У Марса найден потерянный близнец Луны

Международная группа ученых-планетологов нашла астероид, следующий за Марсом, по составу очень похожий на лунный.

Астероид может быть древним обломком, возникшим после гигантских ударов, которые сформировали Луну и другие каменистые планеты в Солнечной системе, такие как Марс и Земля. Исследование, опубликованное в журнале Icarus, также имеет значение для поиска таких первобытных объектов, связанных с нашей планетой.

Троянцы - это класс астероидов, который следует за планетами по их орбитам, как стадо овец может следовать за пастухом, запертым в гравитационных «безопасных гаванях» на 60 градусов впереди и позади планеты. Ученые очень интересуются ими, поскольку они представляют собой остатки материала, оставшегося от образования и ранней эволюции Солнечной системы. Несколько тысяч таких троянцев существуют на орбите планеты-гиганта Юпитер. Ближе к Солнцу астрономы пока обнаружили лишь несколько троянцев Марса.

Группа ученых из Италии, Болгарии и США, возглавляемая Обсерваторией и планетарием Арма (АОП) в Северной Ирландии, изучает троянцев Марса, чтобы понять, что они рассказывают нам о ранней истории внутренних миров Солнечной системы - так называемые планеты земной группы - но также для информирования поисков троянцев Земли. По иронии судьбы, найти троянцев Марса намного проще, чем для нашей собственной планеты, потому что земные троянцы, если они существуют, всегда находятся близко к Солнцу, куда трудно навести телескоп. Земной троян, названный 2010 TK7, был обнаружен десять лет назад космическим телескопом НАСА WISE, но компьютерное моделирование показало, что это временный гость из пояса астероидов между Марсом и Юпитером, а не реликтовый планетезималь из системы Земли.

Чтобы выяснить состав марсианских троянцев, команда использовала спектрограф X-SHOOTER, установленный на 8-метровом Очень Большом Телескопе (VLT) Европейской южной обсерватории в Чили. X-SHOOTER изучает, как поверхность астероида отражает солнечный свет разных цветов - его спектр отражения. Выполняя спектральное сравнение с другими телами Солнечной системы с известным составом, команда надеялась определить, состоит ли этот астероид из материала, подобного каменистым планетам, таким как Земля, или это кусок углерода и богатое водой вещество, типичное для внешней Солнечной системы за пределами Юпитера.

Одним из троянцев, на которые смотрела команда, был астероид (101429) 1998 VF31. Существующие данные о цвете объекта предполагают состав, похожий на обычный класс метеоритов, обычные хондриты. VLT позволил собрать данные об этом астероиде более высокого качества, чем когда-либо прежде. Объединив новые измерения с данными, полученными ранее в телескопе IRTF (Infrared Telescope Facility) на Гавайях, команда затем попыталась классифицировать 101429. Они обнаружили, что спектр не соответствует какому-либо конкретному типу метеорита или астероида, и, как результат, расширили их анализ для включения спектров от других типов поверхностей.

Они обнаружили, что наилучшее спектральное совпадение было не с другими маленькими телами, а с нашим ближайшим соседом, Луной. Как объясняет доктор Галин Борисов: «Многие из спектров астероидов не сильно отличаются от лунных, но, если присмотреться, можно заметить важные различия, например, форма и глубина широкого спектрального поглощения на длинах волн 1 и 2 микрона. Но спектр этого конкретного астероида кажется почти точным для тех частей Луны, где есть обнаженные коренные породы, такие как внутренности кратеров и горы».

Откуда мог взяться такой необычный объект? Одна из возможностей в том, что 101429 - это просто еще один астероид, похожий на обычные хондритовые метеориты, который приобрел свой лунный вид в результате воздействия солнечного излучения.

В качестве альтернативы астероид может выглядеть как Луна, потому что он действительно происходит от Луны. Доктор Апостолос Христу, астроном АОП и ведущий автор статьи, объясняет: «Ранняя Солнечная система сильно отличалась от того, что мы видим сегодня. Пространство между недавно образовавшимися планетами было полно обломков, и столкновения были обычным явлением. Большие астероиды — мы называем эти планетезимали - постоянно ударяли по Луне и другим планетам. Осколок от такого столкновения мог достичь орбиты Марса, когда планета еще формировалась и был захвачен троянскими облаками».

Третий и, возможно, более вероятный сценарий - объект появился с самого Марса. Как указывает Христу: «Форма спектра 101429 говорит о том, что он богат пироксеном, минералом, обнаруженным во внешнем слое или коре тел размером с планету. Марс, как Луна и Земля, подвергался ударам. В начале своей истории один из них был ответственен за гигантску Северную равнину. Такое колоссальное воздействие могло легко отправить 101429 на его путь к точке Лагранжа L5 планеты». Марсианское происхождение было предложено несколько лет назад для троянских братьев и сестер 101429, группы троянцев, под общим названием Эврика. Эти астероиды также имеют необычный состав, но, хотя 101429 богат пироксеном, эти астероиды семейства Эврика в основном состоят из оливина, минерала, обнаруженного глубоко в мантии планеты.

101429 и его собратья также могут помочь нам с поиском земных троянцев, если они существуют. Обнаружение этих объектов может оказаться задачей обсерватории Веры Рубин, готовой начать самое масштабное на сегодняшний день исследование Солнечной системы. Ожидается, что Рубин обнаружит примерно в 10 раз больше астероидов, чем известно в настоящее время, и, наряду со спутником GAIA, уже наблюдающим небо с точки Лагранжа L2 Земля-Солнце, может предложить нам лучшие краткосрочные перспективы для отслеживания троянских астероидов Земли.

Впервые представлен бестопливный генератор электроэнергии от компании Neutrino Energy Group

Технологическое развитие экономики и общества неразрывно связано с появлением новых материалов и исследованием их свойств, в частности наноматериалов.

Если проанализировать наиболее критичные области экономики, которые находятся сегодня в эпицентре санкций и антисанкций, - это энергоресурсы и IT, в первую очередь, разработки различных чипов. Но развитие любой из стран, в первую очередь, попадающих под различные ограничения, показывает, что не только правительста и госкомпании, но и национальный бизнес готов направлять финансовые инвестиции и ин...
27.01.23 18:23
Тороидальные винты: бесшумный переворот в воздухе и воде

Такие винты странной формы с витыми тороидами выглядят как революционное достижение для авиации и морского сектора. Радикально тише, чем традиционные пропеллеры как в воздухе, так и в воде, они также демонстрируют значительный прирост эффективности.

Пропеллеры предназначены для подачи воздуха или воды и использования вращательного движения для их проталкивания. В некотором смысле они являются эволюцией винта Архимеда, который использовался в Древнем Египте за тысячи лет до того, как он был описан Архимедом в 234 году до нашей эры. Однако для устройств, предназначенных для вращения, в течение очень долгого времени было мало революционных изме...
27.01.23 16:16

Двигатели спутников могут стать намного мощнее

Считалось, что двигатели на эффекте Холла, широко используемые на орбите, должны быть большими для создания большей тяги. Новое исследование Мичиганского университета предполагает, что небольшие двигатели Холла могут генерировать гораздо большую тягу, что потенциально делает их кандидатами для межпланетных миссий.

«Раньше люди думали, что можно пропустить только определенное количество тока через площадь двигателя, что, в свою очередь, напрямую переводится в то, сколько силы или тяги получится создать на единицу площади», — сказал Бенджамин Йорнс, доцент аэрокосмической техники Университета штата Массачусетс, возглавивший исследование нового Холловского двигателя. Команда бросила вызов этому пределу, запус...
25.01.23 12:18
Миллиарды небесных объектов обнаружены в новом обзоре Млечного Пути

Астрономы выпустили гигантский обзор галактической плоскости Млечного Пути. Новый набор данных содержит ошеломляющие 3,32 миллиарда небесных объектов —самый большой такой каталог на сегодняшний день.

Данные для этого беспрецедентного исследования были получены с помощью Dark Energy Camera, созданной Министерством энергетики США в Межамериканской обсерватории Национального научного фонда Серро-Тололо в Чили, программа NOIRLab. Галактика Млечный Путь содержит сотни миллиардов звезд, мерцающие области звездообразования и возвышающиеся темные облака пыли и газа. Отображение и каталогизация этих о...