Появляется все больше свидетельств существования подледных озер На Марсе

Пару недель назад стало известно, что на Венере может быть жизнь на высоте около 50 км над поверхностью. Новое исследование показывает, что лучшее место для жизни на Марсе может находиться на глубине более километра ниже поверхности, где была обнаружена целая сеть подледниковых озер.

Марс не всегда был таким холодным и сухим, как сейчас. Есть множество признаков того, что вода текла по его поверхности в далеком прошлом, но сегодня сложно найти даже какие-либо трещины, которые можно было бы назвать влажными.

Тем не менее, сегодня на Марсе много воды, но практически вся она заморожена, поэтому от нее мало пользы для жизни. Даже в местах, где полуденная температура поднимается выше нуля, признаки жидкой воды на поверхности удручающе редки. Это связано со слишком малым атмосферным давлением для удержания воды в жидком состоянии, поэтому при нагревании лед обычно превращается непосредственно в пар.

Озера подо льдом

Создается впечатление, что самое благоприятное место для жидкой воды на Марсе находится под обширной южной полярной ледяной шапкой. На Земле такие озера начали открывать в Антарктиде в 1970-х годах; сейчас известно около 400. Большинство из них было обнаружено с помощью радиоэхо-зондирования, при котором оборудование исследовательского самолета излучает радиоимпульсы.

Часть сигнала отражается от поверхности льда, но часть отражается снизу, особенно там, где есть граница между льдом и жидкой водой. Самым крупным подледниковым озером Антарктиды является озеро Восток, длина которого составляет 240 км, ширина 50 км и глубина - сотни метров. Оно расположено на 4 км ниже поверхности.

Радиолокационный спутниковый снимок озера Восток под антарктическим льдом. Показанная территория составляет около 300 км в поперечнике.

Признаки подобных озер ниже южной полярной ледяной шапки Марса были впервые предположены радиолокационными отражениями на 1,5 км ниже поверхности льда в регионе под названием Ultimi Scopuli. Они были обнаружены в период с мая 2012 года по декабрь 2015 года с помощью MARSIS (Марсианский усовершенствованный радар для зондирования недр и ионосферы), который находится на борту космического корабля Mars Express Европейского космического агентства, который вращается вокруг планеты с 2003 года.

Новое исследование данных MARSIS с использованием методов обработки сигналов, которые учитывают как интенсивность, так и резкость отражений, продемонстрировало, что ранее обнаруженная область действительно отмечает жидкое тело. Это подледниковое озеро Ultimi Scopuli и также есть небольшие пятна жидкости поблизости в области 250 км на 300 км, охваченной исследованием. Авторы предполагают, что жидкие тела состоят из гиперсоленых растворов, в которых высокие концентрации солей растворены в воде.

Область шириной 4 км в Ultimi Scopuli: странная текстура льда не дает никаких сведений о наличии жидкой воды на 1,5 км ниже.

Они отмечают, что соли кальция, магния, натрия и калия повсеместно присутствуют в марсианской почве, и что растворенные соли могут помочь объяснить, как подледные озера на Марсе могут оставаться жидкими, несмотря на низкую температуру у основания ледяной шапки. Вес вышележащего льда обеспечивает давление, необходимое для поддержания воды в жидком состоянии, а не превращения в пар.

Озеро Восток представляется как возможная среда обитания для жизни, которая была изолирована от поверхности Земли в течение миллионов лет, и как аналог предлагаемой среды обитания микробов (и, возможно, более сложных организмов) во внутренних океанах ледяных спутников, таких как спутники Юпитера Европы и Энцелада Сатурна.

Хотя гиперсоленая вода дала бы микробам место для жизни ниже южной полярной шапки Марса, без какого-либо источника энергии (пищи) они не смогли бы выжить. Химические реакции между водой и камнями могут высвободить некоторую энергию, но ее недостаточно. Было бы полезно случайное извержение вулкана или, по крайней мере, горячий источник, питающийся озером.

Южный полярный ледяной покров Марса, сделанный Mars Global Surveyor (MGS) Mars Orbiter Camera (MOC) 17 апреля 2000 года.

У нас нет доказательств этого на Марсе, в отличие от Европы и Энцелада. Хотя новые открытия делают Марс еще более интересным, чем раньше, они не повысили его рейтинг в списке тел Солнечной системы, где с наибольшей вероятностью может существовать жизнь.

Тем не менее, соленая вода может действовать как хранилище, помогая нам находить инопланетные организмы, которые сейчас вымерли, но когда-то прибыли на Марс из других частей Солнечной системы.

Успешное испытание двигателя приближает Австралию к космосу

Австралийский исследовательский консорциум успешно испытал двигательную установку нового поколения, которая может обеспечить высокоскоростной полет и услуги по запуску в космос.

Вращающийся детонационный двигатель команды, или RDE, является крупным техническим достижением и впервые в Австралии. Он был разработан инженерами Университета RMIT и разрабатывается консорциумом под руководством DefendTex с исследователями из RMIT, Сиднейского университета и Университета Бундесвера в Германии. Обычные ракетные двигатели работают за счет сжигания топлива при постоянном давлении,...
27.02.21 21:13
GRANTECAN обнаружил самое большое скопление галактик в ранней Вселенной

Исследование, проведенное учеными из Института астрофизики Канарских островов (IAC) с помощью инструмента OSIRIS на Gran Telescopio Canarias (GTC), показало, что в примитивной Вселенной формируется наиболее густонаселенное скопление галактик.

Исследователи предсказывают, что эта структура, которая находится на расстоянии 12,5 миллиардов световых лет от нас, в процессе эволюции превратится в скопление, подобное скоплению Девы, соседки Местной группы галактик, к которой принадлежит Млечный Путь. Скопления галактик - это группы галактик, которые остаются вместе из-за действия силы тяжести. Чтобы понять эволюцию скоплений, ученые ищут фо...
26.02.21 19:18
Сверхмассивные черные дыры могут образовываться из темной материи

Новое теоретическое исследование предложило новый механизм создания сверхмассивных черных дыр из темной материи.

Международная группа ученых обнаружила, что вместо обычных сценариев формирования с участием «нормальной» материи сверхмассивные черные дыры могут образовываться непосредственно из темной материи в областях с высокой плотностью в центрах галактик. Результат имеет ключевое значение для космологии ранней Вселенной и опубликован в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. То, как именно изн...
25.02.21 16:38
Обнаружены свидетельства динамической сезонной активности марсианской песчаной дюны

Ученый Юго-Западного исследовательского института (SwRI) изучил данные изображений Марса за 11 лет, чтобы понять сезонные процессы, которые создают линейные овраги на склонах мегадюны в кратере Рассела на Марсе.

На изображениях ранней весной, сделанных двумя разными камерами орбитального аппарата Mars Reconnaissance Orbiter, доктор Синтия Динвидди из SwRI заметила летящие по воздуху шлейфы пыльного материала, связанные с линейными оврагами на подветренном склоне песчаных дюн. Эти подсказки указывают на активные процессы, в которых участвуют куски замороженного CO2 или сухого льда, которые скользят по песч...