Загадочная система открывает дверь в новое царство физики

Астрономическое открытие проливает новый свет на звёздную систему изящной формы в галактике Млечный Путь, в которой есть две звезды Вольфа-Райе.

Эти звезды недолговечны и очень редки, из ста миллиардов звёзд нашей галактики подтверждено лишь несколько сотен.

Исследование, опубликованное командой в Ежемесячных уведомлениях Королевского астрономического общества, предлагает более пристальный взгляд не на одну, а на две звезды Вольфа-Райе в двойной звездной системе под названием Апеп, примерно в 8000 световых лет от Земли. Система Апеп, названная в честь змееподобного египетского бога хаоса, была впервые объявлена в 2018 году.

Звезда Вольфа-Райе часто более чем в 20 раз превышает массу нашего Солнца. Они очень горячие, яркие и могут испускать больше излучения, чем миллион обычных звезд. Фактически, они настолько светятся, что разлетаются в стороны под собственным сиянием, теряя огромное количество массы за счет сильных звездных ветров и выбрасывая в космос гелий, кислород и углерод.

Обнаружение любой звезды Вольфа-Райе - событие один на миллиард, возможно только потому, что их экстремальные свойства действуют как маяк, видимый по всей галактике. В Апепе нашлась пара редких звезд, расположенных на орбите, - единственный когда-либо проверенный пример двойной звезды Вольфа-Райе.

Их сильное излучение отбрасывает внешние слои звезды в космос, где материал, особенно углерод, охлаждается и конденсируется в шлейф, образуя буквально столб звездной пыли.

В случае двойной звезды Апеп, когда две звезды вращаются вокруг друг друга, эта пыль скручивается и превращается в огромный светящийся черный хвост. И геометрическая форма, и движение этой пыли кодируют физику орбиты звезды, а также скорость ветра.

Используя методы визуализации с высоким разрешением, ученые выявили форму светящегося шлейфа. Возвращаясь к Апепу на 3 года подряд, ученые наблюдали тонкие различия в движении пылевого хвоста.

Несмотря на огромное расстояние, с которого наблюдали за системой, невероятная мощность современных телескопов и технологий построения изображений позволила ученым запечатлеть танец Апепа.

Анализируя эти данные, ученые создали модель, которая с удивительной детализацией соответствует сложной спиральной геометрии Апепа. Но увеличивающаяся четкость изображений только усилила скрытую загадку, окутывающую систему.

Пренебрегая правилами, которые обычно регулируют другие порождаемые ветром шлейфы пыли, пылевой хвост Апепа, плыл в медленном темпе, открыто сопротивляясь сильным ветрам, которые должны его разогнать. Это трудно представить, поскольку ветры Вольфа-Райе более чем в миллиард раз сильнее нашего солнечного ветра.

После двойной проверки на возможные ошибки ученые были вынуждены признать, что пылевая спираль действительно расширялась в 4 раза медленнее, чем измеренные звездные ветры. Таким образом ученые столкнулись с чем-то неслыханным в других двойных звездных системах Вольфа-Райе; что-то, что требует понимания новой физики.

Единственное объяснение, которое осталось, заключалось в том, что шлейф Апепа каким-то образом укрывается собственным, более мягким ветром. Эта двухскоростная модель ветра теоретически возможна, если звезда, запускающая ветер, обладает особенным свойством: быстрым вращением.

Если она очень быстро вращается вокруг своей оси, это может вызвать медленный ветер в одном направлении, например, вокруг экватора, при этом быстрый ветер будет держаться ближе к полюсам.

Это открывает дверь в царство увлекательной физики, которую раньше только мельком наблюдали астрономы.

Звезды Вольфа-Райе по определению находятся в конце своего жизненного цикла. Возможно, всего через несколько десятков тысяч лет - никто точно не знает, когда - им суждено взорваться как сверхновые, высвободив колоссальное количество энергии и вещества в галактику и оставив остатки чёрной дыры или нейтронной звезды.

Крупнейшая в мире проточная батарея подключена к сети в Китае

В китайском городе Далянь была запущена ведущая в мире новая система хранения энергии, которая будет ежедневно снабжать энергией до 200 000 жителей.

Имея начальную мощность 400 МВт/ч и выходную мощность 100 МВт, аккумулирующая электростанция Dalian Flow Battery будет служить источником энергии для города и способствовать освоению возобновляемых источников энергии, таких как ветер и солнечная энергия. Будучи проточной ванадиевой батареей, новая система накопления энергии отличается от обычных литий-ионных батарей, используемых в современных эл...
03.10.22 12:46
Гигантский супертанкер экономит топливо благодаря парусам

По мере движения судоходной отрасли к обезуглероживанию, огромные паруса кораблей могут вернуться. Компания China Merchant Energy Shipping (CMES) получила новый супертанкер, 4 больших паруса которого позволят сократить средний расход топлива почти на 10%.

Паруса были основным источником энергии для больших кораблей на протяжении тысячелетий. Затем немецкий изобретатель Рудольф Дизель запустил первый двигатель в 1897 году, а первые корабли с дизельным двигателем вышли на воду в 1903 году. Более безопасные и эффективные, чем паровые, они постепенно захватили мир судоходства и с тех пор стали опорой международной торговли. И все же они вредны: около 5...