Загадочная система открывает дверь в новое царство физики

Астрономическое открытие проливает новый свет на звёздную систему изящной формы в галактике Млечный Путь, в которой есть две звезды Вольфа-Райе.

Эти звезды недолговечны и очень редки, из ста миллиардов звёзд нашей галактики подтверждено лишь несколько сотен.

Исследование, опубликованное командой в Ежемесячных уведомлениях Королевского астрономического общества, предлагает более пристальный взгляд не на одну, а на две звезды Вольфа-Райе в двойной звездной системе под названием Апеп, примерно в 8000 световых лет от Земли. Система Апеп, названная в честь змееподобного египетского бога хаоса, была впервые объявлена в 2018 году.

Звезда Вольфа-Райе часто более чем в 20 раз превышает массу нашего Солнца. Они очень горячие, яркие и могут испускать больше излучения, чем миллион обычных звезд. Фактически, они настолько светятся, что разлетаются в стороны под собственным сиянием, теряя огромное количество массы за счет сильных звездных ветров и выбрасывая в космос гелий, кислород и углерод.

Обнаружение любой звезды Вольфа-Райе - событие один на миллиард, возможно только потому, что их экстремальные свойства действуют как маяк, видимый по всей галактике. В Апепе нашлась пара редких звезд, расположенных на орбите, - единственный когда-либо проверенный пример двойной звезды Вольфа-Райе.

Их сильное излучение отбрасывает внешние слои звезды в космос, где материал, особенно углерод, охлаждается и конденсируется в шлейф, образуя буквально столб звездной пыли.

В случае двойной звезды Апеп, когда две звезды вращаются вокруг друг друга, эта пыль скручивается и превращается в огромный светящийся черный хвост. И геометрическая форма, и движение этой пыли кодируют физику орбиты звезды, а также скорость ветра.

Используя методы визуализации с высоким разрешением, ученые выявили форму светящегося шлейфа. Возвращаясь к Апепу на 3 года подряд, ученые наблюдали тонкие различия в движении пылевого хвоста.

Несмотря на огромное расстояние, с которого наблюдали за системой, невероятная мощность современных телескопов и технологий построения изображений позволила ученым запечатлеть танец Апепа.

Анализируя эти данные, ученые создали модель, которая с удивительной детализацией соответствует сложной спиральной геометрии Апепа. Но увеличивающаяся четкость изображений только усилила скрытую загадку, окутывающую систему.

Пренебрегая правилами, которые обычно регулируют другие порождаемые ветром шлейфы пыли, пылевой хвост Апепа, плыл в медленном темпе, открыто сопротивляясь сильным ветрам, которые должны его разогнать. Это трудно представить, поскольку ветры Вольфа-Райе более чем в миллиард раз сильнее нашего солнечного ветра.

После двойной проверки на возможные ошибки ученые были вынуждены признать, что пылевая спираль действительно расширялась в 4 раза медленнее, чем измеренные звездные ветры. Таким образом ученые столкнулись с чем-то неслыханным в других двойных звездных системах Вольфа-Райе; что-то, что требует понимания новой физики.

Единственное объяснение, которое осталось, заключалось в том, что шлейф Апепа каким-то образом укрывается собственным, более мягким ветром. Эта двухскоростная модель ветра теоретически возможна, если звезда, запускающая ветер, обладает особенным свойством: быстрым вращением.

Если она очень быстро вращается вокруг своей оси, это может вызвать медленный ветер в одном направлении, например, вокруг экватора, при этом быстрый ветер будет держаться ближе к полюсам.

Это открывает дверь в царство увлекательной физики, которую раньше только мельком наблюдали астрономы.

Звезды Вольфа-Райе по определению находятся в конце своего жизненного цикла. Возможно, всего через несколько десятков тысяч лет - никто точно не знает, когда - им суждено взорваться как сверхновые, высвободив колоссальное количество энергии и вещества в галактику и оставив остатки чёрной дыры или нейтронной звезды.

Впервые представлен бестопливный генератор электроэнергии от компании Neutrino Energy Group

Технологическое развитие экономики и общества неразрывно связано с появлением новых материалов и исследованием их свойств, в частности наноматериалов.

Если проанализировать наиболее критичные области экономики, которые находятся сегодня в эпицентре санкций и антисанкций, - это энергоресурсы и IT, в первую очередь, разработки различных чипов. Но развитие любой из стран, в первую очередь, попадающих под различные ограничения, показывает, что не только правительста и госкомпании, но и национальный бизнес готов направлять финансовые инвестиции и ин...
27.01.23 18:23
Тороидальные винты: бесшумный переворот в воздухе и воде

Такие винты странной формы с витыми тороидами выглядят как революционное достижение для авиации и морского сектора. Радикально тише, чем традиционные пропеллеры как в воздухе, так и в воде, они также демонстрируют значительный прирост эффективности.

Пропеллеры предназначены для подачи воздуха или воды и использования вращательного движения для их проталкивания. В некотором смысле они являются эволюцией винта Архимеда, который использовался в Древнем Египте за тысячи лет до того, как он был описан Архимедом в 234 году до нашей эры. Однако для устройств, предназначенных для вращения, в течение очень долгого времени было мало революционных изме...
27.01.23 16:16

Двигатели спутников могут стать намного мощнее

Считалось, что двигатели на эффекте Холла, широко используемые на орбите, должны быть большими для создания большей тяги. Новое исследование Мичиганского университета предполагает, что небольшие двигатели Холла могут генерировать гораздо большую тягу, что потенциально делает их кандидатами для межпланетных миссий.

«Раньше люди думали, что можно пропустить только определенное количество тока через площадь двигателя, что, в свою очередь, напрямую переводится в то, сколько силы или тяги получится создать на единицу площади», — сказал Бенджамин Йорнс, доцент аэрокосмической техники Университета штата Массачусетс, возглавивший исследование нового Холловского двигателя. Команда бросила вызов этому пределу, запус...
25.01.23 12:18
Миллиарды небесных объектов обнаружены в новом обзоре Млечного Пути

Астрономы выпустили гигантский обзор галактической плоскости Млечного Пути. Новый набор данных содержит ошеломляющие 3,32 миллиарда небесных объектов —самый большой такой каталог на сегодняшний день.

Данные для этого беспрецедентного исследования были получены с помощью Dark Energy Camera, созданной Министерством энергетики США в Межамериканской обсерватории Национального научного фонда Серро-Тололо в Чили, программа NOIRLab. Галактика Млечный Путь содержит сотни миллиардов звезд, мерцающие области звездообразования и возвышающиеся темные облака пыли и газа. Отображение и каталогизация этих о...