Дело о пропавшей темной материи: обнаружен новый подозреваемый в тайне галактики

Далекая галактика, в которой почти нет темной материи, угрожает разрушить нашу теорию образования галактик. Новые данные свидетельствуют о том, что эта галактика - не аномалия, а жертва кражи.

Темная материя - невидимая субстанция, столь же загадочная, как следует из названия, - является ключевым ингредиентом, помогающим галактикам формироваться и развиваться.

Она создает сильную гравитацию, необходимую для образования галактик и сохранения структуры существующих галактик в неприкосновенности.

Но астрономы были озадачены с момента открытия в прошлом году NGC1052-DF4, стабильной и долгоживущей галактики почти без темной материи. Как может существовать галактика без такого важного ингредиента? Ошибочны ли наши теории о формировании галактик?

Международное исследование, проведенное UNSW в Сиднее, предполагает, что темная материя изначально там была, а после ее просто украл жадный сосед.

«Мы обнаружили, что гравитационное притяжение соседней массивной галактики NGC1035 ворует ее звезды и темную материю», - говорит доктор Мирейя Монтес, ведущий автор исследования и астрономический исследователь из UNSW Science и Научного института космического телескопа.

Исследование, опубликованное в The Astrophysical Journal, дает объяснение того, почему так много темной материи отсутствует в галактике, не противореча существующему пониманию образования галактик.

«Когда две галактики проходят близко друг к другу, они страдают от гравитационного притяжения друг друга», - говорит доктор Монтес. «Наши изображения обнаружили, что слабые звезды отталкиваются более крупной галактикой - взаимодействие, называемое приливным разрушением.

То же явление можно найти и на Земле: в нашем случае гравитационное притяжение Луны влияет на приливы и отливы на Земле. Но приливные разрушения могут привести к тому, что галактики изгибаются и теряют форму.

Если теория приливного разрушения верна, меньшая галактика NGC1052-DF4 скоро начнет демонстрировать больше признаков разрушения. Со временем она может полностью распасться.

«Приливное разрушение удалит значительный процент темной материи до того, как повлияет на звезды», - говорит доктор Монтес. «Если сейчас звезды начинают разрушаться, значит, большая часть темной материи уже ускользнула».

Доктор Игнасио Трухильо, соавтор статьи и исследователь из Instituto de Astrof?sica de Canarias (IAC), говорит: «Со временем галактика перестанет поглощаться большой системой вокруг нее (NGC1035), и некоторые звезды останутся свободно плавать в глубоком космосе».

Ученые использовали мощные телескопы и методы получения глубоких изображений, включая фотосъемку с длительной выдержкой до 60 часов, чтобы найти слабые подсказки на внешних краях галактики.

Эти методы позволяют освещать очень тусклые звезды и галактики, или то, что астрономы называют низкой поверхностной яркостью Вселенной.

«Первоначальные документы показали, что галактика имеет очень расслабленную симметричную форму, что позволяет предположить, что никакие внешние силы не нарушали ее», - говорит доктор Монтес. «Но наши изображения показывают, что на эту галактику на самом деле влияет соседняя галактика - она ??просто наблюдалась ??в начале взаимодействия. Внутренняя часть галактики сохраняет свою форму, но во внешних, более тусклых частях видно эти приливные разрушения: звезды, которые уже отделились от галактики».

Наблюдения проводились с использованием телескопа IAC80, Gran Telescopio Canarias и космического телескопа Хаббл.

Поскольку темная материя является невидимой силой, ее можно наблюдать только по тому, как звездные объекты, такие как звезды и галактики, взаимодействуют с пространством вокруг.

Обнаружена система с газовой гигантской экзопланетой и белым карликом

Используя спутник НАСА TESS, международная группа астрономов обнаружила интересную внесолнечную планетную систему, состоящую из звезды-хозяйки оранжевого карлика, планеты размером с Юпитер и белого карлика.

TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite) проводит исследование около 200 000 ярчайших звезд около Солнца с целью поиска транзитных экзопланет. На данный момент было идентифицировано более 2450 экзопланет-кандидатов (представляющие интерес объекты TESS или TOI), из которых 91 подтверждена. Теперь группа астрономов во главе с Дэвидом В. Мартином из Университета штата Огайо сообщает об обнаружен...
18.01.21 19:45
В Западной Африке обнаружен новый вид оранжевой летучей мыши

Ученые, работающие в западноафриканской Гвинее, обнаружили новый вид летучих мышей с оранжевым мехом. Редкое открытие было сделано при проведении полевых исследований в изолированном горном хребте Нимба.

Находка была сделана в начале 2018 года, когда ученые проводили исследования по сохранению популяций летучих мышей в исключительно биоразнообразных горах Нимба, регионе Западной Африки, охватывающем границы Гвинеи, Либерии и Кот-д'Ивуара. Исследователи сосредоточили свое внимание на серии старых шахтёрских пещер, которые давно были заселены летучими мышами. В ходе исследования ученые обнаружили п...
17.01.21 16:35
Исследование: почти 500 звезд родились одновременно

В Млечном Пути находится 8 292 недавно обнаруженных звездных потока - все они названы Theia. Но Theia 456 особенный.

Звездный поток – это линейная структура, а не скопление звезд. После объединения нескольких наборов данных, снятых космическим телескопом Gaia, группа астрофизиков обнаружила, что все 468 звезды Theia 456 родились одновременно и движутся в одном направлении по небу. «Большинство звездных скоплений формируются вместе», - сказал Джефф Эндрюс, астрофизик Северо-Западного университета и член группы. ...
16.01.21 18:07
RIP: крот InSight прекратил свою миссию после 2 лет на Марсе

В четверг НАСА объявило марсианского крота мертвым после того, как ему не удалось глубоко зарыться в Красную планету, чтобы измерить ее температуру.

Ученые в Германии потратили 2 года, пытаясь заставить тепловой зонд, получивший прозвище «крот», просверлить марсианскую кору. Но устройство длиной 40 сантиметров, которое является частью спускаемого аппарата НАСА InSight, не могло создать достаточного трения в красной грязи. Предполагалось, что он закопается на глубину 5 метров, но за всё время было пробурено всего лишь около полутора метров. По...
15.01.21 16:00
Обнаружена система с газовой гигантской экзопланетой и белым карликом

18.01.21 19:45
Исследование: почти 500 звезд родились одновременно

16.01.21 18:07
RIP: крот InSight прекратил свою миссию после 2 лет на Марсе

15.01.21 16:00
Самый далекий обнаруженный квазар проливает свет на рост черных дыр

Группа астрономов из Университета Аризоны наблюдала светящийся квазар в 13,03 миллиардах световых лет от Земли - самый далекий квазар, открытый на сегодняшний день. Квазар, датируемый 670 миллионами лет после Большого взрыва, когда возраст Вселенной составлял всего 5% от нынешнего, содержит сверхмассивную черную дыру, эквивалентную общей массе 1,6 миллиарду Солнц.

Помимо того, что это самый далекий и, соответственно, самый ранний из известных квазаров, этот объект является первым, демонстрирующим свидетельства истекающего ветра перегретого газа, выходящего из окрестностей черной дыры на пятой части скорости света. В дополнение к выявлению сильного ветра, вызываемого квазаром, новые наблюдения также показывают интенсивную активность звездообразования в галак...