Появляется все больше свидетельств существования подледных озер На Марсе

Пару недель назад стало известно, что на Венере может быть жизнь на высоте около 50 км над поверхностью. Новое исследование показывает, что лучшее место для жизни на Марсе может находиться на глубине более километра ниже поверхности, где была обнаружена целая сеть подледниковых озер.

Марс не всегда был таким холодным и сухим, как сейчас. Есть множество признаков того, что вода текла по его поверхности в далеком прошлом, но сегодня сложно найти даже какие-либо трещины, которые можно было бы назвать влажными.

Тем не менее, сегодня на Марсе много воды, но практически вся она заморожена, поэтому от нее мало пользы для жизни. Даже в местах, где полуденная температура поднимается выше нуля, признаки жидкой воды на поверхности удручающе редки. Это связано со слишком малым атмосферным давлением для удержания воды в жидком состоянии, поэтому при нагревании лед обычно превращается непосредственно в пар.

Озера подо льдом

Создается впечатление, что самое благоприятное место для жидкой воды на Марсе находится под обширной южной полярной ледяной шапкой. На Земле такие озера начали открывать в Антарктиде в 1970-х годах; сейчас известно около 400. Большинство из них было обнаружено с помощью радиоэхо-зондирования, при котором оборудование исследовательского самолета излучает радиоимпульсы.

Часть сигнала отражается от поверхности льда, но часть отражается снизу, особенно там, где есть граница между льдом и жидкой водой. Самым крупным подледниковым озером Антарктиды является озеро Восток, длина которого составляет 240 км, ширина 50 км и глубина - сотни метров. Оно расположено на 4 км ниже поверхности.

Радиолокационный спутниковый снимок озера Восток под антарктическим льдом. Показанная территория составляет около 300 км в поперечнике.

Признаки подобных озер ниже южной полярной ледяной шапки Марса были впервые предположены радиолокационными отражениями на 1,5 км ниже поверхности льда в регионе под названием Ultimi Scopuli. Они были обнаружены в период с мая 2012 года по декабрь 2015 года с помощью MARSIS (Марсианский усовершенствованный радар для зондирования недр и ионосферы), который находится на борту космического корабля Mars Express Европейского космического агентства, который вращается вокруг планеты с 2003 года.

Новое исследование данных MARSIS с использованием методов обработки сигналов, которые учитывают как интенсивность, так и резкость отражений, продемонстрировало, что ранее обнаруженная область действительно отмечает жидкое тело. Это подледниковое озеро Ultimi Scopuli и также есть небольшие пятна жидкости поблизости в области 250 км на 300 км, охваченной исследованием. Авторы предполагают, что жидкие тела состоят из гиперсоленых растворов, в которых высокие концентрации солей растворены в воде.

Область шириной 4 км в Ultimi Scopuli: странная текстура льда не дает никаких сведений о наличии жидкой воды на 1,5 км ниже.

Они отмечают, что соли кальция, магния, натрия и калия повсеместно присутствуют в марсианской почве, и что растворенные соли могут помочь объяснить, как подледные озера на Марсе могут оставаться жидкими, несмотря на низкую температуру у основания ледяной шапки. Вес вышележащего льда обеспечивает давление, необходимое для поддержания воды в жидком состоянии, а не превращения в пар.

Озеро Восток представляется как возможная среда обитания для жизни, которая была изолирована от поверхности Земли в течение миллионов лет, и как аналог предлагаемой среды обитания микробов (и, возможно, более сложных организмов) во внутренних океанах ледяных спутников, таких как спутники Юпитера Европы и Энцелада Сатурна.

Хотя гиперсоленая вода дала бы микробам место для жизни ниже южной полярной шапки Марса, без какого-либо источника энергии (пищи) они не смогли бы выжить. Химические реакции между водой и камнями могут высвободить некоторую энергию, но ее недостаточно. Было бы полезно случайное извержение вулкана или, по крайней мере, горячий источник, питающийся озером.

Южный полярный ледяной покров Марса, сделанный Mars Global Surveyor (MGS) Mars Orbiter Camera (MOC) 17 апреля 2000 года.

У нас нет доказательств этого на Марсе, в отличие от Европы и Энцелада. Хотя новые открытия делают Марс еще более интересным, чем раньше, они не повысили его рейтинг в списке тел Солнечной системы, где с наибольшей вероятностью может существовать жизнь.

Тем не менее, соленая вода может действовать как хранилище, помогая нам находить инопланетные организмы, которые сейчас вымерли, но когда-то прибыли на Марс из других частей Солнечной системы.

Крошечные стоматологические нанороботы генерируют тепло для глубокой очистки зубов

Скопление бактерий глубоко в зубах может вызвать инфекции, и ученые из Индийского института науки разработали набор крошечных роботов-уборщиков, которые справятся с этой задачей.

Наноразмерных роботов можно направлять с помощью магнитного поля в микроскопические каналы в зубах и уничтожать бактерии с помощью тепла, предлагая безопасный и эффективный способ повысить эффективность стандартного лечения корневых каналов. Роботы появились благодаря поиску новых и улучшенных способов борьбы с бактериями, обитающими в так называемых дентинных канальцах. Эти микроскопические кана...
17.05.22 14:07

Найден «переключатель», который даёт надежду при потере слуха

Ученые, изучающие механизмы, лежащие в основе глухоты, определили единственный ген, который они описывают как тип главного переключателя для дифференцировки клеток, открывая новые захватывающие возможности для восстановления слуха.

Утверждается, что открытие «преодолело серьезное препятствие» в этой области и заложило основу для лечения общей причины необратимой потери слуха.Исследование сосредоточено на волосковых клетках уха, которые представляют собой сенсорные клетки, выстилающие внутреннее ухо и имеющие основополагающее значение для слуха. Смерть этих клеток из-за старения и стрессов, таких как чрезмерный шум, приводит ...
15.05.22 11:49
Исследование показывает, что противовоспалительные средства увеличивают риск хронической боли

Новое исследование, проведенное учеными из Университета Макгилла, ставит под сомнение существующие представления о лечении острой боли. Полученные данные свидетельствуют о том, что лечение некоторых форм острой боли противовоспалительными препаратами может фактически увеличить риск того, что боль перерастет в хроническое состояние.

Целью исследования было выяснить, что вызывает переход острой боли в хроническое состояние. Первый шаг включал изучение экспрессии определенных генов у пациентов с острой болью в пояснице. Первый намек на то, что происходит что-то необычное, появился, когда исследователи увидели широкую активность в иммунных генах у пациентов, быстро выздоровевших от острой боли в спине. Те же самые гены явно не ...
14.05.22 15:56

Ученые-планетологи предлагают решение парадокса Ферми: сверхлинейное масштабирование, ведущее к сингулярности

Пара исследователей из Института науки Карнеги и Калифорнийского технологического института разработали возможное решение парадокса Ферми.

В статье, опубликованной в Journal of the Royal Society Interface, Майкл Вонг и Стюарт Бартлетт предполагают, что причина того, что нас не посетили инопланетяне с других планет, заключается в сверхлинейном масштабировании, которое приводит к сингулярности. Несколько лет назад физик Энрико Ферми спросил коллегу, почему инопланетяне из космоса не посетили Землю. Они отметили, что из-за огромных раз...
13.05.22 15:37
Китайский марсоход нашел доказательства более позднего исчезновения воды на Марсе

Группа исследователей Китайской академии наук нашла доказательства того, что вода на Марсе исчезла позже, чем предполагалось.

Предыдущие исследования показали, что части марсианской поверхности были покрыты водой примерно до 3 миллиардов лет назад. Время, когда вода на Марсе высохла, известно как амазонский период. В новой работе данные китайского марсохода Zhurong продемонстрировали исследователям доказательства того, что вода на Марсе могла сохраняться дольше, чем считалось ранее. Марсоход Zhurong уже около года путеш...