Венера могла бы быть обитаемой, но Юпитер всё испортил

Согласно новому исследованию Калифорнийского университета, сегодня Венера могла бы не быть душным и безводным адом, если бы Юпитер не изменил свою орбиту вокруг Солнца.

Масса Юпитера в 2,5 раза превышает массу всех других планет Солнечной системы вместе взятых. Поскольку он сравнительно огромен, то может нарушать орбиты других планет.

В начале формирования Юпитера как планеты он находился ближе к Солнцу, а затем удалялся от него из-за взаимодействия с диском, из которого формируются планеты, а также с другими планетами-гигантами. Это движение и повлияло на Венеру.

Наблюдения за другими планетными системами показали, что подобные миграции гигантских планет вскоре после образования могут быть относительно обычным явлением. Это одни из результатов нового исследования, опубликованного в Planetary Science Journal.

Ученые считают, что планеты, лишенные жидкой воды, неспособны поддерживать жизнь в том виде, в котором мы ее знаем. Хотя Венера могла потерять немного воды на раннем этапе по другим причинам и, возможно, продолжала это делать, астробиолог UCR Стивен Кейн сказал, что движение Юпитера подтолкнуло Венеру к ее нынешнему негостеприимному состоянию.

«Одна из интересных особенностей Венеры сегодня заключается в том, что ее орбита почти идеально круглая», - сказал Кейн, руководивший исследованием. «В этом проекте я хотел выяснить, всегда ли она была такой, и если нет, то каковы последствия этого?»

Чтобы ответить на эти вопросы, Кейн создал модель, имитирующую Солнечную систему, вычисляя расположение всех планет в любой момент времени и то, как они тянут друг друга в разных направлениях.

Ученые измеряют, насколько некруглая орбита планеты находится между 0 (полностью круговая), и 1 (совсем не круговая). Число от 0 до 1 называется эксцентриситетом орбиты. Орбита с эксцентриситетом, равным 1, не может даже совершить полный оборот вокруг звезды; она просто улетит в космос.

Сейчас значение орбиты Венеры составляет 0,006, что характеризует самую круглую орбиту из всех планет Солнечной системы. Модель Кейна показывает, что, когда Юпитер был ближе к Солнцу около миллиарда лет назад, эксцентриситет Венеры составлял 0,3, и существует гораздо более высокая вероятность того, что тогда она была обитаемой.

«По мере миграции Юпитера Венера претерпела бы сильные изменения климата, нагреваясь, а затем остывая и теряя воду в атмосфере», - сказал Кейн.

Недавно ученые обнаружили в облаках над Венерой газ, который может указывать на присутствие жизни. Газ фосфин обычно вырабатывается микробами, и Кейн говорит, что этот газ представляет собой «последний выживший вид на планете, который претерпел резкие изменения в окружающей среде».

Но для этого, отмечает Кейн, микробам пришлось бы поддерживать свое присутствие в облаках серной кислоты над Венерой в течение примерно миллиарда лет с тех пор, как на Венере в последний раз была жидкая вода на поверхности - сценарий трудно представить, но вполне возможен.

«Вероятно, существует множество других процессов, которые могут производить газ, которые еще не исследованы», - сказал Кейн.

В конечном счете важно понять, что случилось с Венерой, планетой, которая когда-то была, вероятно, обитаемой, а теперь имеет температуру поверхности около 430 градусов по Цельсию.

«Я сосредотачиваюсь на различиях между Венерой и Землей и на том, что пошло не так с Венерой, чтобы мы могли понять, насколько Земля пригодна для жизни и что мы можем сделать, чтобы как можно лучше ухаживать за своей планетой», - сказал Кейн.