Космическая станция отмечает 20-летие жизни людей на орбите

Международная космическая станция была тесными и небольшими тремя комнатами, когда туда перебрался первый экипаж. Двадцать лет и 241 посетитель спустя в комплексе есть смотровая площадка, три туалета, шесть спальных отсеков и 12 комнат, в зависимости от того, как считать.

Понедельник знаменует собой два десятилетия непрерывного потока людей, живущих там.

Астронавты и космонавты из 19 стран проплывали через люки космической станции, в том числе много повторных посетителей, которые прибывали на шаттлах для краткосрочных строительных работ, и несколько туристов, которые оплатили своё пребывание.

Первый экипаж - американец Уильям Шепард и россияне Сергей Крикалёв и Юрий Гидзенко - стартовали из Казахстана 31 октября 2000 года. Два дня спустя они распахнули двери космической станции.

Шепард, бывший морской котик и ком станции, сравнил это с жизнью на корабле в море. Трое большую часть времени заставляли оборудование работать. Условия были примитивными по сравнению с нынешними.

Крикалёв вспоминал, что на установку и ремонт на новой космической станции уходили часы, а на Земле - минуты.

«Казалось, что каждый день имеет свой набор проблем», - сказал Шепард во время недавней панельной дискуссии НАСА со своими товарищами по команде.

С тех пор космическая станция превратилась в комплекс размером почти с футбольное поле с 13 километрами электропроводки, акром солнечных панелей и тремя высокотехнологичными лабораториями.

«Это 500 тонн предметов, летающих в космосе, большая часть из которых никогда не касалась друг друга, пока не поднялась туда и не объединилась», - сказал Шепард. «И все это работает в течение 20 лет без особых проблем. Это настоящее свидетельство того, что можно сделать с помощью таких программ».

62-летний Крикалёв и 58-летний Гидзенко поднялись в рейтинге российских космонавтов. Оба были задействованы в спуске 64-го экипажа в середине октября. 71-летний Шепард давно ушел из НАСА и живет штате Вирджиния.

Первое, что эти трое сделали, прибыв на темную космическую станцию ??2 ноября 2000 года, включили свет, что Крикалёв назвал «очень запоминающимся». Затем они нагрели воду для горячих напитков и активировали одинокий туалет.

«Теперь можно жить», - вспоминает Гидзенко слова Шепарда. «У нас есть свет, горячая вода и туалет».

Команда назвала свой новый дом Альфа, но название не прижилось.

В настоящее время главная проблема НАСА - растущая угроза космического мусора. В этом году орбитальной лаборатории трижды приходилось уклоняться от обломков.

Что касается удобств на станции, космонавты теперь имеют почти непрерывную связь с диспетчерами полета и даже интернет-телефон для личного пользования. У первого экипажа была нерегулярная радиосвязь с Землей; отключения связи могли длиться часами.

Хотя трое астронавтов прекрасно ладили, между ними и двумя центрами управления полетами в Хьюстоне и за пределами Москвы иногда возникало напряжение. Шепарда так расстроили «противоречивые приказы», что он настоял на том, чтобы они разработали единый план.

«Я должен сказать, что это был мой самый счастливый день в космосе», - сказал он.

После запуска своего первого космического корабля в 1998 году Международная космическая станция уже 22 года находится на орбите. НАСА утверждает, что у неё легко осталось несколько лет полезного использования на высоте 400 километров.

Станция Мир, где жили Крикалёв и Гидзенко в конце 1980-х и 1990-х годах, проработала 15 лет, прежде чем ее утопили в Тихом океане в 2001 году. Более ранние российские и американские станции 1970-х годов имели гораздо меньший срок службы, как и многие китайские более свежие орбитальные посты.

Сейчас астронавты проводят большую часть своих шестимесячных работ, поддерживая работоспособность космической станции ??и выполняя научные эксперименты. Некоторые из них даже провели там около года в одном рейсе, работая подопытными кроликами. Шепард и его команда, напротив, едва успели провести несколько экспериментов.

Первые пару недель были настолько беспокойными - «просто работали, работали и работали», по словам Гидзенко, - что они не брились несколько дней. Чтобы найти бритвы, потребовалось некоторое время.

Уже тогда любимым развлечением команды было смотреть на Землю. Станции нужно всего 90 минут, чтобы облететь земной шар, позволяя астронавтам впитывать ошеломляющие 16 восходов и 16 закатов каждый день.

Нынешние жители - один американец и двое россиян, как и первоначальная команда - планируют отпраздновать знаменательную дату понедельника, разделив праздничный ужин, наслаждаясь видами Земли и вспоминая все экипажи, которые прибыли до них, особенно первый.

Но это не будет выходным днём: «Наверное, мы отметим этот день упорным трудом», - сказал в пятницу с орбиты Сергей Кудь-Сверчков.

По словам Шепарда, одним из лучших результатов 20 лет непрерывного пребывания в космосе является разнообразие космонавтов.

Хотя мужчины по-прежнему возглавляют список, все больше экипажей включают женщин. Две американские женщины работали шкипером космической станции. Командиры обычно американцы или русские, но также там побывали из Бельгии, Германии, Италии, Канады и Японии.

По словам Шепарда, для масштабных начинаний, таких как полеты человека на Марс, можно использовать международный опыт и сотрудничество последних двух десятилетий.

Когда Шепард, Крикалёв и Гидзенко вернулись на Землю на борту шаттла Дискавери почти через пять месяцев, их главная цель была достигнута.

«Наша команда показала, что мы можем работать вместе», - сказал он.

Светлая галактика в центре темного спора

Темная материя считается клеем, который скрепляет галактики, но несколько лет назад группа астрономов заявила, что нашла галактику, в которой её было.

Другие ученые позже утверждали, что это была ошибка вычислений, но теперь первоначальная команда использовала Хаббл для более надежных наблюдений и подтвердила свои выводы. Новое исследование - последний эпизод в давней саге, которая действительно иллюстрирует действующий научный метод. В 2018 году группа астрономов из Йельского университета объявила об открытии DF2 - карликовой галактики, в кото...
19.06.21 11:37
Китайский экипаж отправился на новую космическую станцию

Три китайских астронавта прибыли в четверг на новую космическую станцию ??Китая, начиная трехмесячную миссию, что стало еще одной вехой в амбициозной космической программе страны.

Корабль Shenzhou-12 соединился с модулем космической станции примерно через 6 часов после взлета с космодрома Цзюцюань на окраине пустыни Гоби. Примерно через 3 часа 56-летний командир Не Хайшэн, за ним 54-летний Лю Бомин и 45-летний новичок Тан Хунбо открыли люки и поплыли в основной жилой модуль Tianhe-1. На фотографиях они были заняты распаковкой оборудования. «Впервые китайцы вошли на собств...
18.06.21 09:53
Тайна падения яркости Бетельгейзе раскрыта

В конце 2019 - начале 2020 года яркая оранжевая звезда Бетельгейзе в созвездии Ориона стала заметно темнее, что заставило астрономическое сообщество задуматься.

Группа астрономов опубликовала новые изображения поверхности звезды, сделанные с помощью Очень Большого Телескопа Европейской южной обсерватории (VLT ESO), которые ясно показывают, как изменилась ее яркость. Новое исследование показывает, что звезда была частично скрыта облаком пыли - открытие, которое раскрывает тайну Великого затемнения Бетельгейзе. Падение яркости Бетельгейзе - изменение, заме...
17.06.21 14:59
Самые большие структуры во Вселенной демонстрируют четкий сигнал вращения со смещением света

Нанося на карту движение галактик в огромных волокнах, соединяющих космическую сеть, астрономы из Потсдамского астрофизического института Лейбница (AIP) в сотрудничестве с учеными из Китая и Эстонии обнаружили, что длинные усики галактик вращаются в масштабе сотен миллионов световых лет. Ротации в таких огромных масштабах еще не наблюдались.

Результаты, опубликованные в Nature Astronomy, показывают, что угловой момент может генерироваться в беспрецедентных масштабах. Космические нити - это огромные мосты из галактик и темной материи, которые соединяют скопления галактик друг с другом. Они направляют галактики к большим скоплениям, расположенным на концах. «Картографируя движение галактик на этих огромных космических супермагистралях ...