Космическая станция отмечает 20-летие жизни людей на орбите

Международная космическая станция была тесными и небольшими тремя комнатами, когда туда перебрался первый экипаж. Двадцать лет и 241 посетитель спустя в комплексе есть смотровая площадка, три туалета, шесть спальных отсеков и 12 комнат, в зависимости от того, как считать.

Понедельник знаменует собой два десятилетия непрерывного потока людей, живущих там.

Астронавты и космонавты из 19 стран проплывали через люки космической станции, в том числе много повторных посетителей, которые прибывали на шаттлах для краткосрочных строительных работ, и несколько туристов, которые оплатили своё пребывание.

Первый экипаж - американец Уильям Шепард и россияне Сергей Крикалёв и Юрий Гидзенко - стартовали из Казахстана 31 октября 2000 года. Два дня спустя они распахнули двери космической станции.

Шепард, бывший морской котик и ком станции, сравнил это с жизнью на корабле в море. Трое большую часть времени заставляли оборудование работать. Условия были примитивными по сравнению с нынешними.

Крикалёв вспоминал, что на установку и ремонт на новой космической станции уходили часы, а на Земле - минуты.

«Казалось, что каждый день имеет свой набор проблем», - сказал Шепард во время недавней панельной дискуссии НАСА со своими товарищами по команде.

С тех пор космическая станция превратилась в комплекс размером почти с футбольное поле с 13 километрами электропроводки, акром солнечных панелей и тремя высокотехнологичными лабораториями.

«Это 500 тонн предметов, летающих в космосе, большая часть из которых никогда не касалась друг друга, пока не поднялась туда и не объединилась», - сказал Шепард. «И все это работает в течение 20 лет без особых проблем. Это настоящее свидетельство того, что можно сделать с помощью таких программ».

62-летний Крикалёв и 58-летний Гидзенко поднялись в рейтинге российских космонавтов. Оба были задействованы в спуске 64-го экипажа в середине октября. 71-летний Шепард давно ушел из НАСА и живет штате Вирджиния.

Первое, что эти трое сделали, прибыв на темную космическую станцию ??2 ноября 2000 года, включили свет, что Крикалёв назвал «очень запоминающимся». Затем они нагрели воду для горячих напитков и активировали одинокий туалет.

«Теперь можно жить», - вспоминает Гидзенко слова Шепарда. «У нас есть свет, горячая вода и туалет».

Команда назвала свой новый дом Альфа, но название не прижилось.

В настоящее время главная проблема НАСА - растущая угроза космического мусора. В этом году орбитальной лаборатории трижды приходилось уклоняться от обломков.

Что касается удобств на станции, космонавты теперь имеют почти непрерывную связь с диспетчерами полета и даже интернет-телефон для личного пользования. У первого экипажа была нерегулярная радиосвязь с Землей; отключения связи могли длиться часами.

Хотя трое астронавтов прекрасно ладили, между ними и двумя центрами управления полетами в Хьюстоне и за пределами Москвы иногда возникало напряжение. Шепарда так расстроили «противоречивые приказы», что он настоял на том, чтобы они разработали единый план.

«Я должен сказать, что это был мой самый счастливый день в космосе», - сказал он.

После запуска своего первого космического корабля в 1998 году Международная космическая станция уже 22 года находится на орбите. НАСА утверждает, что у неё легко осталось несколько лет полезного использования на высоте 400 километров.

Станция Мир, где жили Крикалёв и Гидзенко в конце 1980-х и 1990-х годах, проработала 15 лет, прежде чем ее утопили в Тихом океане в 2001 году. Более ранние российские и американские станции 1970-х годов имели гораздо меньший срок службы, как и многие китайские более свежие орбитальные посты.

Сейчас астронавты проводят большую часть своих шестимесячных работ, поддерживая работоспособность космической станции ??и выполняя научные эксперименты. Некоторые из них даже провели там около года в одном рейсе, работая подопытными кроликами. Шепард и его команда, напротив, едва успели провести несколько экспериментов.

Первые пару недель были настолько беспокойными - «просто работали, работали и работали», по словам Гидзенко, - что они не брились несколько дней. Чтобы найти бритвы, потребовалось некоторое время.

Уже тогда любимым развлечением команды было смотреть на Землю. Станции нужно всего 90 минут, чтобы облететь земной шар, позволяя астронавтам впитывать ошеломляющие 16 восходов и 16 закатов каждый день.

Нынешние жители - один американец и двое россиян, как и первоначальная команда - планируют отпраздновать знаменательную дату понедельника, разделив праздничный ужин, наслаждаясь видами Земли и вспоминая все экипажи, которые прибыли до них, особенно первый.

Но это не будет выходным днём: «Наверное, мы отметим этот день упорным трудом», - сказал в пятницу с орбиты Сергей Кудь-Сверчков.

По словам Шепарда, одним из лучших результатов 20 лет непрерывного пребывания в космосе является разнообразие космонавтов.

Хотя мужчины по-прежнему возглавляют список, все больше экипажей включают женщин. Две американские женщины работали шкипером космической станции. Командиры обычно американцы или русские, но также там побывали из Бельгии, Германии, Италии, Канады и Японии.

По словам Шепарда, для масштабных начинаний, таких как полеты человека на Марс, можно использовать международный опыт и сотрудничество последних двух десятилетий.

Когда Шепард, Крикалёв и Гидзенко вернулись на Землю на борту шаттла Дискавери почти через пять месяцев, их главная цель была достигнута.

«Наша команда показала, что мы можем работать вместе», - сказал он.

Инженерное чудо: отливка шестого зеркала для Гигантского Магелланова телескопа

Гигантский телескоп Магеллана объявляет о производстве шестого из семи крупнейших монолитных зеркал в мире.

Эти зеркала позволят астрономам заглянуть во Вселенную с большей детализацией, чем любой другой оптический телескоп. Шестое 8,4-метровое (27,5 фута) зеркало изготавливается в лаборатории зеркал Ричарда Ф. Кариса Университета Аризоны, и на его изготовление уйдет почти 4 года. Отливка зеркал считается чудом современной инженерии и обычно отмечается большим личным мероприятием с участием участников с...
07.03.21 13:53
Perseverance совершил первую поездку на 21 фут

На этой неделе новейший марсоход НАСА отправился на пыльную красную дорогу, показав на одометре 21 фут во время первого тест-драйва.

Марсоход Perseverance спустился со своей посадочной позиции в четверг, через две недели после приземления на Красной планете в поисках признаков прошлой жизни. Поездка по кругу длилась всего 33 минуты и прошла настолько хорошо, что в пятницу и субботу у шестиколесного вездехода было больше возможностей вождения. «Это действительно начало нашего пути», - сказал Рич Рибер, инженер НАСА, проложивши...
06.03.21 13:59
Впервые обнаружены органические материалы, необходимые для жизни, на поверхности астероида

Новое исследование Royal Holloway обнаружило воду и органические вещества на поверхности образца астероида, привезенного из внутренней части Солнечной системы. Это первый случай, когда на астероиде были обнаружены органические материалы, которые могли стать химическими предшественниками происхождения жизни на Земле.

Образец был привезен на Землю с астероида Итокава во время первой миссии JAXA Хаябуса в 2010 году. Образец показывает, что вода и органическое вещество, происходящие от самого астероида, с течением времени химически эволюционировали. В исследовательском документе говорится, что Итокава постоянно эволюционировал на протяжении миллиардов лет, включая воду и органические материалы из чужеродных внез...
05.03.21 16:30
Открыта суперземля возле Gliese 486

За последние 25 лет астрономы открыли множество экзопланет из камня, льда и газа благодаря конструкции астрономических инструментов, разработанных специально для поиска планет.

Кроме того, используя комбинацию различных методов наблюдений, они смогли определить большое количество масс, размеров и плотности планет, что помогает оценить их внутренний состав и увеличивает количество планет, которые были обнаружены за пределами Солнечной системы. Но изучение атмосферы каменистых планет, которое позволило бы полностью охарактеризовать те экзопланеты, которые похожи на Землю,...