Капсула с образцами астероида Рюгу приземлилась в Австралии

Во второй раз человечество доставило на Землю образцы астероида.

Небольшая капсула с нетронутыми частичками околоземного астероида Рюгу приземлилась 5 декабря в удаленной и труднопроходимой Запрещенной зоне Вумера, примерно в 500 км к северо-западу от столицы Южной Австралии Аделаиды.

Образцы были взяты за миллионы километров от Земли японской миссией Hayabusa2, которая изучала астероид Рюгу, шириной 900 метров, с июня 2018 по ноябрь 2019 года.

Предок Hayabusa2, Hayabusa, был первым, кто привез домой образцы космической породы, доставив в 2010 году куски каменного астероида Итокава. Но Hayabusa (по-японски "сапсан") привез менее 1 миллиграмма материала. Ожидается, что груз Hayabusa2 превысит 100 мг, а его образцы взяты с астероида совсем другого типа, класса С, богатого водой и углеродсодержащими органическими соединениями.

«Материалы, которые сформировали Землю, океаны и жизнь, присутствовали в первичном облаке, из которого сформировалась Солнечная система. В ранней Солнечной системе эти материалы контактировали и могли химически взаимодействовать с одними и теми же родительскими объектами», - сообщает JAXA в обзоре Hayabusa2. «Эти взаимодействия сохраняются даже сегодня в примитивных телах (астероидах класса C), поэтому возвращение их образцов для анализа позволит выяснить происхождение и эволюцию Солнечной системы и строительных кирпичиков жизни».

Ключевым моментом является наличие образцов на Земле. Ученые из хорошо оборудованных лабораторий по всему миру могут исследовать космический камень гораздо более подробно, чем Hayabusa2 или любой другой зонд в глубоком космосе. Чистота возвращенного материала также является важным аргументом. У исследователей уже есть доступ ко многим метеоритам, но эти «бесплатные образцы» астероидов изменились во время путешествия через атмосферу Земли и пребывание на поверхности планеты.

Космический корабль Hayabusa2, массой 690 кг, был запущен в декабре 2014 года, а встретился с суровым Рюгу 27 июня 2018 года, положив начало эпической исследовательской кампании.

Hayabusa2 подробно наблюдал за Рюгу, а также разместил на поверхности астероида спускаемый аппарат размером с микроволновку под названием MASCOT (Mobile Asteroid Surface Scout), который был предоставлен Немецким аэрокосмическим центром в сотрудничестве с французским космическим агентством CNES.

Космический корабль совершил два самостоятельных полета к поверхности Рюгу, оба раза для сбора образцов. Во время первой операций в феврале 2019 года Hayabusa2 зачерпнул немного поверхностного материала. В апреле того же года корабль выстрелил 2,5 кг медным снарядом в Рюгу, создав кратер, шириной 10 м на поверхности. В июле того же года зонд спустился вниз и собрал часть выкопанной земли и камней.

Hayabusa2 хранил эти образцы отдельно, поэтому ученые смогут сравнивать материалы из двух очень разных сред - поверхности Рюгу, которая подвергается атмосферному воздействию космического излучения, и более защищенных глубин астероида.

Получив образцы, Hayabusa2 покинул Рюгу в ноябре 2019 года и направился домой. 26 ноября этого года, примерно в 3,6 миллионах километров от Земли, зонд запустил двигатели, скорректировав траекторию. Маневр направил Hayabusa2 на курс к участку неба, шириной 10 км, над Вумерой. «Это как целиться в божью коровку с расстояния километра», сравнили представители JAXA.

По заявлению JAXA, Hayabusa2 выпустил возвращаемую капсулу (шириной 40 сантиметров) 4 декабря на расстоянии около 220 000 км от нашей планеты. Затем главный космический корабль произвел еще одно включение двигателя, поскольку его работа еще не завершена: он пролетит мимо небольшого астероида (98943) 2001 CC21 в 2026 году и встретится с еще одним космическим камнем, 1998 KY26, в 2031 году.

А капсула, не имеющая собственного двигателя, продолжила полет к Земле и вошла в атмосферу вчера в 20:28 по мск, с ожидаемой скоростью примерно 43 190 км/ч. Она раскрыла парашют через несколько минут, когда находилась примерно в 10 км над землей, и приземлилась в 20:47 по мск 6 декабря.

Экипажи спасателей направились на вертолете на поиски капсулы и в конечном итоге обнаружили ее в 22:47 по мск.

После обеспечения безопасности и осмотра капсулы, члены команды Hayabusa2 доставят её в Центр изучения внеземных образцов JAXA в Японии. Этот объект, строительство которого было завершено в 2008 году, был спроектирован специально для размещения и изучения космического материала, принесенного домой из космических полетов.

Затем часть материала Рюгу поступит в лаборатории по всему миру, где ученые изучат его, чтобы получить подсказки о ранних днях Солнечной системы и возникновении жизни на Земле.

Несколько других космических кораблей вскоре последуют примеру Hayabusa2, принеся на Землю свои частички из космоса.

Китайский лунный аппарат Chang'e 5 на этой неделе собрал нетронутый материал с поверхности Луны. Этот образец должен приземлиться во Внутренней Монголии 16 или 17 декабря. А в октябре этого года космический корабль NASA OSIRIS-REx поймал большой образец другого богатого углеродом околоземного астероида - Бенну. Возвращаемая капсула OSIRIS-REx приземлится в Юте, США, в сентябре 2023 года, если все пойдет по плану.

Кроме того, первый этап сложной долгосрочной кампании по доставке образцов Марса на Землю начался в июле этого года с запуска марсохода NASA Mars 2020 Perseverance, который приземлится на Красной планете в феврале 2021 года. Среди задач охотничьего марсохода - это сбор нескольких десятков образцов, которые совместными усилиями НАСА и ЕКА доставят домой, возможно, уже в 2031 году.

JAXA работает над собственным проектом по возвращению образцов с Марса - миссией Martian Moons Exploration (MMX), запуск которой запланирован на 2024 год. MMX возьмет образцы Фобоса, одного из двух маленьких спутников Красной планеты, и доставит их на Земля для анализа.

Светлая галактика в центре темного спора

Темная материя считается клеем, который скрепляет галактики, но несколько лет назад группа астрономов заявила, что нашла галактику, в которой её было.

Другие ученые позже утверждали, что это была ошибка вычислений, но теперь первоначальная команда использовала Хаббл для более надежных наблюдений и подтвердила свои выводы. Новое исследование - последний эпизод в давней саге, которая действительно иллюстрирует действующий научный метод. В 2018 году группа астрономов из Йельского университета объявила об открытии DF2 - карликовой галактики, в кото...
19.06.21 11:37
Китайский экипаж отправился на новую космическую станцию

Три китайских астронавта прибыли в четверг на новую космическую станцию ??Китая, начиная трехмесячную миссию, что стало еще одной вехой в амбициозной космической программе страны.

Корабль Shenzhou-12 соединился с модулем космической станции примерно через 6 часов после взлета с космодрома Цзюцюань на окраине пустыни Гоби. Примерно через 3 часа 56-летний командир Не Хайшэн, за ним 54-летний Лю Бомин и 45-летний новичок Тан Хунбо открыли люки и поплыли в основной жилой модуль Tianhe-1. На фотографиях они были заняты распаковкой оборудования. «Впервые китайцы вошли на собств...
18.06.21 09:53
Тайна падения яркости Бетельгейзе раскрыта

В конце 2019 - начале 2020 года яркая оранжевая звезда Бетельгейзе в созвездии Ориона стала заметно темнее, что заставило астрономическое сообщество задуматься.

Группа астрономов опубликовала новые изображения поверхности звезды, сделанные с помощью Очень Большого Телескопа Европейской южной обсерватории (VLT ESO), которые ясно показывают, как изменилась ее яркость. Новое исследование показывает, что звезда была частично скрыта облаком пыли - открытие, которое раскрывает тайну Великого затемнения Бетельгейзе. Падение яркости Бетельгейзе - изменение, заме...
17.06.21 14:59
Самые большие структуры во Вселенной демонстрируют четкий сигнал вращения со смещением света

Нанося на карту движение галактик в огромных волокнах, соединяющих космическую сеть, астрономы из Потсдамского астрофизического института Лейбница (AIP) в сотрудничестве с учеными из Китая и Эстонии обнаружили, что длинные усики галактик вращаются в масштабе сотен миллионов световых лет. Ротации в таких огромных масштабах еще не наблюдались.

Результаты, опубликованные в Nature Astronomy, показывают, что угловой момент может генерироваться в беспрецедентных масштабах. Космические нити - это огромные мосты из галактик и темной материи, которые соединяют скопления галактик друг с другом. Они направляют галактики к большим скоплениям, расположенным на концах. «Картографируя движение галактик на этих огромных космических супермагистралях ...