлета и посадки, подобной которой мы никогда...
21.09.21 10:19
Обнаружены облака на далекой экзопланете

24.09.21 13:18
Гигантская полость в космосе проливает новый свет на формирование звезд

23.09.21 10:30
Миссия Inspiration4 на орбиту заканчивается приводнением

В воскресенье четыре космических туриста благополучно завершили свой полет на орбиту приводнением в Атлантическом океане у побережья Флориды.

Их капсула SpaceX спустилась с парашютом в океан незадолго до заката, недалеко от того места, где начался их полет тремя днями ранее. Абсолютно любительский экипаж первым облетел планету без профессионального космонавта. Миллиардер, который заплатил нераскрытые миллионы за поездку, и трое его гостей хотели показать, что обычные люди могут взлетать на орбиту самостоятельно, и основатель SpaceX Ил...
20.09.21 10:09
Китайские астронавты вернулись на Землю после 90-дневной миссии

Три китайских астронавта вернулись на Землю в пятницу после завершения самой продолжительной в истории страны миссии с экипажем.

Капсула раскрыла парашют и приземлилась в пустыне Гоби в 07:34 по московскому времени. «Очень приятно вернуться!» - сказал Тан Хунбо после 90-дневной миссии, что стало рекордом для Китая. «Хочу сказать: папа, мама, я вернулся! В добром здравии и в хорошем настроении!» В заявлении Китайского пилотируемого космического агентства (CMSA) говорится, что экипаж космического корабля "Шэньчжоу-12" наход...